Формирование и становление правовой системы Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса формирования современной Германской правовой системы.
В достижение поставленной цели определены задачи исследования:
дать общую характеристику правовой системы Германии;
изучить формирование и становление системы права Германии.

Содержание работы

Введение 4
1.Общие сведения о романо-германской правовой системе 7
1.1.Общая характеристика правовой системы Германии 7
1.2.Особенности правовой системы Германии 9
2.Формирование и становление правовой системы Германии 15
2.1.Становление и формирование системы права в Германии 15
2.2.Источники права в процессе эволюции правовой системы Германии 21
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

sistema_prava_sovremennoy_germanii.docx

— 61.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение 4

1.Общие сведения о романо-германской правовой системе 7

1.1.Общая характеристика правовой системы Германии 7

1.2.Особенности правовой системы Германии 9

2.Формирование и становление правовой системы Германии 15

2.1.Становление и формирование системы права в Германии 15

2.2.Источники права в процессе эволюции правовой системы Германии 21

Заключение 30

Список использованной литературы 33

 

Введение

 

 

Романо-германская правовая система является, пожалуй, наиболее древней и широко распространившейся в мире. Это объясняется не только ее историческими корнями. Система  отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми  принципами, обеспечением строгой юридической  техники. Носителями и двигателями  данной системы были наиболее мощные государства: два тысячелетия назад  Римская империя, а затем зарождающиеся  и развивающиеся государства  Европы – Франция, Германия и другие. Их влияние на жизнь Европы и стран  других континентов, как в культурологическом смысле, так и в военно-политическом и экономическом, было бесспорным. Романо-германская система права приобрела характер универсальный, разумеется, с теми особенностями  и модификациями, которым она  подвергалась в различных регионах мира.

Романо-германская правовая семья, или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания  и другие страны), имеет длительную юридическую историю. Она сложилась  в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые  выработали и развили, начиная с  XII в., на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран) и группу германского права (ФРГ, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Это яркий пример того, как внутри одного исторического типа сосуществуют несколько различных правовых систем. Отличительной особенностью романо-германской правовой семьи является то, что она покоится на нормативно-правовых актах, которые, как правило, кодифицированы. Право нашей страны также тяготеет к романо-германской правовой семье.

На само становление романо-германской правовой системы повлияло право Древнего Рима, и сейчас она существует на заимствованных из римского права основных понятий, правовых институтов.

«Восходя  в своем историческом становлении  к давно минувшим временам античности (и в этом смысле представляя феномен  исчезнувшей цивилизации, даже принимая во внимание многовековую повторную  жизнь римского права в науке  и юридической практике позднего Средневековья, Возрождения, Нового времени) в современной юридической культуре и в современных системах права  римское право не имеет непосредственно  действительного практического  значения. Внимание, которое заслужено  принято уделять римскому праву  в рамках общего научного познания права в свое историческое время  оказало влияние на становление  национальных правовых культур всей так называемой романо-германской правовой семьи (к которой принадлежит  большинство стран Европы, а также  Латинской Америки, Африки, Азии), но особыми непреходящими внутренними  качествами собственно римского права, обязанными как мгновенной работе над  ним ученых юристов и правоведов-практиков, так и особым культурным условиям его первоначального возникновения». Многие термины из философии права  и юридической практики взяты  именно из римского права: «юстиция», «республика», «конституция», «мандат», «казус», хотя их настоящее значение зачастую не совпадает с их первоначальным смыслом. Романо-германская правовая система  охватывает страны, в которых юридическая  наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты  нормы права, которые рассматриваются  как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.

В романо-германской семье начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют  кодексы. В силу исторических причин право выступает здесь, прежде всего, как средство регулирования отношений  между гражданами. Другие отрасли  права были разработаны гораздо  позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической  науки.

Таким образом, основной задачей данной работы является изучение динамики эволюции романо-германской правовой системы с тем, чтобы понять её значение для современного общества.

