Форма правления как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего научного исследования заключается в рассмотрении форм государственного правления в разрезе их видов, а также в выявлении особенностей данных форм по различным признакам.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
дать понятие формы государственного правления;
рассмотреть монархическую форму государственного правления;
рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие, признаки и виды форм правления 5
Глава 2. Понятие, признаки и виды монархии как формы правления 7
2.1 Абсолютная монархия 12
2.2 Конституционная монархия 15
3.1 Президентская республика 20
3.3 Смешанная республика 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения…………………………………………………………..……………31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по праву.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)


 Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Саратовский юридический  институт

Самарский филиал

Специальный факультет

Кафедра  Государственно-правовых дисциплин.

 

                     Вариант № 3

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория  государства и права»

Тема: «Форма правления как элемент формы государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара -2012 г.

Содержание

 

Приложения…………………………………………………………..……………31

 

Введение

 

Форма  правления представляет собой структуру высших органов  государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Другими словами понятие "форма государственного правления" отвечает на вопрос, кто осуществляет в государстве высшую (верховную) власть.

Тема данной курсовой работы представляет интерес для  изучения, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире.

Цель нашего научного исследования заключается в рассмотрении форм государственного правления в  разрезе их видов, а также в  выявлении особенностей данных форм по различным признакам.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством  решения следующих задач:

    1. дать понятие формы государственного правления;
    2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;
    3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе мы рассматриваем  понятие формы государственного правления как способ организации  верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании и, а также выявляем две формы правления: монархию и республику.

Во второй главе мы изучаем понятие и виды монархии как формы правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением. Подробно останавливаемся на основных видах монархии - абсолютной и конституционной.

В третьей главе мы рассматриваем понятие и виды республики как формы  правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Подробно изучаем три виды республиканской формы правления: президентской, парламентской и смешанной.

Тема данной курсовой работы освещена во всех юридических  учебниках, так как является одной  из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.

Для данной курсовой работы мы использовали конституцию Российской Федерации, и специальную литературу таких авторов, как Матузов Н.И., Малько А.В., Марченко М.Н., Лазарева В.В. и других.

 

Глава 1. Понятие, признаки и виды форм правления

 

   «Под формой правления  мы понимаем способ формирования  институтов высшей государственной  власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании»1.

Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.

Разнообразие этих форм зависит от многих факторов. Большое  влияние на форму государства  оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания, субъективные факторы и т.д.

Социальные причины  выдвигаются на первый план чаще всего  в периоды революционных событий, как, например, во время и после буржуазных революций в Европе и Америке: молодая, прогрессивная буржуазия, возглавлявшая широкие слои населения, добилась ограничения власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, а иногда и республики (например, в США). Вслед за США президентские республики утвердились в странах Латинской Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики.

После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов такой процесс развивается во многих странах Африки. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером мало, чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.

Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация  на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер, кроме этого существуют и “гибридные” формы правления.

На форму государства  известное влияние оказывают  также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы  государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и  республика (см. приложение 1). Рассмотрим монархическую форму правления более подробно.

 

Глава 2. Понятие, признаки и виды монархии как формы правления

 

«Монархия – это  форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти»2 .

Юридическими признаками классической  монархической формы правления являются:

  1. Существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно.
  2. Престолонаследие как способ передачи верховной власти.
  3. Осуществление монархом правления по собственному усмотрению, а не от имени народа.
  4. Отсутствие юридической ответственности монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.

Но существуют и исключения по вышеперечисленным признакам. Например, в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. В ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.

Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монархия стала безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко              1972 г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).

Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может  оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

Для того чтобы подчеркнуть  верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.

Монархия возникла в  условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Остановимся подробнее  на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.

Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма государственного правления,  она имела уникальные,  только ей присущие черты. В  государствах  Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя,  патриархального быта.  Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.

Древнеримская монархия  выступала в форме империи (I-III вв.н.э.).

Эпоха Римской империи  подразделяется на два периода - период принципата и период домината.

 При принципате  формально еще сохраняются элементы  республиканской формы правления и основные учреждения республики.  Действуют  народные собрания и сенат.  Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел  они  не  играют. Все основные  функции сосредотачиваются в руках императора.  В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица:  командует армией,  осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат,  отменяем решения  любого  органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

В III  веке  н.э.  в  Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В этот период полностью исчезают  республиканские  учреждения. Управление  государством  сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает  исполнителей  -  сановников.  Император открыто провозглашал свое божественное происхождение.  Порядок в Римской империи поддерживался при  помощи  многочисленного  административно-судебного и военного аппарата.

Государственные формы,  присущие  Римской  империи,  особенно  на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере  получили  реальное  отражение  в  государственности Франции, Германии, Испании, самой Италии.

Феодальная (средневековая)  монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления  вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы,  не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-Саксонское государства,  Киевская Русь).  Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью   территории   и   слабой   центральной властью. Феодальная  военная  и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления.  По мере  развития феодальных отношений  общинные  земли  подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

Одновременно формируется  аппарат центральной власти.  Особенность данного аппарата состояла в  том,  что  общие  органы  государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Разновидностью раннефеодального  государства  является  раннефеодальная империя,  которая возникла как результат завоеваний воинственными феодальными государственными образованиями многочисленных,  слабо организованных народов,  между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например, образовались империи Карла Великого, Чингисхана).  Империи  возглавлялись единым владыкою - королем, великим князем,  халифом или ханом.  В центре создавалась сильная власть, которая поддерживалась военной дружиной и народным ополчением.

Место и значимость в  структуре власти определялись не размером земельных пожалований,  а их положением, которому соответствовала доля военной добычи.

Несмотря на кажущуюся  мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых земель и порабощение населяющих эти земли крестьян объективно способствовали феодализации общественной жизни.  Создавались крупные феодальные  землевладения, которые  становились  соперниками  центральной власти.  Феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах.  Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля,  поскольку им  выгоднее  заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.

Информация о работе Форма правления как элемент формы государства