Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

В Конституционном праве, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Целью данной работы как раз и является рассмотрение различных форм правления, государственного устройства и государственных режимов с современной точки зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...……3 1. Понятие формы государства……………………………………………………..4
2. Форма правления: понятие и виды………………………………………………5
2.1 Монархия………………………………………………………………………5
2.1.1 Абсолютная (Неограниченная)………………………………………….6
2.1.2 Ограниченная……………………………………………………………..6
2.2 Республика…………………………………………………………………….8
2.2.1 Президентская…………………………………………………………….9
2.2.2 Парламентская…………………………………………………………..10
2.2.3 Смешанная………………………………………………………………10
3. Форма государственного устройства: понятие и виды………………………..12
3.1 Унитарное государство……………………………………………………...13
3.2 Федерация……………………………………………………………………14
3.3 Конфедерация………………………………………………………………..16
3.4 Империя………………………………………………………………………17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика…………...19
4.1 Демократический…………………………………………………………….20
4.2 Недемократический (антидемократический)………………………………21
4.2.1 Тоталитарный…………………………………………………………...21
4.2.2 Авторитарный…………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………..…..25

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.01 Кб (Скачать файл)

В настоящее время республиканская  форма правления – самая распространенная в мире.

В зависимости от того, кто  формирует правительство, кому оно  подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

 

2.2.1 Президентская

Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность [2, с.157].

Чаще всего в президентских  республиках нет должности премьер-министра, так как функции главы государства  и главы правительства выполняет  президент.

В президентской республике:

    • В руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства;
    • Президент выбирается на всеобщем голосовании, получая полномочия от народа;
    • Президент обладает значительными полномочиями, он сам формирует правительство, которое несет ответственность перед ним, а не перед парламентом. 

В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной  властью президента. Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, президент, как глава государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч.3 ст.80), решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ч.4 ст.80), назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (ст.84), назначает референдум (ст.84), обладает правом законодательной инициативы (ст.84).

Президент подписывает и обнародует федеральные законы (ст.84) и дает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и многие другие, жизненно важные для всего общества, государства и отдельных граждан вопросы.

Так же президент наделяется и другими полномочиями: является верховным главнокомандующим (ч.1 ст.87), вводит чрезвычайное положение (ст.88) и др.

 

2.2.2 Парламентская

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она  также весьма распространена.

Парламентская республика – республика, парламент в которой обладает высшей верховной государственной властью.

В парламентской республике:

    • Верховная власть принадлежит парламенту;
    • Президент избирается не народом, а парламентом;
    • Правительство формируется парламентским путем, главой правительства является не президент, а лидер правящей партии;
    • В случае недоверия парламента правительство уходит в отставку либо добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов в парламент.

Наряду с президентской  и парламентской республиками, во многих государствах существует смешанная форма правления, с элементами президентской и парламентской республик.

 

2.2.3 Смешанная

Для таких республик характерно отсутствие прямой юридической связи  между президентом и правительством.

В некоторых странах президент  избранный народом, являясь главой государства, формально-правовом смысле отделен от руководства исполнительной властью.

Конституция такой республики может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

В конституции может быть закреплена возможность роспуска парламента или его нижней палаты по решению  президента.

После истечения срока  полномочий установленного законом, полномочия избранных населением органов государственной  власти прекращаются и проходят новые  выборы, и процедура формирования органов государственной власти повторяется.

Форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны. Процедура выборов и порядок деятельности органов государственной власти регулируются законом.

Народ принимает большое  участие в формировании высших органов  государственной власти.

 

  3. Форма государственного устройства: понятие и виды

 

Территория государства  это пространство, на которое его  власть распространяется. Это не только суша, но также водное и воздушное  пространство. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства – это система, взаимоотношений  между государством в целом (центральной властью) и территориальными составными частями (населением и действующими там органами публичной власти).

Проблема территориального устройства возникла, когда начали увеличиваться территории государства, они потребовали создания специальных органов и учреждений для управления окраина и отдаленными местностями.

Форма государственного устройства – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территорий на определенные составные части, их правовое положение, а так же взаимоотношения между государством, в целом, и его составными частями.

Форма государственного устройства показывает:

    • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
    • какое правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов;
    • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
    • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно  разделить на:

    • Унитарное;
    • Федерация;
    • Конфедерация.

Некоторые государства изначально складывались как многонациональные, но в дальнейшем они избрали путь федеративного государства, так  как даже при наличии лидирующей нации им приходилось учитывать интересы всех остальных наций, которые остались в государстве. Другие государства складывались на одно национальной основе, чаще всего они построены по типу унитарного государства.

Большое значения для выбора формы государства имеет размер ее территории. Крупные государства вынуждены быть федерацией, мелкие – унитарными государствами, но из этого правила есть исключения.

