Форма правления как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего научного исследования заключается в рассмотрении форм государственного правления в разрезе их видов, а также в выявлении особенностей данных форм по различным признакам.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
дать понятие формы государственного правления;
рассмотреть монархическую форму государственного правления;
рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие, признаки и виды форм правления 5
Глава 2. Понятие, признаки и виды монархии как формы правления 7
2.1 Абсолютная монархия 12
2.2 Конституционная монархия 15
3.1 Президентская республика 20
3.3 Смешанная республика 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения…………………………………………………………..……………31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по праву.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Итак, с  развитием  крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи - она распадается на  отдельные изолированные государства.

«Сословно-представительная монархия - это  такая  централизованная форма государственного правления, при котором власть монарха ограничена сословно-представительным  органом   (собранием)»3.   Такие   сословно представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии.  Во Франции это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор.

Сословно-представительное собрание состояло из духовенства,  дворянства и представителей так называемого  третьего  сословия  (купцов, ремесленников, средних землевладельцев).  Это были, как правило, совещательные органы при монархе,  занимающиеся  законодательной  деятельностью и  контролем над финансами.  Наряду с центральными органами сословного представительства создавались  и  местные  сословно-представительные органы  (провинциальные  штаты во Франции,  ландтаги отдельных земель в Германии, губские и земельные избы в России).

 В зависимости от  объема властных полномочий, находящихся  у монарха, различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию.

2.1 Абсолютная  монархия

 

При  абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. «Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств»4 .

Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном  мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о Национальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещательные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конституционной или парламентской оболочкой.

По существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к актам своеобразных парламентских органов: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархий есть признаки ограниченной монархии, хотя в некоторых странах действие конституций на десятилетия приостанавливается (Бахрейн), они отменяются монархом (Свазиленд), а парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выборный парламент). В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). К тому же, например, в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, т.е. назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура — совещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Это лишь королевский низам, дарованный монархом. Подлинной же конституцией считаются две священные книги мусульман — Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, видимо, все же правильнее называть сохранившиеся монархии такого рода полуабсолютными.

Большинство из рассматриваемых  монархий имеют теократические черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в арабских монархиях (кроме Марокко), в султанате Бруней. Это — теократические полуабсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. К их числу принадлежат и королевство Бутан в Гималаях, хотя теократические черты в данном случае выражены слабее. Особую роль в полуабсолютной теократической монархии играет семейный совет. Он, в частности, определяет преемника монарха (это не обязательно старший сын), может заставить монарха отречься от престола. Связи органов государства с населением имеют своеобразный характер. Во-первых, они определяются религиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основываются на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонние, хотя существует Мажилис (право любого «правоверного» члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, такие связи осуществляются в значительной мере через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят аз членов королевской семьи (губернаторы) и других приближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетворение монаршего дома.

Особое место среди  полуабсолютных теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадлежит, как отмечалось, коллегиальному органу — Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. Хотя решения Совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Его глава периодически переизбирается Советом эмиров его председателем и до Временной конституции 1971 г. имеет значительные властные полномочия.

 

2.2 Конституционная монархия

 

В конституционных монархиях  власть монарха юридически ограничена – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Как форма правления,  конституционная монархия возникаем в период становления буржуазного общества.  Формально она  не  утратила  своего значения в  ряде  стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Схема формы правления Великобритании представлен в приложении 2).

Парламентарная монархия  характеризуется   следующими   основными признаками:

- правительство формируется  из представителей определенной  партии (или партий), получивших большинство  голосов на выборах в парламент;

- лидер партии,  обладающий наибольшим числом  депутатских  мест, становится главой государства;

- в законодательной,  исполнительной и судебной сферах  власть монарха фактически отсутствует,  она является символической;

- законодательные акты  принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

  • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).

 

Современные парламентские  монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым  уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик  – второй основной формой правления.

Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей,  во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.

Судебная власть принадлежит  монарху, но может быть более или менее независимой. Однако разделение  властей  при  данной  форме  правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето,  то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того,  монарх обычно может издавать «чрезвычайные указы,  имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Подобная форма правления существовала, например, в Германии (1871 - 1918)» 5.

В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через  подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

           Таким образом, мы рассмотрели  монархические формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституционной.

 

Глава 3. Понятие, признаки и виды республики как формы правления

 

«Республика (от лат.  res publica -  общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок» 6.

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Например, республиканская форма  правления  во Франции окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации  монархии (см. приложение 4).  Швейцария  и  миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же  современных  европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века,  связанных,  прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний  против  монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. 

Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной  системы  в  середине XX века привели, за единичными исключениями, к образованию  республик. При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая  форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Юридическими признаками республики являются:

1)  Выборность высших органов  государственной власти.

2)  Избрание органов верховной  власти на определённый срок.

3)  Осуществление власти от  имени народа, а не по собственному  усмотрению.

4)  Юридическая ответственность  органов власти за принимаемые решения.

5)  Принцип разделения  власти.

6)  Гарантированность  прав человека и гражданина.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления»7.

В процессе исторического  развития формы правления различных  государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью  их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Рабовладельческая государственность  существовала в форме монархий и  республик. Причем их развитие и совершенствование  шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.

Республиканская  форма  правления существовала в виде аристократической и демократической республик.

В аристократической  республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковым были Спарта и Римская республика V - II вв. до н. э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V – IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики.

 

3.1 Президентская республика

 

«Президентская республика -  одна  из  разновидностей  современной формы государственного правления,  которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства»8.

Перечислим  наиболее  характерные черты президентской  республики:

- внепарламентский  метод  избрания президента и формирования правительства;

- ответственность   правительства  перед  президентом,  а не перед парламентом;

- более широкие, чем  в парламентарной республике, полномочия  главы государства.

В большинстве республик  мира принята форма президентской  республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Схема формы правления в США представлена в приложении 3. Подавляющее большинство стран Латинской Америки — президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.

Информация о работе Форма правления как элемент формы государства