1.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Форма
государственного устройства - это
национальное и административно-территориальное
строение государства, которое раскрывает
характер, взаимоотношений между
его составными частями, между центральными
и местными органами государственного
управления, власти1.
Государственное
устройство является одним из компонентов,
характеризующих форму государства.
Если форма государства в целом
выражает способ организации государственной
власти, то государственное устройство
дает ответ на вопрос о внутренней
структуре государственной власти,
опирающейся на политико-территориальные
принципы взаимоотношений национальных
или территориальных субъектов
государства. Соответственно под государственным
устройством подразумевается способ
организации территории государства
и проживающего на этой территории
населения.
При
многонациональном составе населения
это устройство может быть сложным,
включающим различные юридические
формы сосуществования наций
в рамках единой территории (например,
федерация и автономия); с возможностью
использования и унитарной формы
«смягченной» учетом национальных особенностей
регионов и деконцентрацией определенных
функций государственной власти от центра
к периферии. При мононациональном составе
населения используется, как правило,
простое государственное устройство с
выдвижением на первый план унитарной
формы государства как слитного целого,
отличающегося полным политическим единством
с концентрацией важнейших функций в руках
центральной власти. Таким образом, в зависимости
от внутреннего состава государства и
характера взаимоотношений его субъектов
могут быть использованы различные принципы
государственного устройства - федерализма
или унитаризма, с помощью которых устанавливаются
специфические способы сохранения целостности
и стабильности соответствующего государства.
Применение данных принципов зависит
не только от состава национальных субъектов
государства, но и форм территориальной
организации населения и его взаимоотношений
с публичной властью. Поэтому возможности
государственного устройства могут быть
раскрыты на базе любого из указанных
принципов при наличии как национальных,
так и территориальных субъектов государства.
Так, известны многонациональные государства,
применяющие унитарную форму государственного
устройства (Китай, Вьетнам и др.), в то
время как ряд федеративных государств
строится только на основе территориального
принципа своей организации, не учитывая
национальный состав населения (ФРГ, США
и др.).
Анализ
содержания государственного устройства
предполагает рассмотрение ряда элементов,
которые в совокупности составляют
понятие государственного устройства.
Во-первых,
к ним относится обеспечение
территориальной целостности государства,
которой не противоречит, а напротив,
служит установление территориального
состава государства и его частей (субъектов).
В ряде случаев состав государства прямо
отражается в Конституции, что подчеркивает
сложный характер его устройства (ст. 65
Конституции РФ).
Во-вторых,
для понимания государственного
устройства обязательно установление
принципов организации взаимоотношений
между государством и его составными
частями. Данный элемент закрепляется
как нераздельность территории государства
и служит показателем принципа унитаризма
(Франция, Италия и др.), независимо от
наличия или отсутствия на данной
территории автономных образований; в
других случаях о характере внутренних
взаимоотношений в конституциях
не упоминается, даже в условиях действия
принципа федерализма (например, США).
Что же касается Российской Конституции,
то в ней находит непосредственное
отношение федеративный характер связей
субъектов между собой и центральными
органами государства.
В-третьих,
понятие государственного устройства
позволяет нам раскрыть каким образом
происходит разграничение компетенции
между государством в целом и его субъектами
на основе принципа суверенитета. В большинстве
государств суверенитет принадлежит государству
в целом и распространяется на всю его
территорию. С учетом этого происходит
разграничение компетенции: важнейшие
полномочия централизованы и находятся
в ведении суверенного государства, что
обеспечивает их наиболее целесообразное
осуществление.
Наконец,
в-четвертых, содержание государственного
устройства характеризуется единством
законодательной деятельности в
пределах каждого государства. Независимо
от соответствующей формы устанавливается
верховенство закона на территории государства,
что в условиях федерации может
дополняться собственной законодательной
деятельностью ее субъектов, осуществляемой
вне пределов федеральной компетенции.
Однако и в этом случае конституционно
обеспечивается единство законодательного
регулирования на всей территории страны,
подтверждаемое прямым действием федеральных
законов в ее пределах и недопустимостью
противоречия им законов субъектов федерации.
В
учебнике по общей теории права и государства
под формой государственного устройства
понимается административно-территориальная
организация государственной власти,
характер взаимоотношений между государством
и его частями, центральными и местными
органами2. Форма более конкретна,
чем содержание, она выражает структуру
содержания, порядок организации его элементов.
Существуют
три основные формы государственного
устройства: а) унитарное государство
- слитное, не разделенное на самостоятельные
части политическое образование; б) федерация
- единое политическое образование, государство,
состоящее из относительно самостоятельных
(но не суверенных) политических единиц
(если в основе федеративного устройства
лежит договор, имеет место организация
союзного государства); в)конфедерация
- государственно-правовое объединение,
союз суверенных государств. Форма государственного
устройства – политико—территориальное
устройство государства.
