Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 04:00, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы, опираясь на основные положения теории федерализма, была поставлена цель - провести анализ основных проблем становления и развития современных федеративных отношений для определения наиболее перспективных путей реализации федерализма в России. В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
-изучить и обобщить литературу по данной теметике;
- проследить за тенденциями зарождения федералистских идей и их практики в Советской России;
-рассмотреть развитие федерализма в постсоветский период
ВВЕДЕНИЕ
Глава1. История развития федерализма в России…………………….
1.1 Зарождение федералистских идей и их практика в Советской России.
1.2 Развитие федерализма в постсоветский период………………………
Глава 2. Перспективы Федерализма в современной России………..
2.3. Особенности и проблемы современного российского федерализма
2.2. Перспективы развития российского федерализма……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….
- неработоспособность многих актов,
- их низкое качество,
- декларативность,
- политическая ангажированность,
- оторванность от реальной жизни,
- необеспеченность ресурсным наполнением,
- дефектность с позиции
соответствия Конституции
- рассогласованность
- необходимость их коррекции
в процессе
- нестабильность
- частое и спорадическое изменение законов,
- широкое распространение фрагментарного, «лоскутного» нормотворчества, при котором в закон вносятся поправки, по своему объему сопоставимые с самим законом и меняющие его смысл и предмет правового регулирования,
- перегруженность законов
отсылочными нормами,
Отличительной особенностью
современного этапа законодательного
обеспечения федеративной реформы
является централизация компетенции
на федеральном уровне, в результате
чего гарантированная Конституцией
Российской Федерации правовая автономия
субъектов федерации
Конституционный Суд Российской Федерации играет в процессе совершенствования законодательства о федерализме одну из ведущих ролей, о чем свидетельствует значительное количество его решений в сфере федеративных отношений.
Как было установлено, федерализм представляет собой не только форму государственного устройства, но и принцип взаимоотношений центра и регионов. Взаимоотношения центра и регионов в последние годы формировались в условиях укрепления вертикали власти и в ХХI в. уже несли на себе отпечаток унитарности. Используемая в Российской Федерации схема разграничения предметов ведения и полномочий характерна для унитарных централизованных государств, и не в полной мере способствует сбалансированности социально-экономического становления России, ведет к явным перекосам в развитии регионов, их отставанию от общих темпов роста. Некоторые ученые видят в этом причину системного кризиса федерализма в России34. Существует мнение о том, что «вредоносной для российской цивилизации является и внедренная в российскую правовую действительность модель федерализма западного происхождения». Она оказалась следствием «федералистской революции» во всем мире: ныне почти 80% всего мирового населения проживает либо в федеративных государствах, население которых составляет более 2 миллиардов человек, либо в децентрализованных государствах с федеральным реструктурированием35. Сложности существуют и в том, что Россия не является национальным государством, это многонациональное государство, а ее республики - субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения.
Тем не менее, сложно согласиться с тем, что Россия - квазифедерация западного происхождения. Тенденции последних реформ основаны на тезисе о том, что поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и, прежде всего обострения межнациональных отношений. Отсюда некая незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией РФ, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти. Хотя это не говорит о пагубности федерализма, а свидетельствует о необходимости системного подхода к модернизации правового регулирования федерализма в нашем государстве.
2.2. Перспективы развития российского федерализма.
Дальнейшее развитие российского федерализма, направленное на упрочение Российской Федерации, зависит от укрепления механизма его функционирования и охраны всего федеративного устройства, закрепленного в Конституции Российской Федерации и конституциях (уставах) субъектов.
Упрочение федерализма лежит в сфере права, экономики, политики, стабильности, самочувствия граждан36. В то же время упрочение федерализма в нашей стране связано с решениями органов государственной власти по различным вопросам.
