Форма государства: понятие и основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – всестороннее изучение сущности и содержания формы государства.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить научные публикации по проблеме;
- проанализировать изученные работы;
- обобщить полученные результаты;
- раскрыть понятие формы государства;
- дать характеристику элементам формы государства;
- раскрыть понятие «форма правления» и описать её виды;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 4
Понятие «форма государства» и ее элементы…………….... 7
Форма государственного правления: понятие и виды…..…. 11
Понятие «форма правления»……………………………….. 11
Монархическая форма правления…..…………………………. 12
Республиканская форма правления………………….……….. 14
Форма государственно-территориального устройства: понятие и виды………………………………………………… 17
Понятие «форма государственно-территориального устройства»…………………………………………………… 17
Унитарное (простое) государство…………………………… 18
Федеративное государство…………………………………… 20
Конфедерация………………………………………………… 23
Политический (государственный) режим: понятие и виды... 25
Понятие «государственный режим» 25
Разновидности государственного режима……...................… 26
Политический режим и его разновидности.…………………. 28
Заключение……………………………………………………………….. 31
Список использованных источников…………………………………… 34

Файлы: 1 файл

Формы государства понятие и основные элементы.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

- в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения 
осуществляют   центральные   органы,   которые   официально   представляют 
страну на международной арене.

По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным.

Централизованное государство  – когда во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных – местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные  системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Среди унитарных государств можно выделить Францию, Италию, Польшу, Испанию20.

 

3.3. Федеративное государство

 

Федеративное  государство представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 25 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и др. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штат, кантон, республика и т.п.), внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов21.

Федеративная  форма государственного устройства является еще более многоликой, чем  унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство22. И все же можно выделить черты, характеризующие все федеративные государства:

-  состоит из территорий  субъектов федерации;

- оно – союзное государство;

- федерация представляет  собой добровольное объединение  нескольких ранее   самостоятельных   государственных   объединений   в   одно   союзное государство;

- территория  федерации состоит из территорий  ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик;

- в союзном государстве  верховная законодательная, исполнительная  и судебная   власть   принадлежит   федеральным   государственным   органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

- субъекты    федерации    обладают    правом    принятия    собственной конституции,   имеют   свои   высшие   законодательные,   исполнительные   и судебные органы;

- в большинстве  федераций существует единое  союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

- при федеральном  государственном устройстве в  Парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

- основную  общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют  союзные государственные органы. Субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации.

Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

  1. государственные   образования,   составляющие   территориальную 
    федерацию,   не   являются   суверенными   государствами,   поскольку   их 
    деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) 
    государственных   органов.   Юридическое   и   фактическое   разграничение 
    компетенции      между      союзом      и      его      субъектами      определяется 
    конституционными  нормами:   они  устанавливают  перечень  вопросов,   по 
    которым  только  союз  может  издавать  нормативно-правовые   акты.   Все 
    остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении 
    законотворческих органов субъектов и федераций.
  2. субъекты   территориальной   федерации   конституционно   лишены 
    права прямого представительства в международных отношениях.

 

  1. в территориальных федерациях конституционное законодательство 
    не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.
  2. управление вооруженными силами в территориальных федерациях 
    непосредственно осуществляется союзными государственными органами23.

Национальные  федерации наряду с общими признаками, которые присуще любому государству, они имеют ряд существенных особенностей (многонациональным составом населения, которое проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию). Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов (все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства). Обеспечивает суверенитет больших и малых наций. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.

Основные  различия между территориальной и национальной федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Россия – уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация «состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации»24.

 

3.4. Конфедерация

 

Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При этом устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних25.

Для конфедерации характерно:

1. отсутствие    своих    общих    законодательных, исполнительных, судебных органов, характерных для федерации;

2. отсутствие  единой  армии,  единой  системы  налогов  и  единого 
государственного бюджета;

3. конфедерация   сохраняет   гражданство   тех   государств,   которые 
находятся во временном союзе;

4. конфедеративные  органы могут договориться о  единой денежной системе, единых таможенных правилах;

5. эти государства недолговечны.

По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Обычно конфедерация на практике являет собой союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.п.).

Для осуществления  согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны – участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. При этом государства конфедерации могут по своей воле покидать ее и расторгать конфедеративный договор. Обычно конфедерации недолговечны: либо они распадаются на унитарные государства, либо перерастают в федерации.

 

4 Политический (государственный) режим: понятие и виды

 

4.1 Понятие  «государственный режим»

 

Государственный режим является наиболее изменчивой частью формы государства. Это обусловлено тем, что государственный режим представляет собой совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Их выбор зависит от соотношения политических сил в стране. Если государственная власть попеременно находится у различных политических сил, то режим будет постоянно изменяться. Причем изменение государственного режима существенно отражается на форме правления и форме государственного устройства. Понятие «государственный режим» выражает характер существующей власти, ее содержание. Обычно в нем заключено соотношение диктатуры и демократии как принципов организации общественной жизни26.

