Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти1.

Файлы: 1 файл

курс2.docx

— 69.27 Кб (Скачать файл)

     1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 

     Форма государственного устройства - это  национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между  его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти1.

     Государственное устройство является одним из компонентов, характеризующих форму государства. Если форма государства в целом  выражает способ организации государственной  власти, то государственное устройство дает ответ на вопрос о внутренней структуре государственной власти, опирающейся на политико-территориальные  принципы взаимоотношений национальных или территориальных субъектов  государства. Соответственно под государственным  устройством подразумевается способ организации территории государства  и проживающего на этой территории населения.

     При многонациональном составе населения  это устройство может быть сложным, включающим различные юридические  формы сосуществования наций  в рамках единой территории (например, федерация и автономия); с возможностью использования и унитарной формы  «смягченной» учетом национальных особенностей регионов и деконцентрацией определенных функций государственной власти от центра к периферии. При мононациональном составе населения используется, как правило, простое государственное устройство с выдвижением на первый план унитарной формы государства как слитного целого, отличающегося полным политическим единством с концентрацией важнейших функций в руках центральной власти. Таким образом, в зависимости от внутреннего состава государства и характера взаимоотношений его субъектов могут быть использованы различные принципы государственного устройства - федерализма или унитаризма, с помощью которых устанавливаются специфические способы сохранения целостности и стабильности соответствующего государства. Применение данных принципов зависит не только от состава национальных субъектов государства, но и форм территориальной организации населения и его взаимоотношений с публичной властью. Поэтому возможности государственного устройства могут быть раскрыты на базе любого из указанных принципов при наличии как национальных, так и территориальных субъектов государства. Так, известны многонациональные государства, применяющие унитарную форму государственного устройства (Китай, Вьетнам и др.), в то время как ряд федеративных государств строится только на основе территориального принципа своей организации, не учитывая национальный состав населения (ФРГ, США и др.).

     Анализ  содержания государственного устройства предполагает рассмотрение ряда элементов, которые в совокупности составляют понятие государственного устройства.

     Во-первых, к ним относится обеспечение  территориальной целостности государства, которой не противоречит, а напротив, служит установление территориального состава государства и его частей (субъектов). В ряде случаев состав государства прямо отражается в Конституции, что подчеркивает сложный характер его устройства (ст. 65 Конституции РФ).

     Во-вторых, для понимания государственного устройства обязательно установление принципов организации взаимоотношений  между государством и его составными частями. Данный элемент закрепляется как нераздельность территории государства  и служит показателем принципа унитаризма (Франция, Италия и др.), независимо от наличия или отсутствия на данной территории автономных образований; в  других случаях о характере внутренних взаимоотношений в конституциях не упоминается, даже в условиях действия принципа федерализма (например, США). Что же касается Российской Конституции, то в ней находит непосредственное отношение федеративный характер связей субъектов между собой и центральными органами государства.

     В-третьих, понятие государственного устройства позволяет нам раскрыть каким образом происходит разграничение компетенции между государством в целом и его субъектами на основе принципа суверенитета. В большинстве государств суверенитет принадлежит государству в целом и распространяется на всю его территорию. С учетом этого происходит разграничение компетенции: важнейшие полномочия централизованы и находятся в ведении суверенного государства, что обеспечивает их наиболее целесообразное осуществление.

     Наконец, в-четвертых, содержание государственного устройства характеризуется единством  законодательной деятельности в  пределах каждого государства. Независимо от соответствующей формы устанавливается  верховенство закона на территории государства, что в условиях федерации может  дополняться собственной законодательной  деятельностью ее субъектов, осуществляемой вне пределов федеральной компетенции. Однако и в этом случае конституционно обеспечивается единство законодательного регулирования на всей территории страны, подтверждаемое прямым действием федеральных законов в ее пределах и недопустимостью противоречия им законов субъектов федерации.

     В учебнике по общей теории права и государства под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и его частями, центральными и местными органами2. Форма более конкретна, чем содержание, она выражает структуру содержания, порядок организации его элементов.

     Существуют  три основные формы государственного устройства: а) унитарное государство - слитное, не разделенное на самостоятельные части политическое образование; б) федерация - единое политическое образование, государство, состоящее из относительно самостоятельных (но не суверенных) политических единиц (если в основе федеративного устройства лежит договор, имеет место организация союзного государства); в)конфедерация - государственно-правовое объединение, союз суверенных государств. Форма государственного устройства – политико—территориальное устройство государства. 

     Простые (унитарные) государства – единые и централизованные государства, состоящие  из административно—территориальных  единиц, подчиняющихся центральным  органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.). 

     Признаки унитарного государства: 

     1) единство и суверенитет;

     2) административные единицы, не  обладающие политической самостоятельностью;

     3) единый и централизованный государственный аппарат;

     4) общая законодательная система;

     5) единая система взимания налогов.

       Виды:

     1) в зависимости от способа контроля:

     а) централизованные (на местах – представители из центра);

     б) децентрализованные, в которых избираются органы местного самоуправления;

          в) смешанные;

           2) региональные, состоящие из политических автономных образований с собственными представительными органами и администрацией. 

 

     Сложные государства – государства, состоящие  из государственных образований, которые  пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета:

     1) федерация – объединение нескольких  ранее самостоятельных государств  в одно государство (США, РФ  и т. д.). 

     Признаки  федерации :

     а) союзное государство;

     б) наличие самостоятельности;

     в) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;

     г) двухканальная система налогов. 

     Виды федерации:

     а) в зависимости от принципа формирования субъектов:

     – административно—территориальная;

     – национально—государственная;

     – смешанная; 

     б) в зависимости от юридической основы:

     – договорная;

     – конституционная; 

     2) конфедерация – межгосударственные  объединения либо временные юридические  союзы суверенных государств, создаваемые  с целью обеспечения общих  интересов. 

     Признаки конфедерации: 

     а) отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы;

     б) координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись;

     в) добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории;

     3) империя – государство, созданное  в результате завоевания чужих  земель и обладающее различной  зависимостью ее составных частей  от верховной власти.

     Унитарное государство является единым, цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Для данной формы государства характерна единая система высших органов власти и управления, т. е. все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам; единая система права, которая базируется на единой Конституции - нормы, которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений; единая денежная система; общая налоговая и кредитная политика; население унитарного государства имеет единое гражданство, никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь; единые вооруженные силы.

     Унитарные государства бывают централизованными  – Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными  – Испания, Франция и другие, в  которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы3.

     Существует  мнение, что унитарные государства  – мононациональные, а федеративные – многонациональные. Но в действительности и унитарное государство может  быть многонациональным. Так многонациональными государствами унитарного типа являются Афганистан, Болгария, Китай, Пакистан и др.

     Наиболее  сложной из них (по внутреннему составу  государства и характеру взаимоотношений  между субъектами) является форма  федерации. Большинство известных  международной политической жизни  классических федераций возникло в  результате перерастания из конфедеративных  союзов в единые государства. Поэтому  в них содержатся некоторые характерные  элементы как первого, так и второго, в силу чего при определении юридической природы федерации следует обращать внимание на четкое отграничение, с одной стороны, федерации от конфедерации, с другой -- федерации от формы унитарного государства.

     Федеративное (от позднелатинского — объединение, союз) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному - или территориальному принципу либо федерация создается, используя и первое, и второе начала.

     Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие  сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена  многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).

     В основу нынешнего федеративного  устройства России положены национально-территориальный  и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.

     Субъектами  федерации являются государства  или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать земель, Швейцарии — двадцать три кантона. В составе Российской Федерации двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.

Информация о работе Форма государственного устройства