Актуальность темы обусловлена не только тем, что романо-германская система самая распространенная в мире среди прочих правовых систем, но и потому, что российская правовая система относится к романо-германской семье.

Целью данной работы является изучение процесса формирования современной Германской правовой системы.

В достижение поставленной цели определены задачи исследования:

  1. дать общую характеристику правовой системы Германии;
  2. изучить формирование и становление системы права Германии.

По своей  структуре контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении сформулированы задачи и цели, преследуемые в данной работе. В заключении приведены  некоторые выводы и сделаны обобщения  по данной теме.

 

  1. Общие сведения о романо-германской правовой системе

 

    1. Общая характеристика правовой системы Германии

 

Основы  правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 г. под  главенством Пруссии в Северо-Германский Союз, ставший затем, в 1871 г., Германской империей. Наряду с этим на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в империи продолжали действовать  законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных территориальных  образований.

Законодательство  воссозданного в XIX в. общегерманского  государства разрабатывалось главным  образом на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии и в меньшей  степени – других государств. Источниками  в этом процессе послужили: Прусское земельное уложение 1794 г., которое  охватывало многие отрасли права, баварский  Уголовный кодекс 1813 г. и более  ранние баварские Судебный и Гражданский  кодексы 1753 и 1756 гг., саксонский Гражданский  кодекс 1863 г., ганноверский Гражданский  процессуальный кодекс 1850 г. Также учитывалось  и общее право, представлявшее собой  сложное переплетение норм, восходящих к римскому и каноническому праву  и правовым обычаям древних германцев.

Медленный, но последовательный процесс издания  общегерманских законов начался  с образованием Северо-Германского  Союза. Были приняты разработанные  ранее Торговое уложение 1866 г. и Уголовное  уложение 1871 г., затем Гражданское  процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г. и лишь в 1896 г. – Гражданское  уложение.

Продолжают  действовать многие из кодексов и  иных законов, принятых в этот период, правда с учетом изменений и дополнений, внесенных в них в период Германской империи, просуществовавшей до 1918 г., в период буржуазно-демократической  Веймарской республики (1919–1933 гг.) и  после образования в 1949 г. ФРГ. Сохраняют  силу и некоторые из законодательных  актов и изменений в законодательстве периода нацистской диктатуры (1933–  1945 гг.), поскольку они не были отменены ни соответствующими постановлениями Союзного Контрольного Совета, которому принадлежала вся полнота власти в Германии в 1945– 1949 гг., ни законодательными органами или органами конституционного надзора ФРГ.

Важнейшим этапом процесса присоединения ГДР к ФРГ в 1990 г.стал первый государственный договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, который вступил в силу 1 июля 1990 г. Согласно этому договору все законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось, а вместо него вводились законы ФРГ. 31 августа 1990 г. был подписан второй государственный договор – о механизме вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 г. произошло воссоединение Германии, после чего на территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы.

Конституция (1949г.) имеет определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ. Она подробно регулирует вопросы  взаимоотношений федерации и  всех входящих в нее 16 земель – субъектов  федерации, а также определяет систему  органов власти, управления и правосудия.

Решающая  роль в сфере законодательства принадлежит  федерации, а на долю земель остается регулирование (в порядке конкурирующей  компетенции) вопросов, относящихся  к образованию и культуре, деятельности местных органов власти, управления и полиции и др. Согласно ст. 73 Основного Закона федерация обладает исключительной компетенцией по важнейшим  вопросам, в том числе в области  внешних сношений, обороны, денежного  обращения, гражданства, сотрудничества федерации и земель. В ст. 74 определена конкурирующая компетенция федерации  и земель (исключительная компетенция  земель в Конституции не зафиксирована).

Важными источниками права наряду с законодательными актами признаются постановления, издаваемые Федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами  земель. Другие подзаконные акты играют значительно меньшую роль. Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права. Ныне в ФРГ признается важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и, особенно, в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Роль источников права утратили обычаи.