Однако понятие  «государственный режим» не исчерпывает  всех средств осуществления политической власти. Кроме государства в любом обществе есть политические силы, которые прямо не связаны с государственной властью, но оказывают на нее существенное влияние (например, промышленно-финансовые группы, военнопромышленный комплекс). Исторически понятие «государственный режим» корректно использовать для характеристики способа правления до XVIII в., т.е. до времени появления политических партий. Тогда государство было единственным субъектом политической власти, ее обладателем. После появления партий, движений, общественных организаций монополия государства на власть исчезает. Эти организации тоже становятся участниками   политической   жизни,   борются   за   власть,   влияют   на   нее.

 

Поэтому     понятие     «государственный     режим»     уже,     чем     понятие «политический режим».

4.2. Разновидности государственного  режима

Исторически первым государственным режимом  была деспотия (от греч. despotia – неограниченная власть). Классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Индия, Иран, Китай). В условиях деспотического режима полномочия главы государства (монарха, фараона, царя, императора) не ограниченны, ему принадлежит вся полнота светской и церковной власти. В реализации власти деспот опирается на многочисленный бюрократический аппарат. Правит он, опираясь исключительно на насилие, подавляя любое проявление самостоятельности, недовольства, несогласия. Обычно личность деспота обожествляли. Например, в Древнем Китае его называли «сыном неба»27.

Сходными  чертами характеризуется диктаторский режим (от лат. dictatura – неограниченная власть). Следует отметить, что понятие «диктатор» не всегда отождествлялось с насилием, жестокостью. В Древнем Риме диктатором называлось чрезвычайное должностное лицо. Диктатор избирался членами сената на шесть месяцев и наделялся всей полнотой власти в течение этого срока. Затем его полномочия прекращались. Обычно диктаторы избирались для осуществления какой-то чрезвычайной задачи: защита государства от внешних врагов или осуществление завоевательных войн. Гай Юлий Цезарь нарушил традицию выборности и установил личную диктатуру. С той поры диктатура ассоциируется с неограниченной властью, беззаконием, произволом, насилием и жестокостью.

 

Исторической  разновидностью диктатуры является абсолютизм, ставший господствующим государственным режимом в Средневековье. Данный способ правления характеризуется концентрацией всех видов власти в руках монарха, правившего, опираясь на божественное право королей и насилие. После буржуазных революций XVII-XVIII вв. абсолютные монархии стали преобразовываться в конституционные монархии, когда власть монарха ограничена конституцией и парламентом, или свергалась революционным народом и на их месте учреждались республики.

Хотя традиционный абсолютизм сходит с политической сцены, однако он сохраняется в целом ряде стран: Марокко, Иордании, Саудовской Аравии и т.п. Так, король Саудовской Аравии осуществляет законодательную и исполнительную власть, является одновременно премьер-министром, главнокомандующим и верховным судьей. Правительство формируется из членов королевской семьи. Деятельность политических партий запрещена28.

Тирания (от греч. tyrannis – единоличное правление, установленное насильственным путем) в отличие от деспотии и диктатуры обычно связывалась с незаконным захватом власти каким-то лицом. Этот способ правления был распространен в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. Обычно тиран опирался на поддержку масс и часто проводил реформы в их интересах. Достаточно вспомнить афинского тирана Писистрата (VI в. до н.э.). В годы его правления были не только улучшены социально-экономические условия жизни бедных слоев населения, но и действовала демократическая конституция Солона.

Во времена  античности и Средневековья существовали и демократические режимы. Однако тогда демократия не получила широкого распространения, хотя и переживала период расцвета в Древней Греции – в Афинах в V в. до н.э. Следует отметить, что политическими и гражданскими правами и свободами пользовалось не все население, а только граждане города-государства. Именно они принимали участие в решении всех дел в полисе, собираясь вместе на торговой площади.

Однако существовать долгое время демократические режимы не могли. Низкий уровень культуры населения, безразличие к нуждам общества (ведь за занятие управленческой деятельностью денег не платили) приводили режим в упадок. В Средневековье демократия сохранилась лишь в городах-коммунах. Возрождение демократии произойдет лишь в XVIII в.

 

4.3. Политический режим и его разновидности

 

Появление политических партий, движений расширило число участников политической жизни, т.е. тех, кто реально мог влиять на власть или осуществлять ее. Тогда для обозначения способа (формы) правления вместо понятия «государственный режим» стали использовать понятие «политический режим».

Информация о работе Форма государства: понятие и основные элементы