Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 04:00, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы, опираясь на основные положения теории федерализма, была поставлена цель - провести анализ основных проблем становления и развития современных федеративных отношений для определения наиболее перспективных путей реализации федерализма в России. В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
-изучить и обобщить литературу по данной теметике;
- проследить за тенденциями зарождения федералистских идей и их практики в Советской России;
-рассмотреть развитие федерализма в постсоветский период
ВВЕДЕНИЕ
Глава1. История развития федерализма в России…………………….
1.1 Зарождение федералистских идей и их практика в Советской России.
1.2 Развитие федерализма в постсоветский период………………………
Глава 2. Перспективы Федерализма в современной России………..
2.3. Особенности и проблемы современного российского федерализма
2.2. Перспективы развития российского федерализма……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….
Ко времени принятия Конституций
СССР 1936 года государство стало уже,
по существу, унитарным. Что касается
краев и областей, в которых
проживало подавляющее
Таким образом, советский
федерализм оказался разновидностью унитаризма,
поскольку страной руководила КПСС
- партия, основанная на жестком подчинении
нижестоящих уровней
Демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности21. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР.
В 1990-1991 гг. большинство автономных
республик и многие автономные области
России провозгласили себя суверенными
государствами в составе РСФСР.
В ряде республик (Чечня, Татарстан
и др.) сепаратистские силы стали
требовать выхода из состава Федерации.
На IV Съезде народных депутатов РСФСР
было принято решение об исключении
из названия республик термина «автономная»
Дальнейшее развитие федерализма происходило уже в современной России.
1.2 Развитие федерализма в постсоветский период.
В литературе встречается деление построения современного федерализма на 3 этапа.22 Тем не менее, однозначно указать точные исторические рамки довольно сложно. Соглашаясь с тем, что существует три основных периода, необходимо определить их продолжительность:
- первый этап - «парад
суверенитетов» - период с 1990 года
по 1993 год. Федерация
- второй этап - период
с 1993 года по 1999 год. Всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года принимается
Конституция Российской
Позднее политическая и экономическая власть в регионах укрепилась, усилился сепаратизм. Такому развитию событий способствовали выборы глав администраций (губернаторов), получивших значительную независимость от центра. Повысился контроль за выборами в Государственную Думу, из избранных в регионах глав исполнительной и представительной властей стал формироваться Совет Федерации. В системе межбюджетных отношений сформировалась тенденция к увеличению доли расходных полномочий бюджетов субъектов РФ с одновременным сокращением их в доли в распределении налогового потенциала страны. С федерального на региональный уровень был переведен ряд социальных расходов, не обеспеченных ни федеральным, ни региональным финансированием. С принятием в 1998 году Концепции реформирования бюджетных отношений на 1999-2001 гг. федеральная политика трансфертов стала более прозрачной и стабильной.
- третий этап - формирование
единого, непротиворечивого
Закон характеризуется двумя
главными составляющими. Первая заключается
в коррекции ключевых федеративных
отношений, связанных с вопросами
разграничения предметов
Также было образовано восемь федеральных округов, а законодательство субъектов федерации приведено в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Через институт представителей Президента РФ в федеральных округах была укреплена исполнительная вертикаль власти29. На первом этапе институт полномочных представителей Президента РФ в регионах России был преобразован в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. Это позволило унифицировать взаимоотношения центральной власти со всеми федеративными субъектами независимо от принципа их образования, способствовать совместному решению региональных социально-экономических проблем, а также развитию производственных сил на межрегиональном уровне. В особых обстоятельствах институт «федерального присутствия» должен стать инструментом проведения директив Президента в субъектах РФ. Правовой статус представителей Президента РФ позволяет главе государства наделять их в установленное время дополнительными полномочиями, составляющими основу значительной подвижности их компетенции.
27 июня 2000 года принято
Постановление
Федеральный конституционный
закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ
«О порядке принятия в Российскую
Федерацию и образования в
ее составе нового субъекта Российской
Федерации»30 определил основные принципы
совершенствования государственно-
Процесс объединения автономных округов с областями и краями, из состава которых АО выделились в 1993 г., активно начался в 2004 г. Объединению предшествовало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления»31. Закон резко ограничил бюджетную самостоятельность автономных округов, чем сделал их последующее объединение практически неизбежным. На этом этапе основой объединения стало выравнивание социально-экономического развития и повышение уровня благосостояния проживающих в регионе граждан
На конец 2003 года в стране существовали 44 партии, то к концу 2007 года в стране оставалось только 15 партий, а к очередным выборам 1 марта 2009 года партийно-политическое поле сузилось до 4 парламентских партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), плюс «Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко». Из непарламентских партий в региональной избирательной кампании 2009 года приняла участие только политическая партия «Патриоты России».
В связи с осуществлением
избирательной и партийной
Глава 2. Перспективы
Федерализма в современной
2.1. Особенности
и проблемы современного
Федерализм в России во
многом уникален, ему трудно подобрать
аналоги в истории и
Федерализм в России -
больше чем просто концепция государственного
устройства, это устойчивая историческая
традиция полицентрического
Федеративное устройство России конструирует правоотношения в системе «субъект - федерация - федерация - субъект»33. В ней субъекты федерации имеют право претендовать на действие налаженных федеративных отношений, а государство в лице федеральных органов государственной власти обязано создавать условия и гарантии для реализации федеративных отношений. В то же время субъекты федерации обязаны соблюдать нормативы, пределы и принципы федерализма и федеративных отношений, а государство имеет право требовать от них исполнения правил, в которых реализуются федеративные отношения.
Существует специфика нормативно-правовой регламентации федерализма в нашей стране.
В теоретической литературе выделяются следующие основные проблемы законодательной базы федеративных отношений в Российской Федерации:
Информация о работе Формирование и перспективы развития российского федерализма