В период 1958–1963 гг. было опубликовано «Собрание  федерального права» – собрание действующего законодательства ФРГ, систематизированное  по девяти «главным областям права»:

1) государственное  и конституционное право; 

2) управление;

3) правосудие;

4) гражданское  и уголовное право; 

5) оборона; 

6) финансы; 

7) хозяйственное  право; 

8) трудовое  право, социальное обеспечение,  обеспечение жертв войны; 

9) связь,  пути сообщения, водный транспорт.

 

    1. Особенности правовой системы Германии

 

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Как уже было упомянуто, она сложилась  в результате усилий европейских  университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. В настоящее время романо-германская правовая семья рассеяна по всему свету. Она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию.

Правовые  системы романо-германской семьи  по содержанию существенно отличаются друг от друга, и особенно их публичное  право, что связано с различиями в политической ориентации и степени централизации. Некоторые отрасли частного права также отражают разные подходы или уровни развития. При всех этих расхождениях материально-правовых норм рассматриваемые правовые системы благодаря их структуре могут быть сближены и объединены в одну семью.

Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука объединяет правовые нормы в одни и те же крупные группы. Повсюду мы встречаемся  с одним и тем же фундаментальным  делением права на публичное и  частное, которое основано на идее, очевидной для всех юристов этой семьи, а именно: отношения между  правящими и управляемыми выдвигают  свои, свойственные им проблемы и требуют  иной регламентации, чем отношения  между частными лицами. Общий интерес  и частные интересы не могут быть взвешены на одних и тех же весах.

В странах  романо-германской правовой системы  используется известное со времен Римской  империи, ставшее классическим деление  права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения  публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление  общественных целей и задач), частного права – особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право  регулирует отношения основанные на власти и подчинении, на механизме  принуждения обязанных лиц. В  нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно  относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное  публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права  и т.д. Частное право регулирует отношения между равноправными  независимыми субъектами. Здесь преобладают  диспозитивные нормы, действующие  лишь в той части, в которой  они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное  частное право, отдельные институты  трудового права и некоторые  другие.

Еще одна отличительная особенность романо-германской правовой системы – строгая отраслевая классификация. Система права подразделяется на отрасли, среди которых базовыми являются конституционное, административное, гражданское, уголовное право, а также гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право. В рамках отраслей права развиваются подотрасли и институты. Так, конституционное право включает в себя подотрасли прав и свобод граждан, избирательного права, федерального права, власти и государственных органов, институты прямой демократии.

Романо-германской правовой системе присущи следующие  теоретические концепции государственной  власти и демографических институтов, получившие распространение в современном  мире [6, c. 52]:

  • признание доктрины и принципов правового государства;
  • закрепление принципа разделения властей;
  • обеспечение систематического конституционного контроля
  • (конституционное правосудие);
  • регулирование административной юстиции;
  • гарантии развития многопартийной системы;
  • обеспечение местного самоуправления.

Обязательственное право – один из основополагающих разделов любой правовой системы, входящей в романо-германскую семью. Юристы этой семьи с трудом могут представить  себе, что понятие обязательственного права неизвестно другим системам, в частности из семьи общего права. Их недоумение еще более возрастает, когда они узнают, что даже само понятие и термин «обязательство», столь элементарные для них, не известны этой семье и не имеют аналога  в английском юридическом языке.

Опираясь  на римское право, доктрина в странах  романо-германской семьи создала  обязательственное право, которое  считается разделом гражданского права, главным объектом юридической науки. Как фактор, определяющий единство правовых систем романо-германской семьи, обязательственное право играет роль, подобную трасту в странах  общего права и праву собственности  в социалистических странах.

Во всех странах романо-германской правовой семьи правовую норму понимают, оценивают и анализируют одинаково. В этой семье, где наука традиционно занимается упорядочением и систематизацией решений, выносимых по конкретным делам, правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая. Благодаря усилиям науки норма права поднята на высший уровень: ее понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретном деле.

Информация о работе Формирование и становление правовой системы Германии