Формирование и становление правовой системы Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса формирования современной Германской правовой системы.
В достижение поставленной цели определены задачи исследования:
дать общую характеристику правовой системы Германии;
изучить формирование и становление системы права Германии.

Содержание работы

Введение 4
1.Общие сведения о романо-германской правовой системе 7
1.1.Общая характеристика правовой системы Германии 7
1.2.Особенности правовой системы Германии 9
2.Формирование и становление правовой системы Германии 15
2.1.Становление и формирование системы права в Германии 15
2.2.Источники права в процессе эволюции правовой системы Германии 21
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

sistema_prava_sovremennoy_germanii.docx

— 61.23 Кб (Скачать файл)

Понятие правовой нормы, принятое в романо-германской правовой семье, является основой кодификации  в том виде, как ее понимают в  континентальной Европе. Нельзя создать  подлинный кодекс, если видеть нормы  права в каждом решении, вынесенном судьей по конкретному делу. Кодекс в романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, встающие на практике. Его задача – дать достаточно общие, связанные в систему, легкодоступные для обозрения и понимания  правила, на основе которых судьи  и граждане, затратив минимальные  усилия, могут определить, каким  образом должны быть разрешены те или иные проблемы.

Правовая  норма романо-германской правовой семьи  является чем-то средним между решением спора – конкретным применением  нормы – и общими принципами права. Искусство юриста в странах романо-германской правовой системы состоит в умении найти нормы и сформулировать их с учетом необходимости указанного равновесия. Нормы права не должны быть слишком общими, так как в  этом случае они перестают быть достаточно надежным руководством для практики, но, в то же время нормы должны быть настолько обобщенными, чтобы  регулировать определенный тип отношений, а не применяться, подобно судебному  решению, лишь к конкретной ситуации.

Концепция правовой нормы, преобладающая в  странах романо-германской правовой системы, обусловливает существование  значительно меньшего числа правовых норм, чем в странах, где степень  обобщения правовой нормы находится  на более низком уровне и где норма  предусматривает конкретные детали ситуации. Право в странах романо-германской правовой системы состоит не только из правовых норм, сформулированных законодателем, оно включает также и их толкование судьями.

Смешивать право и закон и видеть в  законе исключительный источник права  – значит противоречить всей романо-германской традиции.

Во всех странах романо-германской правовой системы практика, в конечном счете, следует средним путем, который  носит эмпирический характер, и изменяется в зависимости от судей, эпохи  и отрасли права. Законодательные  тексты часто рассматриваются преимущественно  как своего рода путеводители в поисках  справедливого решения, а не как  строгие приказы толковать и  решать определенным образом[10, c. 96].

Говоря  о романо-германском праве, мы говорим  о правовой культуре, основанной на юридической системе Древнего Рима. Однако вопреки довольно распространенному  мнению, романо-германское право опиралось  непосредственно на римское частное  право – право конституционного характера, хаотическое, лишь в какой-то мере систематизированное (да и то, после своего расцвета) в компиляции свода законов Юстиниана. Упомянутые достижения правовой культуры являются, скорее, элементом духовной жизни  Возрождения, созданным в западноевропейских толкователями положений римского частного права – глоссаторами, историческая, недостаточно оцененная, заслуга которых состояла в том, что они на новом уровне духовной и интеллектуальной жизни эпохи  Возрождения создали логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, заложенные в римском частном  праве. Они-то, эти логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, а также терминология римского права, и могут быть охарактеризованы в  качестве материалов правовой культуры, которая была воспринята законодательством  континентальной Европы, а затем  через более совершенные достижения его (Кодификацию Наполеона, Германское Гражданское уложение и др.) распространилось на многие страны мира. Во всех странах  романо-германской семьи признается деление права на публичное и  частное, известное еще со времен Римской империи и ставшее  классическим.

Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений.

Частное право опосредствует отношении  между равноправными, независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозиционные нормы, действующие лишь в той  части, в которой они не изменены, не отменены их участниками.

К сфере  публичного права относятся конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное право, процессуальные отрасли ООН, институты трудового  права и т.д.

В сферу  частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное  частное право, ООН, институты трудового  права и некоторые другие.

Однако  такое деление в огромной степени  потеряло за последнее время то значение, которое имело на первых этапах развития континентального права, но, тем не менее, все еще остается важной характеристикой  структуры современных национальных правовых систем.

