Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:13, курсовая работа
В Конституционном праве, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Целью данной работы как раз и является рассмотрение различных форм правления, государственного устройства и государственных режимов с современной точки зрения.
Введение………………………………………………………………………...……3 1. Понятие формы государства……………………………………………………..4
2. Форма правления: понятие и виды………………………………………………5
2.1 Монархия………………………………………………………………………5
2.1.1 Абсолютная (Неограниченная)………………………………………….6
2.1.2 Ограниченная……………………………………………………………..6
2.2 Республика…………………………………………………………………….8
2.2.1 Президентская…………………………………………………………….9
2.2.2 Парламентская…………………………………………………………..10
2.2.3 Смешанная………………………………………………………………10
3. Форма государственного устройства: понятие и виды………………………..12
3.1 Унитарное государство……………………………………………………...13
3.2 Федерация……………………………………………………………………14
3.3 Конфедерация………………………………………………………………..16
3.4 Империя………………………………………………………………………17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика…………...19
4.1 Демократический…………………………………………………………….20
4.2 Недемократический (антидемократический)………………………………21
4.2.1 Тоталитарный…………………………………………………………...21
4.2.2 Авторитарный…………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………..…..25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского»
Павловский филиал
Специальность: «Юриспруденция»
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория государства и права»
Тема: «Форма государства»
Выполнила студентка 1 курса очной формы обучения, группа № 2-Б11Ю/15 Воронина Н.А
Научный руководитель: к.ю.н. Никитин А.В.
г. Павлово
2012 г.
План курсовой работы.
Стр.
Введение…………………………………………………………
2. Форма правления: понятие и виды………………………………………………5
2.1 Монархия…………………………………………………………
2.1.1 Абсолютная (Неограниченная)……………………………………
2.1.2 Ограниченная………………………………………………
2.2 Республика……………………………………………………
2.2.1 Президентская……………………………………………
2.2.2 Парламентская……………………………………………
2.2.3 Смешанная………………………………………………………
3. Форма государственного устройства:
понятие и виды………………………..12
3.1 Унитарное государство………………………
3.2 Федерация………………………………………………………
3.3 Конфедерация………………………………………………
3.4 Империя……………………………………………………………
4. Государственный (политический)
режим: общая характеристика…………...19
4.1 Демократический………………………………………
4.2 Недемократический (антидемократический)………………………
4.2.1 Тоталитарный………………………………………………
4.2.2 Авторитарный………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время, в современном обществе уже довольно сложно не обладать той или иной степенью познаний о тех государствах, в которых мы живем, в которые нам приходится выезжать на отдых или в рабочие командировки. И в первую очередь, это как раз и есть понятие об их режиме, форме правления, форме государственного устройства.
В Конституционном праве, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.
Целью данной работы как раз и является рассмотрение различных форм правления, государственного устройства и государственных режимов с современной точки зрения.
1. Понятие формы государства
Форма государства – это особенности его внутренней организации, сложное общественное явление, которое включает в себя три элемента, взаимосвязанных друг с другом: форма правления, форма государственного устройства и государственный (политический) режим, т.е. организацию и осуществление государственной власти (Приложение 1)
Форма государства определяется задачами, которые оно ставит перед собой, культурой, зрелостью общественно-политических процессов, особенностью государственной жизни, историческими традициями, религией, природными условиями, характером взаимоотношений государственных структур с негосударственными и множеством мелких факторов, которые и определяют самобытность формы государственной власти каждой страны.
Исследуя форму государства, необходимо исходить из того, что она:
Является принципиально важной составной частью, проявлений и атрибутов государства;
Она не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими «составными» частями, характеризующими государство.
Форма государства всегда
имеет непосредственную связь с
сущность и содержанием государства,
выступает выразителем его
2. Форма правления: понятие и виды
Под формой правления подразумевают
организацию верховной
В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).
Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени - формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.
2.1 Монархия.
Монархия (греч. monarehia – единовластие) – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена (частично или полностью) в руках единоличного главы государства и передается обычно по наследству [8, с.63].
Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе. В период феодализма она стала основной формой правления. Но при переходе к новому времени и капитализму во многих странах уступила место республики.
В настоящее время монархические формы правления существуют:
Монархии можно разделить на ограниченные и абсолютные.
2.1.1 Абсолютная
В абсолютной монархии вся государственная власть осуществляется главой государства – монархом (царем, королем, императором, султаном, шахом, эмиром) и не ограничивается никаким органом власти.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Абсолютная монархия характерна
для последнего этапа развития феодального
государства, когда после окончания
преодоления феодальной раздробленности
завершается процесс
2.1.2 Ограниченная
В ограниченной монархии – власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основании Конституции.
В настоящее время ограниченная монархия существует в таких странах как: Великобритания, Дания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Япония, Норвегия и др.
Ограниченная монархия бывает двух видов: дуалистическая и парламентская (конституционная).
Дуалистическая монархия является переходной формой правления от абсолютной монархии к парламентской.
В дуалистической монархии власть носит двойной характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формируется монархом, и парламентом. Правительство формируется не зависимо от парламента и не несет ответственности перед ним. Монарх в большинстве выражает интересы феодалов, а парламент является представителем буржуазии и других слоев населения. Монарху принадлежит большая часть законодательной власти, которая выражается в праве абсолютного вето на законы принятые парламентом.
В парламентской (конституционной)
монархии правительство формируется
из представителей партии или партий,
которые получили большинство голосов
на выборах в парламент; лидер
этой партии становится главой государства;
в законодательной, исполнительной
и судебной сферах власть монарха
имеет чисто символический
Нужно помнить, что монархия - это, по выражению философа И.А. Ильина, «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы и т.д., ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или не подготовленное соответствующим образом лицо.
В отличие от монархии, при
республиканской форме
2.2 Республика
Республика или
Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi», – подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа» [5, с.305].
До 1917 г. Россия именованная Российской империей, была по форме правления монархией. Затем был период, в который страна существовала как республика. Сначала – демократическая (при Временном правительстве), потом – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).
С 1922 г. на территории бывшей Российской империи образовалась государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В составе, которого было пятнадцать республик. В декабре 1991 г. СССР распался на пятнадцать независимых государств-республик. Одной из них была Российская Федерация (Россия).
В Конституции Российской Федерации в ч.1 ст.1 говорится: Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Республика (лат. respublica – общественное дела) – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется избранными на определенный срок органами [8, с.64].
Признаки республики: