Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:13, курсовая работа
В Конституционном праве, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Целью данной работы как раз и является рассмотрение различных форм правления, государственного устройства и государственных режимов с современной точки зрения.
Введение………………………………………………………………………...……3 1. Понятие формы государства……………………………………………………..4
2. Форма правления: понятие и виды………………………………………………5
2.1 Монархия………………………………………………………………………5
2.1.1 Абсолютная (Неограниченная)………………………………………….6
2.1.2 Ограниченная……………………………………………………………..6
2.2 Республика…………………………………………………………………….8
2.2.1 Президентская…………………………………………………………….9
2.2.2 Парламентская…………………………………………………………..10
2.2.3 Смешанная………………………………………………………………10
3. Форма государственного устройства: понятие и виды………………………..12
3.1 Унитарное государство……………………………………………………...13
3.2 Федерация……………………………………………………………………14
3.3 Конфедерация………………………………………………………………..16
3.4 Империя………………………………………………………………………17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика…………...19
4.1 Демократический…………………………………………………………….20
4.2 Недемократический (антидемократический)………………………………21
4.2.1 Тоталитарный…………………………………………………………...21
4.2.2 Авторитарный…………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………..…..25
Эти признаки указывают на
то, что конфедерация не является государством,
это временное и нестойкое
образование, которое со временем
перерастает федерацию или
Конфедерация часто
3.4 Империя
Также выделяется еще одна форма государственного устройства – это империя, которой на сегодняшний момент не существует.
Империя - это сложное государство, которое создается насильственным путем присоединения к территории соседних государств или заморских территорий.
Империи возникали в разные эпохи во многих цивилизациях. Они обладали разными специфическими чертами.
Империи характерны признаки:
Империи можно разделить на континентальные (Российская, Германская) и межконтинентальные (Великобритания).
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика
Политический режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть [10, с.52].
Это важная для всей политической жизни общества динамичная категория, некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период времени. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.
Изменение политического режима отражается на ведении внешней и внутренней политике государства. Поэтому политический режим связан не только с формой власти, но и с самой ее сущностью.
Признаки политического режима:
В зависимости от этих признаков государственные (политические) режимы делятся на демократические и недемократические (антидемократические).
4.1 Демократический
Демократический режим основан на признании принципа свободы и равенства всех граждан.
Для демократического режима характерны признаки:
Демократический режим так
же делится на три вида: либеральный,
либерально-демократический и
Либеральный режим – предполагает высокую правовую культуру и развитое правосознание всего населения [10, с.53].
Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В политической сфере это предполагает многопартийность, широкий спектр общественных объединений. В экономическом – многообразие форм собственности и свобода выбора любой из них [10, с.53].
Демократический режим состоит из признания равенства всех граждан. Этот режим основан на максимальном использовании демократических институтов [10, с.53].
На сегодняшний день в Российской Федерации продолжается процесс формирования нового политического режима. В соответствии с ч.1 ст.1 Конституции РФ, Россия – демократическое федеративное правовое государство. Носителем власти является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ), власть осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3 Конституции РФ). Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3 Конституции РФ).
4.2 Антидемократический (недемократический)
Для антидемократического режима характерны признаки:
Особенности религиозных убеждений населения не учитываются.
К числу антидемократических режимов относятся:
Среди этих режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный режимы.
4.2.1 Тоталитарный
Тоталитарный режим – это всепроникающая, всеохватывающая, все контролирующая власть, перед которой человек чувствует себя беззащитным и беспомощным.
Тоталитарному режиму характерны признаки:
Тоталитаризм имеет три разновидности: левый (коммунизм), правый (фашизм) и религиозный (фундаментализм).
4.2.2 Авторитарный
Авторитарный режим в отличие от тоталитарного может быть основан на морали или праве, но народ, тем не менее, становится бесправным. Этот режим считается более мягким по сравнения с тоталитарным режимом.
Главная специфика этого режима состоит в том, что государством правит узкий круг лиц – правящая элита, которая пользуется привилегиями и льготами.
Для авторитарного режима характерны признаки:
Авторитарный режим является
промежуточным между
Деспотический режим – это режим, при котором власть осуществляется карательными методами и негуманными средствами. Характерными чертами является крайний произвол правителей и полное бесправие подданных [10, с.55].
Тиранический режим – это режим, при котором власть осуществляется методами физического и морального насилия, построена на жестокости и произволе лица, которому принадлежит власть [10, с.55].
Фашистский режим – это одна из крайних форм тоталитаризма. Национализм становится государственной политикой [10, с.55].
Мафиозно-криминальный режим проявляется в осуществлении власти в условиях полного беззакония с помощью криминальных структур террористически-уголовными методами [10, с.55].
Заключение
В данной работе, были рассмотрены три стороны формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственный режим. Все эти стороны, само собой, отличны друг от друга, но, несмотря на это, они взаимосвязаны, взаимообусловлены в признаках между собой.
На основании проведенной работы, конечно же, нельзя выявить лучшую форму правления, государственного устройства или режим, так как каждый из них имеет как свои минусы, так и свои плюсы которые мы как раз и рассмотрели. И по сей день, в мире имеют место практически все перечисленные формы государства в различных их сочетаниях. И однозначно сказать нельзя, насколько зависит, например, уровень жизни или экономическая успешность государства от существующей в нем формы государственного устройства.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ – М, 2000
Научная литература
2. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права – 1998.
3. Борисов А.Б. Большой юридический словарь – М, 2010 – 878с.
4. Масликов И.С. Юридический словарь – М, 2008 – 320с.
5. Общая теория государства
и права./Под ред. В.В. Лазарева – М, 1996 –
472с. http://www.kursach.com/biblio/
6. Певцова Е.А. и др.
7. Перевалов В.Д. Теория государства и права – М, 2012 – 415с.
8. Смоленский М.Б. Теория государства и права – М. 2009 – 320с.
9. Теория государства и права./Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова – М, 2002 – 616с.
10. Чистяков Н.М. Теория государства и права – М, 2010 – 288с.
11. Юридическая энциклопедия./Под ред. М.Ю. Тихомирова – М, 2002 – 972с.
Приложения
Приложение 1. Форма государства – система организации государственной власти (основные характеристики).