Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – всестороннее изучение сущности и содержания формы государства.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить научные публикации по проблеме;
- проанализировать изученные работы;
- обобщить полученные результаты;
- раскрыть понятие формы государства;
- дать характеристику элементам формы государства;
- раскрыть понятие «форма правления» и описать её виды;
Введение………………………………………………………………… 4
Понятие «форма государства» и ее элементы…………….... 7
Форма государственного правления: понятие и виды…..…. 11
Понятие «форма правления»……………………………….. 11
Монархическая форма правления…..…………………………. 12
Республиканская форма правления………………….……….. 14
Форма государственно-территориального устройства: понятие и виды………………………………………………… 17
Понятие «форма государственно-территориального устройства»…………………………………………………… 17
Унитарное (простое) государство…………………………… 18
Федеративное государство…………………………………… 20
Конфедерация………………………………………………… 23
Политический (государственный) режим: понятие и виды... 25
Понятие «государственный режим» 25
Разновидности государственного режима……...................… 26
Политический режим и его разновидности.…………………. 28
Заключение……………………………………………………………….. 31
Список использованных источников…………………………………… 34
Соотношение диктатуры или демократии, которое выражается в степени свободы личности в обществе, в гарантиях ее прав и свобод, позволяет выделить три политических режима: тоталитаризм, авторитаризм, демократию29.
Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый) был установлен в ряде стран (Германии, Италии, Испании и др.) впервой половине XX в. Он был следствием глубокого экономического и политического кризисов, в которых оказались эти страны. Выходом из данного состояния стало установление тоталитарного режима.
Тоталитаризм – это режим всеобщего контроля государства за всеми сферами жизни человека с помощью средств вооруженного насилия.
Тоталитарное государство контролирует не только действия человека, но и его потребности, мысли. Оно осуществляет свой контроль с помощью разветвленной карательной системы, слежки, доносительства. Власть концентрируется в руках лидера монопольно правящей партии (фюрера, вождя), которая является единственной политической организацией в государстве. Она определяет цели и задачи общества, формулирует их в своей идеологии и осуществляет с помощью государства. Таким образом, государство находится на службе у правящей партии30.
Более мягким
по средствам осуществления
В связи с тем, что при авторитарных режимах управление страной осуществляется централизованно и, следовательно, существует возможность направлять средства на решение важных задач, эти режимы способны проводить эффективные реформы при условии, что они совпадают с интересами правящей верхушки.
Демократия (греч. demos – народ + kratos – власть) как политический режим вызывает больше всего споров как среди ученых, так и среди рядовых граждан. Как наиболее идеальный способ правления демократия характеризуется следующими признаками:
4) существование многопартийной
системы, выражающей интересы
различных групп общества;
Для осуществления этого идеала требуется, высокий уровень сознания людей, предполагающий, что они будут политически активны, стремиться участвовать в управлении и контроле за властью. Однако на практике большинство людей пассивно, они заняты решением своих частных проблем. К тому же демократия предполагает высокий уровень жизни32.
Следовательно, демократия предполагает свободу выбора, а за этим выбором всегда следует ответственность того, кто его сделал (за свои поступки, слова). Поэтому английский премьер-министр У.Черчилль как-то заметил: «Демократия – самая плохая форма правления, если не считать все остальные...».
Заключение
Политические формы современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и др. странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцария), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.
Проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.
Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись государственно-правовой режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов: правления, государственного устройства и государственно-правового режима.
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Подобно другим «парным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д. Категория форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима. Целью данной работы было рассмотрение каждого из этих трех элементов, выделение общего и особенного, поиск соответствия между различными элементами формы государства, систематизация и обобщение многообразных фактов современной политической жизни.
Современная
концепция организации
Изучив этот вопрос нельзя не заметить, что между различными элементами формы государства существует известное соответствие. Так монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма «тяготеет» к унитарной централизованной форме государственного устройства и автократическому государственному режиму. Республиканские формы правления хорошо «вписываются» в условия либерально-демократического государственного режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут «задавать» федеративное государственное устройство.
Современная
концепция организации
Список использованных источников
1 Арановский, К. В. Государственное право зарубежных стран : учебник для вузов. – 3-е изд. – М. : Инфра-М, 1999. – 488 с.
