Форма государства: понятие и основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – всестороннее изучение сущности и содержания формы государства.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить научные публикации по проблеме;
- проанализировать изученные работы;
- обобщить полученные результаты;
- раскрыть понятие формы государства;
- дать характеристику элементам формы государства;
- раскрыть понятие «форма правления» и описать её виды;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 4
Понятие «форма государства» и ее элементы…………….... 7
Форма государственного правления: понятие и виды…..…. 11
Понятие «форма правления»……………………………….. 11
Монархическая форма правления…..…………………………. 12
Республиканская форма правления………………….……….. 14
Форма государственно-территориального устройства: понятие и виды………………………………………………… 17
Понятие «форма государственно-территориального устройства»…………………………………………………… 17
Унитарное (простое) государство…………………………… 18
Федеративное государство…………………………………… 20
Конфедерация………………………………………………… 23
Политический (государственный) режим: понятие и виды... 25
Понятие «государственный режим» 25
Разновидности государственного режима……...................… 26
Политический режим и его разновидности.…………………. 28
Заключение……………………………………………………………….. 31
Список использованных источников…………………………………… 34

Файлы: 1 файл

Формы государства понятие и основные элементы.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

В государствоведческой литературе существуют два подхода  к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы8.

В действительности форма правления не исчерпывается  положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством), но, будучи формой управления государством, она не может включать всю политическую среду. Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством9.

Еще в период рабовладения возникли две формы  правления, которые сохранились  до настоящего времени, приобретая современный  вид: монархия и республика. Различия между ними состоят в следующем:

  1. в способах организации органов верховной государственной власти 
    (выборы, назначение, престолонаследие);
  2. в степени участия населения в их формировании;
  3. в принципах взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной властей10.

 

2.2 Монархическая форма правления

 

Монархия — это форма единоличного правления, при которой власть передается по наследству. Юридическими признаками монархии являются:

1) существование   единоличного   главы   государства,   обладающего 
властью пожизненно;

  1. престолонаследие как способ передачи верховной власти;
  2. монарх правит по собственному усмотрению, а не от имени народа;

4) юридическая безответственность монарха, т.е. он не отвечает за 
принимаемые   решения, за них несут ответственность   министры, которые действуют от имени монарха11.

Монархии  бывают абсолютными (примером могут служить государства Персидского залива), когда власть монарха ничем (например, конституцией) и никем (например, парламентом) не ограничена, и конституционными. Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическая монархия характеризуется разделением властей: исполнительная власть закреплена за монархом, который осуществляет ее с помощью ответственного перед ним правительства, а законодательная власть находится у парламента. Монарх обладает и законодательными полномочиями. Он может распустить парламент в случае несогласия с его решениями. Обычно дуалистические монархии возникали в переходные периоды, когда общество меняет тип исторического развития, например переходит от феодализма к капитализму. В этих условиях монарх отражает интересы уходящего с исторической арены класса феодалов, а парламент — зародившейся буржуазии. Примером дуалистической монархии может служить Германия в период 1871—1918 гг.

В парламентарных монархиях, которые представляют современные Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия и т.п., монарх «царствует, но не правит». Власть распределена между парламентом (законодательная власть) и правительством (исполнительная власть). Правительство несет ответственность за принимаемые решения перед парламентом. В отдельных странах, например Испании, монарх — не только символ нации, не только представляет страну на международной арене, но и выполняет функцию главнокомандующего. Однако серьезного влияния на внутриполитическую жизнь он не оказывает, поскольку все его повеления должны быть одобрены парламентом и согласованы с правительством.

 

2.3 Республиканская  форма правления

 

Республика представляет собой форму правления, при которой органы верховной власти избираются населением на определенный период. Юридическими признаками республики являются:

1) выборность высших органов государственной власти;

2) срочность,    т.е.    органы    верховной    власти    избираются    на 
определенный срок;

  1. осуществление власти  от имени народа,  а не по  собственному 
    усмотрению;
  2. юридическая   ответственность   органов   власти   за   принимаемые 
    решения;

 

  1. власть функционирует на принципе разделения;
  2. гарантированность прав человека и гражданина12.

Современные республики бывают трех видов: парламентарные, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики; либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентарной республики)13.

