Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:13, курсовая работа
В Конституционном праве, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Целью данной работы как раз и является рассмотрение различных форм правления, государственного устройства и государственных режимов с современной точки зрения.
Введение………………………………………………………………………...……3 1. Понятие формы государства……………………………………………………..4
2. Форма правления: понятие и виды………………………………………………5
2.1 Монархия………………………………………………………………………5
2.1.1 Абсолютная (Неограниченная)………………………………………….6
2.1.2 Ограниченная……………………………………………………………..6
2.2 Республика…………………………………………………………………….8
2.2.1 Президентская…………………………………………………………….9
2.2.2 Парламентская…………………………………………………………..10
2.2.3 Смешанная………………………………………………………………10
3. Форма государственного устройства: понятие и виды………………………..12
3.1 Унитарное государство……………………………………………………...13
3.2 Федерация……………………………………………………………………14
3.3 Конфедерация………………………………………………………………..16
3.4 Империя………………………………………………………………………17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика…………...19
4.1 Демократический…………………………………………………………….20
4.2 Недемократический (антидемократический)………………………………21
4.2.1 Тоталитарный…………………………………………………………...21
4.2.2 Авторитарный…………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………..…..25
В настоящее время
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
2.2.1 Президентская
Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность [2, с.157].
Чаще всего в президентских
республиках нет должности
В президентской республике:
В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью президента. Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, президент, как глава государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч.3 ст.80), решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ч.4 ст.80), назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (ст.84), назначает референдум (ст.84), обладает правом законодательной инициативы (ст.84).
Президент подписывает и обнародует федеральные законы (ст.84) и дает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и многие другие, жизненно важные для всего общества, государства и отдельных граждан вопросы.
Так же президент наделяется и другими полномочиями: является верховным главнокомандующим (ч.1 ст.87), вводит чрезвычайное положение (ст.88) и др.
2.2.2 Парламентская
Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена.
Парламентская республика – республика, парламент в которой обладает высшей верховной государственной властью.
В парламентской республике:
Наряду с президентской и парламентской республиками, во многих государствах существует смешанная форма правления, с элементами президентской и парламентской республик.
2.2.3 Смешанная
Для таких республик характерно
отсутствие прямой юридической связи
между президентом и
В некоторых странах президент избранный народом, являясь главой государства, формально-правовом смысле отделен от руководства исполнительной властью.
Конституция такой республики может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
В конституции может быть закреплена возможность роспуска парламента или его нижней палаты по решению президента.
После истечения срока полномочий установленного законом, полномочия избранных населением органов государственной власти прекращаются и проходят новые выборы, и процедура формирования органов государственной власти повторяется.
Форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны. Процедура выборов и порядок деятельности органов государственной власти регулируются законом.
Народ принимает большое участие в формировании высших органов государственной власти.
3. Форма государственного устройства: понятие и виды
Территория государства
это пространство, на которое его
власть распространяется. Это не только
суша, но также водное и воздушное
пространство. Территориальное устройство,
или территориальная
Проблема территориального устройства возникла, когда начали увеличиваться территории государства, они потребовали создания специальных органов и учреждений для управления окраина и отдаленными местностями.
Форма государственного устройства – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территорий на определенные составные части, их правовое положение, а так же взаимоотношения между государством, в целом, и его составными частями.
Форма государственного устройства показывает:
По форме государственного устройства все государства можно разделить на:
Некоторые государства изначально складывались как многонациональные, но в дальнейшем они избрали путь федеративного государства, так как даже при наличии лидирующей нации им приходилось учитывать интересы всех остальных наций, которые остались в государстве. Другие государства складывались на одно национальной основе, чаще всего они построены по типу унитарного государства.
Большое значения для выбора формы государства имеет размер ее территории. Крупные государства вынуждены быть федерацией, мелкие – унитарными государствами, но из этого правила есть исключения.
3.1 Унитарное государство
Унитарное государство —
форма государственного устройства,
при котором его части являются
административно-
Так же унитарное государство
можно определить, как целое единое
централизованное государство, состоящие
из различных административно-
Унитарному государству характерны признаки:
Унитарные государства могут
быть централизованными и
Унитарными являются обычно
государства с небольшой
Примеры: Дания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Португалия, Венгрия.
3.2 Федерация
Федерация – это сложное (союзное) государство, которое состоит из государственных образований обладающих определенной юридической самостоятельностью [10, с.48].
Федеративное государственное
устройство неоднородно. В различных
странах оно имеет свои уникальные
особенности, которые определяются
историческими условиями
Федерации характерны признаки:
Федерации могут быть: симметричными (все субъекты имеют равное правовое положение) и ассиметричными (все субъекты имею разное правовое положение).
Так же федерации образовываются на основании различных принципов. Они могут быть:
В национальных федерациях субъекты создаются на основе, проживающих на территории наций. Национальные федерации являются не прочными образованиями.
В территориальных федерациях положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Так удобно управлять в больших по территории государствах.
В национально-территориальных (смешанных) федерациях в основу формирования субъектов положен территориальный и национальный принципы.
Российская Федерация в соответствии с ч.1 ст.1 Конституции РФ, является федеративным правовым государством. Ее субъектный состав формируется по национально-территориальному принципу. В состав РФ, в соответствии с ч.1 ст.65 Конституции РФ, входят: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1автономная область, 4 автономных округа.
Сравнительная характеристика унитарных и федеративных государств. | |
Унитарное государство. |
Федеративное государство. |
Единая конституция |
Несколько конституций (федеральная
конституция и конституция |
Суверенитет не подлежит разделу (нет множественности суверенитетов) |
Суверенитет делится между
различными субъектами (имеют место
целостный суверенитет и |
Единое гражданство |
Может быть двойное гражданство |
Государство может быть многонациональным, но нет территориальных (государственных) образований по национальному признаку |
Национальности имеют
собственное государственное |
Разделение, компетенции носят лишь субординальный характер |
Компетенции на основе конституций, иных конституционных актов (уставов) разделены между федерацией и ее субъектами |
Единая территориальная система управления |
Сложная. Многоуровневая система управления |
3.3 Конфедерация
Конфедерация – это союз серенных государств, созданный на основе межгосударственного договора для достижения определенных целей (экономических, политических и др.)
Конфедерации характерны признаки: