Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.
Оглавление
Введение
В жизни люди постоянно общаются
друг с другом, и это общение
может быть разным. Но любая форма
человеческих взаимоотношений предполагает
ту или иную форму объединения, создания
большого или малого сообщества. Общество
как сложная система
В настоящее время существует более двух сотен государств. Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства»1.
Понятие формы государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и ее методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием. «Forma dat esse rei» - «форма дает бытие вещи» - считали римские юристы2.
Вопрос о форме государства имеет важное теоретическое и практическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Целью данной работы является систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.
Глава I. Понятие и сущность формы государства
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. Сущность государства выражается в том, волю и интересы каких слоев, групп, классов оно защищает. Изучить государство с точки зрения формы - значит изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются с момента его зарождения, так как в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние.
Форма государства, как и его сущность и содержание, никогда не оставалась статичной, а всегда изменялась и развивалась под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов во всех странах и на всех стадиях существования и развития человеческой цивилизации.
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Так, один из величайших мыслителей античности древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) исходил из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" - аристократия3.
В настоящее время под формой государства понимают «организацию государственной власти и ее устройство»4.
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Также форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. На форму влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы.
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
а) организацию
верховной государственной
б) территориальную
организацию государственной
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Таким образом, можно сделать вывод: форма государства (form of state) – это внешняя организация власти в государстве: структура его органов, методы установления и осуществления власти5.
Глава II. Форма государственного правления
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства.
В свое время Аристотель разграничил формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). В принципе вплоть до настоящего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.
Формы
правления различаются в
Монархия
Монархия (от греческого: «монос» – один, «архе» - власть; «единовластие») – это форма правления, при которой высшая государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
Признаки монархии:
- существование единоличного носителя верховной государственной власти;
- династическое наследование верховной власти;
- пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;
- власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);
- отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства.
Таким образом, монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по своему усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.
В начальный период феодализма институт монархии был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями. Период расцвета монархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда со всей четкостью проявляется отличие монархии от республиканской формы правления, вырабатываются важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом). Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий.
Классификация монархий. Монархии делятся на два основных вида: абсолютную (неограниченную) и ограниченную.
В абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных органов имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения общеобязательны. Монарх осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).
Разновидности абсолютной монархии: деспотия (отличается произволом и жестокостью монарха) и теократическая монархия (монарх соединяет в своих руках светскую и религиозную власть)6.
Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного тем или иным количеством полномочий. Исполнительная власть сосредоточена либо непосредственно монарха, либо она принадлежит правительству, которое им контролируется. Впрочем иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (например, современная Великобритания).
К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (власть монарха ограниченна каким-либо сословно-представительным органом (Боярская Дума и Земский Собор в России), состоящим из представителей разных сословий) и конституционная монархия (власть монарха ограничена конституцией и каким-то представительным органом (Великобритания, Дания, Швеция)). В свою очередь конституционная монархия имеет две разновидности: парламентская (монарх существует, но не правит; законодательная власть в руках парламента, а исполнительная у правительства) и дуалистическая монархия (высшая законодательная и исполнительная власть в приблизительно равных долях делится между монархом и парламентом).
Республика
В отличии от монархии,
при республиканской форме
Признаки республики:
- выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;
- наличие выборного главы государства;
- избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;
- производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);
- юридическая ответственность главы государства.
Исторически
республика как форма правления
сложилась еще в Древнем мире,
примером тому могут служить
Классификация республик. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия). В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.). Парламент может путем голосования выразить вотум доверия или недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министр. Официально главой государства является президент, который избирается либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа, реальной - руководитель правительства. Однако в системе органов государственной власти президент занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.