2 Арзамаскин, Н. Н. К вопросу о понятии формы государства / Н.Н. Арзамаскин // Правовая политика и правовая жизнь. – 2006. – № 2. – С. 53 – 64.
3 Байтин,
М. И. Категория «форма
правления» в современной отечественной
науке / М. И. Байтин, В. А. Грузинов // Вестник
Саратовской гос. академии
права. – 2008. – № 3. – С. 18-23.
4 Ведяхин, В. М. О форме российского государства / В. М. Ведяхин. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2006. – № 6. – С. 3-8.
5 Григорьева, И. В. Теория государства и права: учеб. пособие / И. В. Григорьева. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. – 304 с.
6 Грузинов, В. А. Понимание института «форма государства» в отечественной научной литературе на рубеже XX-XXI веков / В.А. Грузинов. // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2008. – №4. – С. 61-65.
7 Енгибарян, Р. В. Теория государства и права : учеб. пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. – М. : Норма, 2007. – 256 с.
8 Иванов, В.
К. К критике современной
9 Керимов,
Д. А. Государство и правовое
государство /
10 Кокошкин, Ф.
Ф. Лекции по общему
11 Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник / С. А. Комаров. – СПб. : Питер, 2004. – 512 с.
12 Кудрявцев, Ю. А. Политические режимы: Критерии классификации и основные виды / Ю. А. Кудрявцев // Правоведение. – 2002. – № 1. – С. 195-205.
13 Курдюкова, З. Н. Правовое регулирование политической формы государства: Опыт президентской республики США / З. Н. Курдюкова // Актуальные проблемы правоведения. – 2008. – № 2. – С. 11-13.
14 Кульков, М. О. Понятие и виды лидерской формы правления в современном мире / М. О. Кульков // Вестник Саратовской гос. Академии права. – 2007. – № 2. – С. 18-24.
15 Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – М. : Маркет ДС, 2007. – 640 с.
16 Мухаев, Р. Т. Правовые основы Российского государства : учебник / Р. Т. Мухаев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 351 с.
17 Осипян, Б. А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства / Б.А. Осипян // Современное право. – 2009. – № 1. – С. 25-34.
18 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник для вузов / В. Д. Перевалов. – М. : Юрайт. – 2009. – 379 с.
19 Правоведение : учебник
/ под общей ред. В. А.
20 Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учеб. пособие / Т. Н. Радько. – М. : Проспект, 2011. – 135 с.
21 Рассолов, М. М. Теория и история государства и права: учебник для вузов / М. М. Рассолов. – М. : Юрайт Изд-во ООО, 2010. – 635 с.
22 Серегин, А. В. Античные мыслители о монархической форме правления / А. В. Серегин // Правоведение . – 2006. – № 5. – С. 160-168.
23 Соловьев, А.
К вопросу о понятии
24 Проблемы
общей теории права и
25 Фаткуллин,
Ф. Ф. Проблемы теории
пособие / Ф. Ф. Фаткуллин. – Казань : КЮИ МВД России, 2003.
– 351 с.
26 Чемагина,
А. Н. Отдельные
тенденции закрепления
форм государственно-
27 Широбоков, С. А. Механизм демократических правоотношений человека и государства / С. А. Широбоков // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 2. – С. 5-8.
1 Арзамаскин, Н. Н. К вопросу о понятии формы государства / Н. Н. Арзамаскин // Правовая политика и правовая жизнь. – 2006. – № 2 (23). – С. 53.
2 Мухаев, Р. Т. Правовые основы Российского государства : учебник / Р. Т. Мухаев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА. 2007. – С. 254.
3 Грузинов, В. А. Понимание института «форма государства» в отечественной научной литературе на рубеже XX – XXI веков / В. А. Грузинов. // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2008. – № 4. – С. 63.
4 Серегин, А. В. Античные мыслители о монархической форме правления / А. В. Серегин // Правоведение . – 2006. – № 5. – С. 160.
5 Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – М., 2007. – С. 243.
6 Фаткуллин, Ф. Ф. Проблемы теории государства и права : учеб. пособие. / Ф. Ф. Фаткуллин. – Казань, 2003. – С. 231.
Информация о работе Форма государства: понятие и основные элементы