В президентской республике, примером которой является США, существует жесткое разделение властей. Президент, избираемый народом, одновременно является главой государства и главой правительства. Правительство назначается президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом. Президент не располагает правом роспуска парламента. Президентская республика как форма правления может быть эффективной в чрезвычайных условиях, когда бывает особенно необходимой сильная исполнительная власть для оперативного решения возникающих проблем14.

В парламентской республике правительство формируется победившей на выборах партией (или коалицией партий), т.е. партией, которая располагает большинством мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Власть президента ограниченна, поскольку он выбирается парламентом. Президент является главой государства и по конституции имеет право назначать правительство. Однако на практике правительство формируется партией или партиями, победившими на выборах. Хотя конституции парламентских республик наделяют президента широкими полномочиями (он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, является главнокомандующим вооруженными силами), но осуществлять их он может лишь по предложению правительства15.

Достоинством  парламентской республики является единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной (парламентом) и зависит от ее поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие реформы.

Однако парламентская республика как форма правления имеет и определенные недостатки. Так, парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформировать эффективное правительство практически невозможно. Так, в Италии часто повторяющиеся правительственные кризисы (где примерно два раза в год сменяются правительства) происходят из-за того, что девять партий в парламенте не могут договориться о единой программе действий.

Президентско-парламентская республика – эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и др. Отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль ее парламента существенно ограничена по сравнению с французским.

Президентско-парламентскую  республику еще называют смешанной, поскольку она сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики)16.

С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства – премьер-министра, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения резолюции порицания (вотума недоверия) им.

 

3 Форма государственно-территориального устройства:                понятие и виды

 

3.1 Понятие  «форма государственно-территориального  устройства»

 

Государство представляет собой территориальную  организацию общества. Иначе говоря, государство расположено на определенной территории, на которой проживают его граждане. Эти граждане могут исповедовать различные религии, говорить на несхожих языках, иметь различную культуру, обычаи. Да и государства представляют собой уже не маленькие древнегреческие полисы с населением 6-10 тыс. человек, а занимают более обширные территории с населением на несколько порядков больше.

При достижении определенной численности населения  и размера территории возникает потребность в ее делении на территориальные единицы (штат, земля, кантон, край, область, район, губерния, уезд), которыми можно было бы эффективно управлять. Для этого в территориальных единицах создаются органы управления17.

Однако поскольку  эти единицы вместе образуют территорию государства, то возникает необходимость в распределении властных полномочий между центральными и местными органами управления.

Способы объединения  населения на территории, связь граждан  через политические и территориальные образования с государством выражают понятие «форма государственного устройства». Так, например, США прошли определенные этапы территориальной организации. После получения независимости (1776 г.) Соединенные Штаты (в США входило 13 штатов) развивались за счет колонизации западных земель. Когда на землях Запада население достигало «5 тыс. свободного мужского населения дееспособного возраста», соответствующая территория должна была созвать «генеральную ассамблею» для того, чтобы помогать назначенному губернатору управлять ею. Но когда население достигало «60 тыс. свободных лиц», Конгресс должен был принять территорию в качестве нового штата «на равных правах с прежними штатами». Так постепенно современные США стали состоять из 50 штатов.

Таким образом, форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию власти, выражающей характер взаимоотношений государства как целого с составляющими его частями, распределение властных полномочий между центральными и местными органами.

Взаимоотношения между государством как целым  и его составными частями могут строиться на трех принципах:

а) унитаризма (от лат. unus – один, единое);

б) федерализма (от лат. fedus – союз, верность союзу);

в) конфедерализма (от лат. confederatio – сообщество).

Трем этим принципам территориальной организации  соответствуют три формы государственного устройства18.

 

3.2. Унитарное (простое) государство

 

Наиболее  распространенным видом территориально-политической организации является унитарное государство, где имеются общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю территорию. Функционирует единая система законодательства, единая правовая система, единая денежная система и единое гражданство.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование,    состоящее    из    административно-территориальных    единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам, не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности19.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное   государство,   на   территории   которого   проживают 
небольшие      по      численности      национальности,      широко      допускает 
национальную и законодательную автономию;

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют     верховное    руководство     соответствующими     местными органами;

- действует одна конституция,  единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная реформа, проводится обязательная для всех общая налоговая и кредитная политика;

- составные   части   унитарного   государства   (области,   департаменты, округа)  государственным  суверенитетом  не  обладают.   Не  имеют своих законодательных    органов,    самостоятельных    воинских    формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственной власти. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью;

Информация о работе Форма государства: понятие и основные элементы