Структурная модернизация правовой
системы российского
Целью развития федеративной системы является достижение возможно большей устойчивости отношений внутри системы37. Развитие федеративных отношений в России демонстрирует, что идея образования новых субъектов федерации путем укрупнения существующих не надуманна. Историческая, географическая, природно-ресурсная, демографически-языковая общность, политические, хозяйственные, транспортные, торгово-финансовые связи, общие интересы не могут не вести к интеграции территориально близких субъектов федерации38. Само по себе укрупнение не принесет желаемого результата, если новые субъекты федерации будут неспособны самостоятельно обеспечивать нужды населения и отвечать по своим обязательствам.
По мнению профессора Глигич-Золотаревой, основными направлениями конституционно-правового регулирования структурного преобразования в Российской Федерации являются:
- создание однопорядковых в правовом и экономическом отношении регионов нового типа, развивающихся в едином темпе;
- постепенная симметризация федеративной структуры;
- обеспечение единства правового, экономического, политического и социального пространства;
- усиление механизмов, обеспечивающих целостность системы;
- усиление горизонтального
взаимодействия между
- сближение уровня социально-
- повышение степени
- собственно модернизация
структуры Российской Федерации
Реформирование
- обеспечение субъектов
Российской Федерации
- формирование и оптимизация механизмов ответственности руководства субъектов Российской Федерации за социально-экономическое развитие регионов,
- пересмотр действующего порядка законодательного регулирования федерализма40.
Далее, одним из основных вопросов организации государственной власти в современной Российской Федерации является вопрос о сосуществовании в одном пространстве двух уровней государственной власти: федеральной и субъектов федерации. Тенденция в решении этого вопроса в последние годы очевидна. Федеральные органы власти все больше тяготеют к методам унификации41. Понимание федерализма и статуса субъектов за последнее десятилетие подверглось значительным изменениям. Если в советский период понимание федерализма строилось на признании принципа добровольности вхождения субъектов и сочетания двух суверенитетов в одном государстве42, и, соответственно, формально отношения между Союзом и союзными республиками основывались на началах «кооперации», то современное российское государство признает государственный суверенитет только за федеративным государством. Как следствие, в настоящее время федеративные отношения в большей мере основываются на началах субординации, и в ближайшей перспективе таковыми и останутся.
Другой проблемой
Тенденций множество, и все их перечислить невозможно, поскольку многие являются скрытыми, тем не менее, если преобразования и будут происходить в ближайшее время, то инициированы они будут, скорее всего, не народом, а федеральным центром и будут направлены на усиление федеральной власти для борьбы с последствиями экономического кризиса.
Заключение
Развитие российского
федерализма - сложный процесс, обусловленный
историческими особенностями
Рассматривая тенденции и противоречия процесса становления российского федерализма, следует подчеркнуть, что это сложнейший в своей многоаспектности феномен, возникновение и развитие которого подчинено целому ряду политических, экономических, социологических, юридических и других закономерностей и тенденций.
Первые формы федерализма
в России возникли в силу необходимости
разрешения национального вопроса.
Нужно признать в этом существенную
специфику российского
До настоящего времени высказываются разные оценки о значении Федеративного договора, как изначально правового документа, определившего сущность российского федерализма, его асимметрию, разностатусность субъектов Федерации. В курсовой обосновывается то, что в условиях распада СССР, имевшихся признаков распада России, подписание Федеративного договора было искусством возможного для того времени, позволило сохранить целостность российского государства, положило начало развитию новых федеративных отношений и определило необходимость постепенного его совершенствования и реформирования.
Из наиболее существенных проблем является соотношение федеративных и централистских начал. Стоит задача четкого определения системы федеративного устройства и, соответственно, системы власти, на что направлены административная реформа и реформирование федеративных отношений.
Безусловно, важную роль в
укреплении федеративных отношений
отводится осуществлению
В курсовой анализируется процесс разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления является, одной из наиболее насущных задач современного этапа развития российской государственности, причем задач глубоко практического свойства. Именно данный процесс определяет тенденции развития федерализма диалектику децентрализации и централизации, необходимость регионализации федеративных отношений.
Информация о работе Формирование и перспективы развития российского федерализма