Простые
(унитарные) государства – единые
и централизованные государства, состоящие
из административно—территориальных
единиц, подчиняющихся центральным
органам власти и не обладающих признаками
суверенитета (Франция, Норвегия и т.
д.).
Признаки
унитарного государства:
1)
единство и суверенитет;
2)
административные единицы, не
обладающие политической самостоятельностью;
3)
единый и централизованный государственный
аппарат;
4)
общая законодательная система;
5)
единая система взимания налогов.
Виды:
1)
в зависимости от способа контроля:
а)
централизованные (на местах – представители
из центра);
б)
децентрализованные, в которых избираются
органы местного самоуправления;
в) смешанные;
2) региональные, состоящие из политических
автономных образований с собственными
представительными органами и администрацией.
Сложные
государства – государства, состоящие
из государственных образований, которые
пользуются какой—либо степенью государственного
суверенитета:
1)
федерация – объединение нескольких
ранее самостоятельных государств
в одно государство (США, РФ
и т. д.).
Признаки
федерации :
а)
союзное государство;
б)
наличие самостоятельности;
в)
общефедеральное законодательство
и законодательство субъектов федерации;
г)
двухканальная система налогов.
Виды
федерации:
а)
в зависимости от принципа формирования
субъектов:
–
административно—территориальная;
–
национально—государственная;
–
смешанная;
б)
в зависимости от юридической основы:
–
договорная;
–
конституционная;
2)
конфедерация – межгосударственные
объединения либо временные юридические
союзы суверенных государств, создаваемые
с целью обеспечения общих
интересов.
Признаки
конфедерации:
а)
отсутствие суверенитета, единого гражданства,
законодательства и единой денежной системы;
б)
координация деятельности государств
по вопросам, для решения которых они
объединялись;
в)
добровольный выход и отмена действия
общеконфедеративных актов на своей территории;
3)
империя – государство, созданное
в результате завоевания чужих
земель и обладающее различной
зависимостью ее составных частей
от верховной власти.
Унитарное
государство является единым, цельным
государственным образованием, состоящим
из административно-территориальных единиц,
которые подчиняются центральным органам
власти и признаками государственного
суверенитета не обладают. Для данной
формы государства характерна единая
система высших органов власти и управления,
т. е. все административно-территориальные
единицы имеют одинаковый юридический
статус и равное положение по отношению
к центральным органам; единая система
права, которая базируется на единой Конституции
- нормы, которой применяются на всей территории
страны без каких-либо изъятий или ограничений;
единая денежная система; общая налоговая
и кредитная политика; население унитарного
государства имеет единое гражданство,
никакие административно-территориальные
образования собственного гражданства
не имеют и не могут иметь; единые вооруженные
силы.
Унитарные
государства бывают централизованными
– Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными
– Испания, Франция и другие, в
которых крупные регионы пользуются
широкой автономией, самостоятельно
решают переданные им в ведение центральными
органами вопросы3.
Существует
мнение, что унитарные государства
– мононациональные, а федеративные
– многонациональные. Но в действительности
и унитарное государство может
быть многонациональным. Так многонациональными
государствами унитарного типа являются
Афганистан, Болгария, Китай, Пакистан
и др.
Наиболее
сложной из них (по внутреннему составу
государства и характеру взаимоотношений
между субъектами) является форма
федерации. Большинство известных
международной политической жизни
классических федераций возникло в
результате перерастания из конфедеративных
союзов в единые государства. Поэтому
в них содержатся некоторые характерные
элементы как первого, так и второго, в
силу чего при определении юридической
природы федерации следует обращать внимание
на четкое отграничение, с одной стороны,
федерации от конфедерации, с другой --
федерации от формы унитарного государства.
Федеративное
(от позднелатинского — объединение, союз)
есть сложное государство, состоящее из
нескольких субъектов, объединившихся
для решения общих задач. При этом субъекты
образуются по национальному - или территориальному
принципу либо федерация создается, используя
и первое, и второе начала.
Федерации,
основанные на территориальном принципе,
оказались более прочными и устойчивыми
(США, ФРГ), в то время как образованные
на национально-территориальной основе
или распались (СССР, Чехословакия,
Югославия), или испытывают большие
сложности. Вместе с тем федеративная
природа ряда государств обусловлена
многонациональным составом населения
(Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).
В
основу нынешнего федеративного
устройства России положены национально-территориальный
и территориальный принципы. Они присутствуют
и в устройстве таких федераций, как Канада,
Индия. При этом федеративное устройство
может способствовать решению национального
вопроса и обеспечивает децентрализацию
власти, разграничивая полномочия центра
и регионов.
Субъектами
федерации являются государства
или государственные образования.
Число их может быть различно, отличаются
они и наименованием. Так, в составе
США пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать
земель, Швейцарии — двадцать три кантона.
В составе Российской Федерации двадцать
одна республика, шесть краев, сорок девять
областей, два города федерального значения,
одна автономная область, десять автономных
округов.