Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия). В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Глава III. Форма государственного устройства
Форма государственного
устройства – это элемент формы государства, характеризующий
внутреннюю структуру государства, его
административно-
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная (единые государственные образования) и федеративная (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.). Третья форма - конфедерация, но она встречается намного реже. Но существуют также и другие формы государственного устройства.
Унитарная форма
Унитарное ( от лат. «унус» – один) - простое, единое
государство, части которого являются
административно-
Признаки унитарного государства:
- единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
- одна конституция,
единая система
- единая денежная система, одноканальная система налогов;
- территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Исторически унитарная форма
Федерация
Федерация (от лат. «федус» – союз ) – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют и высшие органы и законодательства субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде. Федерации могут быть построены по территориальному (США), либо национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена лишь с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов.
Признаки федерации:
- территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении; во многих федерациях ее субъекты не обладают правом выхода (право сецессии) из союза;
- субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции издание законодательных актов, иметь собственную правовую и судебную систему;
- для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента (бикамерализм)8.
Сейчас эта форма
Конфедерация
Конфедерация (от лат. «конфедерацио» – сообщество) - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов государственный аппарат и единая система законодательства. Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.
Признаки конфедерации:
- создается для достижения
определенных целей,
- создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
- каждый субъект конфедерации
полностью сохраняет свой
- члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации;
- неустойчивость, переходный характер;
- есть свои органы
управления (один или несколько),
но она не имеет общей
Исторический опыт показывает, что
конфедеративные объединения
Другие формы государственного устройства.
В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером является СНГ (Содружество Независимых Государств), Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него и к федеративному всеевропейскому государству.
История знает самые замысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного единения и союзов публичного права: личная и реальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств, отношений доминионов и метрополий т.п.
Кроме вышеназванных форм в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и прочее.
Так, империи выступают «государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения». Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что как правило ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.
Глава IV. Политический режим
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Признаки политического режима:
- политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть; если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим; когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается антидемократический режим;
- в каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил; в странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим, в противном случае политический режим постоянно изменяется.
Существенное влияние
на вид политического режима оказывают
исторические традиции страны, международная
обстановка. На разных исторических этапах
формируются различные
Исследование политических режимов, динамики их развития в современном мире является одной из важных функций политической науки, имеет не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современном мире, в начале ХХI века, шли интенсивные процессы превращения тоталитарных и авторитарных режимов в демократические, переплетения элементов традиционных и современных форм государственных режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации10.
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими - авторитарными, тоталитарными и фашистскими. Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.
Демократический политический режим
Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-политические и экономические права граждан, независимо от пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.
Демократический государственный режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, непосредственная демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных государственных органов (парламентская, представительная демократия).
Демократический государственный режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.
Антидемократические политический режим
Отличаются большим разнообразием антидемократические политические режимы, но самыми распространенными являются авторитарный, тоталитарный и фашистский. Однако содержательная сторона данных режимов во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения, одной «официальной» идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация каких-либо политических прав и свобод, резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам, низкий экономический уровень жизни основных слоев населения, акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.
Авторитарный режим - государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц с помощью прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов. В недемократическом, авторитарном государстве и обществе, как правило, имеется официальная идеология, которая проникает практически во все сферы жизни данного общества.