Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти1.
Различают
автономную и союзную федерации.
В различных странах
Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны.
В состав современных федераций входит различное число субъектов: США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации - 89.12
Для федерации характерны федеральные вооруженные силы, единая финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.
Федеративная форма государственного устройства может быть выражением и воплощением различных видов общественных отношений. Так, например, США, Мексика, ФРГ – это федеративные государства, образованные не по национальному признаку. Они обязаны своим возникновением и существованием региональным интересам определенных групп населения. Российская Федерация, Индия представляют собой многонациональные государства. Каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации.
В условиях Российской Федерации применяется своеобразная форма государственного устройства. В ее основе лежит идея единства и целостности государства13, что позволяет говорить о преобладании принципа унитаризма в ее построении, выражающемся в продолжении осуществления реальной политики из центра14.
Как правило, федерации возникает на основе нормативного договора (образование СССР в 1922 г.) либо принятия конституции (как это было в 1787 г. в США).
Определенная
государственная
3.2
Особенности федерации
как формы государственного
устройства
По данным ООН в современном мире 201 государство, десятую часть из этих государств составляют (более двадцати) федерации, в которых проживает около трети населения Земли. Они расположены на различных континентах - в Европе (Австрия, Бельгия, Германия и др.), в Азии (Индия, Малайзия и т.д.), в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.), в Африке (Нигерия, Эфиопия и т.д.), в Океании (Австралия, Соединенные Штаты Микронезии и др.).
Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие (Новая Союзная Республика Югославия), находящиеся на разном уровне развития, разного рода бывшие колонии (Индия с почти миллиардным населением и малая исламская Федеративная Республика Коморских островов) и т.д.
В
отличие от унитарной формы
Федерация
представляет собой сложное (союзное)
государство, состоящее из государственных
образовании, обладающих юридической
и определенной политической самостоятельностью15.
Составляющие федеративное государство
государственные образования (штаты, земли,
провинции, кантоны, государства) являются
субъектами федерации и имеют свое собственное
административно-
1.
В отличие от унитарного
Государственные
образования, составляющие федерацию,
не являются государствами в собственном
смысле слова, ибо они не обладают
суверенитетом, под которым следует
понимать свойство государственной
власти быть независимой в сфере
как внутренних, так и внешних
отношений. Субъекты федерации юридически
лишены права участия в международных
отношениях. В случае нарушения союзной
конституции или союзного законодательства
центральная власть имеет право
применения принудительных мер по отношению
к субъекту федерации. Это право
центральной власти может быть закреплено
в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла
и др.), но и в тех случаях, когда
подобных норм в конституции нет,
центральная власть всегда имеет
возможность силой принудить
субъект федерации к
Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза. Однако вопреки широко распространенному мнению вряд ли можно считать отсутствие права сецессии обязательным признаком федерации. История знает целый ряд случаев, когда сецессия осуществлялась фактически (Гражданская война в США, сецессия Сенегала из Федерации Мали, сецессия Сингапура из Федерации Малайзия, сецессия Бангладеш из Пакистанской федерации); еще больше было неудачных попыток осуществления сецессии. Нет никаких органических причин, которые исключали бы юридическое закрепление права сецессии в конституции.
2.
Субъект федерации, как
Наделение
субъектов федерации
Принцип соответствия конституций субъектов федерации союзной конституции неукоснительно соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию (в Баварии и Гессене конституции были приняты в 1946 г., в Рейнланд-Пфальце, Сааре и Бремене - в 1947 г., в штате Массачусетс действует конституция, принятая в 1780 г., в штате Нью-Гэмпшир - в 1783 г.).
3.
Субъекты федерации наделяются
в пределах установленной для
них компетенции правом
Следует иметь в виду также и то, что в пределах субъектов федерации действуют общесоюзные законы. Кроме того, федеральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации17.
4.
Субъект федерации может иметь
свою собственную правовую и
судебную систему. Конституция
союза и соответствующего
Верховный суд штата может признать недействительным любой раздел конституции штата на том основании, что он противоречит федеральной конституции.
В крупных штатах создаются промежуточные апелляционные суды, которые рассматривают жалобы на решения судов первой инстанции по менее важным делам. Наиболее важными судами первоначальной юрисдикции, рассматривающими дела с участием присяжных заседателей, являются окружные суды штатов. Они в свою очередь располагают апелляционной юрисдикцией в отношении решений низших судов (единоличные мировые судьи, полицейские суды, муниципальные суды).
5.
Одним из формальных признаков
федерации является наличие
Предоставление
субъектам федерации права
6.
Длительное время обязательным
признаком федеративной формы
государственного устройства
В
настоящее время во всех федерациях
применяется бикамерализм. Нижняя палата
рассматривается как орган