 

  1. Формирование и становление правовой системы Германии

 

    1. Становление и формирование системы права в Германии

 

Романо-германская правовая система сформировалась в  континентальной Европе; здесь и  сейчас ее главный центр, несмотря на то, что вследствие экспансии и  рецепции многочисленные неевропейские  страны присоединились к этой системе  или позаимствовали у неё отдельные  элементы.

Как уже  говорилось ранее, романо-германское право  возникло в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной  Европы. Основанием для рецепции в  экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, базирующиеся на идеях вассалитета  и патримониальной юрисдикции, укоренившейся  в деревне, не соответствовали принципам  самоуправления свободных, «вольных»  городов. Им потребовалась другая система  нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального  равенства и независимости участников рыночных отношений. Такой системой, наиболее отвечающей названным идеям, оказалось римское право. Первоначально  социальной основой и сферой его  применения в средневековой Европе было преимущественно городское  население, однако через несколько  веков, с изменением сельского уклада, земельных отношений в деревне  зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской.

Кроме экономических  причин существовали и социально-культурные предпосылки заимствования Европой  римского права. Развитие здесь образования, искусства, культуры подготовило почву  для восприятия римских юридических  концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли  университеты, где происходили изучение оригинальных римских текстов (школа  глоссаторов), а затем их адаптация  к условиям средневековья (школа  постглоссаторов). Не случайно некоторые  исследователи романо-германского  права рассматривают его как  «право разума», «право университетов». Университетские профессора активно  занимались совершенствованием юридической доктрины, категориального аппарата, а позже – разработкой моделей, проектов важнейших законов, кодексов. В университетах получали образование судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской юридической доктрины. Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение христианской церкви. В течение многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского, чтобы преодолеть такое предубеждение. Организационное решение об отстранении церковной инквизиции от гражданских судебных процессов было принято еще ранее Четвертым собором в Латране (1215 г.) Формирование этой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и справедливости. И именно возрождение римского права привело к тому единообразию правовых систем Европы, которое мы наблюдаем сегодня. Его начало, таким образом, было заложено в период феодализма.

Датой, когда  с научной точки зрения появилась  система романо-германского права, считается именно XIII век. До этого времени, вне всякого сомнения, существовали элементы, с помощью которых создавалась система; но тогда было ещё рано говорить о системе и, может быть, даже о праве. Поэтому первым периодом можно считать период, предшествующий XIII веку, когда собирались материалы, но ещё отсутствовали попытки синтезировать их и когда не было даже какой-либо системы. Второй период начался с возрождения изучения римского права в университетах. В течение пяти веков в системе господствовала доктрина, под определяющим влиянием которой эволюционировала и правовая практика в различных государствах. Доктрина подготовила вместе со школой естественного права наступление следующего периода, в котором романо-германская правовая семья находится в настоящее время, периода, где преобладает законодательство.

Что представляло собой европейское право до XIII века? Существовавшие тогда элементы, с помощью которых позднее была создана романо-германская правовая система, носили характер обычного права. В рассматриваемые период, то есть в начале XIII века, Римская Империя не существовала уже многие века. Со времен варварских нашествий римляне, с одной стороны, и варвары – с другой, продолжали некоторый период жить каждый по своим законам. После обращения варваров в христианство образ жизни населения мало-помалу начал сближаться. Вместе с рождающимся феодализмом на смену примитивному принципу личного закона пришли и территориальные обычаи. Существуют некоторые документы, которые знакомят нас как с состоянием римского права, так и с состоянием права варваров. Компиляции Юстиниана (Кодекс, Дигесты, Институции, опубликованные с 529 до 534 года, дополненные серией Новелл) на Востоке и частично в Италии, Молитвенник Алариха (506 год) во Франции и на Иберийском полуострове представляют римское право. Начиная с VI века, большинство германских племён уже имело свои законы («законы варваров»). Процесс создания этих законов продолжался до XII века, охватывая различные нордические и славянские племена. Однако «законы варваров» регулировали только самую незначительную часть тех общественных отношений, которые в настоящее время регулируются правом. Римские компиляции, даже в их упрощенном издании Алариха, очень скоро оказались слишком сложными. Право ученых, найденное в этих компиляциях, было заменено на практике вульгарным, которое и применялось спонтанно населением. Во мраке позднего средневековья общество вернулось к более примитивному состоянию. Право ещё существовало; об этом говорит наличие институтов, призванных создавать право (рашимбурги у франков, скандинавские лагманы, исландские эосагари, ирландские бреоны, англосаксонские визаны). Но господство права прекратилось. Между частными лицами и между социальными группами споры разрешались по закону сильного или произвольной властью вождя. Несомненно, более важное значение, чем право, имел в эту эпоху арбитраж.

