Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти1.
Законодательный
орган федерации традиционно
состоит из двух палат, в одной
из которых представлены ее субъекты.
Когда в 1787 г. на Конвенте в Филадельфии
разрабатывалась и принималась
Конституция первой в мире федерации
— Соединенных Штатов Америки, возникли
разногласия о порядке
По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.
Территории
федераций состоят из территорий
входящих в них государств и государственных
образований. «Российская Федерация
обеспечивает целостность и
Попытка
южных штатов выйти из состава
США привела к гражданской
войне 1861—1865 гг. и к утверждению
принципа неделимости федерации, получившего
подтверждение в заявлении
Федеративные
государства характеризуются
Признак федеративных государств — наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.
Исторически
известна и такая форма объединения
государства, как конфедерация, сочетающая
признаки международно-правовой и внутригосударственной
организаций. Конфедерации как объединения
государств создавались для достижения
главным образом
Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись и в XX в., но они оказались неудачными. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включившая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию.
Создание конфедераций возможно и в будущем. Их характерные признаки следующие: создание конфедерации, как правило, закрепляется договором; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объединение в целом; конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства5.
Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами.
Независимо
от форм национально-государственного
устройства территории государств подразделяются
на административно-
Экономический принцип предполагает учет естественно-географических и производственных особенностей страны, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.
Национальный
принцип немаловажен в
Политический
принцип предполагает так установить
административно-
Комплексное
применение экономического, национального
и политического принципов, с
учетом сложившихся традиций и иных
факте ров, позволяет осуществить
рациональное выделение административно-
Таким
образом, государственное устройство
является одним из компонентов, характеризующих
форму государства. Если форма государства
выражает способ организации государственной
власти, то государственное устройство
дает ответ на вопрос о внутренней
структуре государственной
Рассмотренное
содержание государственного устройства
находит различные формы своего
проявления. Нельзя поэтому признать
правильными попытки
Существуют три основные разновидности форм государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.
2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1
Понятие унитарного
государства
Унитарное
государство - форма государственного
устройства, при котором территория
государства, в отличии от федерации
не имеет в своем составе федеративных
единиц, а подразделяется на административно-
Унитарное
государственное устройство предполагает
существование единого
Унитарное
государство характеризуется
Во-первых,
унитарное устройство предполагает
единые, общие для всей страны высшие
представительные, исполнительные, судебные
органы, которые осуществляют верховное
руководство местными органами. Во
Франции, например, высшим и единым
законодательным органом
Верховная
исполнительная власть на всей территории
Франции принадлежит
Во-вторых,
на территории унитарного государства
действует одна конституция, единая
система законодательства, одно гражданство.
В нем функционирует единая денежная
система, проводятся обязательная для
всех административно-
В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной, самостоятельностью.
По
степени их зависимости от центральных
органов унитарное
Имеются и смешанные системы унитарного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации (Япония, Турецкая республика).
В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию (в Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане, согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года, автономное право предоставлено Южному региону и т.д.).
В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.
С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
Различие
же с централизованными