 

3.1 Унитарное  государство

Унитарное государство —  форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами  и не имеют статуса государственного образования.

Так же унитарное государство  можно определить, как целое единое централизованное государство, состоящие из различных административно-территориальных единиц и не имеющем в своем составе государств или государственных образований.

Унитарному государству  характерны признаки:

    • Территория делится на административно-территориальные единицы;
    • Отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства;
    • Административно- территориальные единицы имеют одинаковое правовое положение по отношению к центральной власти;
    • Может иметь автономию наделенную, центральной властью правом самостоятельно решать вопросы экономической и социально-культурной деятельности;
    • Единые общие для всей страны высшие органы государственной власти;
    • Единая конституция;
    • Единая система законодательства;
    • Парламент имеет однопалатную систему;
    • Единое гражданство для всей страны;
    • Единая система налогообложения;
    • Единая судебная система;
    • Единая денежная система.

Унитарные государства могут  быть централизованными и децентрализованными. В первом случае, отсутствует местное  самоуправление, а во главе местных  органов стоят назначенные на пост, из центра чиновники. Во втором случае, местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

Унитарными являются обычно государства с небольшой территорией. Они могут быть как одно национальными, так и многонациональными.

Примеры: Дания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Португалия, Венгрия.

 

3.2 Федерация

Федерация – это сложное (союзное) государство, которое состоит из государственных образований обладающих определенной юридической самостоятельностью [10, с.48].

Федеративное государственное  устройство неоднородно. В различных  странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования  конкретной федерации и прежде всего  национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Федерации характерны признаки:

    • Территорию государства составляют территории ее субъектов;
    • Двухуровневая система органов государственной власти: федеральный и субъективный уровень;
    • Определенная самостоятельность субъектов, они могут иметь свою конституцию (устав), символику;
    • Две системы законодательства: общегосударственная и субъектная;
    • Два уровня гражданства: федеративное и региональное;
    • Двухканальная система налогообложения;
    • Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти – правительству, парламенту, судам;
    • Субъекты не имеют права выходить из федерации.

Федерации могут быть: симметричными (все субъекты имеют равное правовое положение) и ассиметричными (все  субъекты имею разное правовое положение).

Так же федерации образовываются на основании различных принципов. Они могут быть:

    • Национальными
    • Территориальными
    • Национально-территориальными (смешанными)

В национальных федерациях субъекты создаются на основе, проживающих  на территории наций. Национальные федерации  являются не прочными образованиями.

В территориальных федерациях положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Так  удобно управлять в больших по территории государствах.

В национально-территориальных (смешанных) федерациях в основу формирования субъектов положен территориальный и национальный принципы.

Российская Федерация  в соответствии с ч.1 ст.1 Конституции РФ, является федеративным правовым государством. Ее субъектный состав формируется по национально-территориальному принципу. В состав РФ, в соответствии с ч.1 ст.65 Конституции РФ, входят: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1автономная область, 4 автономных округа.

 

Сравнительная характеристика унитарных и федеративных государств.

Унитарное государство.

Федеративное государство.

Единая конституция

Несколько конституций (федеральная  конституция и конституция субъектов)

Суверенитет не подлежит разделу (нет множественности суверенитетов)

Суверенитет делится между  различными субъектами (имеют место  целостный суверенитет и суверенитеты субъектов)

Единое гражданство

Может быть двойное гражданство

Государство может быть многонациональным, но нет территориальных (государственных) образований по национальному признаку

Национальности имеют  собственное государственное образование

Разделение, компетенции  носят лишь субординальный характер

Компетенции на основе конституций, иных конституционных актов (уставов) разделены между федерацией и ее субъектами

Единая территориальная  система управления

Сложная. Многоуровневая система  управления


 

 

3.3 Конфедерация

Конфедерация – это  союз серенных государств, созданный  на основе межгосударственного договора для достижения определенных целей (экономических, политических и др.)

Конфедерации характерны признаки:

    • Это союз суверенных государств, вхождение в этот союз не каким образом не влияет на самостоятельность этих государств. Они сохраняют конституцию, политические границы, гражданство, вооруженные силы. Если они сохраняют экономические границы, то сохраняют государственную валюту.
    • Конфедерация представляет собой временный союз государств, созданный для достижения определенных целей (экономических, политических и др.).
    • Для достижения цели создаются специальные объединенные органы. Финансирование, которых осуществляется за счет взносов участников конфедерации, размер определяется федеративным договором. Решения, принимаемые этим органом, носят рекомендательный характер.
    • Конфедерация не  имеет общих органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
    • Не имеет единой армии, единой системы налогов, единого бюджета.
    • Государства имеют право свободного выхода из конфедерации.

Информация о работе Форма государства