Создание  романо-германской правовой семьи связано  с возрождением, которое произошло  в XII и XIII веках на западе Европы. Это возрождение проявилось во всех планах; одним из его важных аспектов был аспект юридический. Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которые необходимы для прогресса. Зарождение романо-германской правовой семьи в XII и XIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти или централизации, осуществленной королевской властью. Этим романо-германская правовая система отличается от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. На Европейском континенте ничего подобного не наблюдалось. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей; это важно подчеркнуть. С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI-XVIII вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. Становление наций и национальной государственности привнесло в него элементы правового национализма. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран [9, c. 41].

Основным  источником, откуда распространились новые идеи, благоприятствуя тем  самым возрождению права, стали  возникшие в Западной Европе очаги  культуры. Главная роль при этом принадлежала университетам, из которых  первым и наиболее известным был  Болонский университет в Италии. Поэтому важно знать, какие цели ставили перед собой университеты и как они в течение веков  выработали право учёных, ставшее, несмотря на границы между государствами, общим для всей Европы. В университетах  не преподавали «практическое право». Университетский профессор учил методу, позволявшему создавать самые справедливые по содержанию нормы, более всего соответствующие морали и благоприятствующие нормальной жизни общества. В университетах право рассматривалось как модель социальной организации. Университетская наука указывала судьям, как решать дела на основе справедливости, предписывает правила, которым добропорядочные люди должны следовать в своём социальном поведении. Право, как мораль – это должное (то, что нужно делать), а не сущее (то, что практически происходит).

Римское право, в противовес разнобою и несовершенству местных обычаев восхищало всех. Длительное время оно подвергалось критике. Говорилось, что оно создано  языческим миром, было плодом цивилизации, которая не знала Христа. Фома Аквинский  в начале XIII века положил конец этой критике. Его труды, использующие труды Аристотеля и показывающие, что дохристианская философия, основывающаяся на разуме, в значительной степени соответствовала божественному закону. Таким образом, основой преподавания во всех университетах стало римское право. И лишь значительно позднее начало преподаваться национальное право (XVII-XVIII века). Появлялись школы, трактующие римское право. Первая из них – школа глоссаторов – стремилась установить первоначальный смысл римских законов. Итогом работы представителей этой школы явился в XIII веке обобщающий труд Аккурсия, в который вошло 96000 глосс.

Со школой постглоссаторов (Бартол, Бальд, Азо) в  XIV веке связана новая тенденция: римское право было очищено и подвергнуто переработке, т.е. подготовлено для совершенно нового дальнейшего развития. Отныне юристы стремились практически использовать римское право. А в XVII и XVIII веках ведущее место завоёвывает школа естественного права, которая отходит от идеи естественного порядка вещей, основанного на воле бога, ставит в центр любого общественного строя человека, подчеркивая его неотъемлемые «естественные права» и, ставя во главу всей юридической мысли идею субъективного права. Естественно-правовая школа, ничего особенно не меняя в частном праве, в области публичного права предложила модели конституции, административной практики, уголовного права, выводимых из «разума». Постепенно римское право перестало быть лишь академическим и стало вливаться в систему права Европы. Существовавшие в XIII-XVIII веках официальные и частные компиляции пытались синтезировать обычаи с нормами римского права. Например, кастильский король Альфонс X Мудрый хотел объединить нормы обычного права Кастилии, с одной стороны, и нормы римского и канонического права с другой. Таким образом шло соединение обычного – практического права с римским – академическим. Постепенно главная роль в законотворчестве переходит от университетов к судебным органам (во Франции – парламент, Суд королевской курии, в Германии – Имперский суд, Каммергерихт (1495 г.)) и к суверенам, которые путем ордонансов, эдиктов, могли дополнять или исправлять существующие нормы права. Значительный импульс для своего современного развития романо-германская система получила после Великой французской революции, с появлением основных французских кодексов XIX в. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

Информация о работе Формирование и становление правовой системы Германии