Вертикаль власти мы понимаем
не как административную соподчиненность,
а как четкое разведение функций и компетенций
по уровням власти. Когда все занимаются
по вертикали всем, когда все уровни отвечают
за решение какой-то частной проблемы,
это есть самая большая безответственность.
Суть вертикали власти в четком распределении
функций и компетенций по ее уровням. У
нас все уровни власти практически независимы
от воли народа. Это большая проблема.
Сегодня восприятие федерализма
неоднозначное. Поэтому поднятие уровня
общественного сознания к пониманию, что
такое федерализм, это одна из наших важных
и очень необходимых задач.
Россия обречена быть федеративным
государством, если мы хотим сохранить
ее как единое государство, очевидно, что
у нас должно пройти еще какое-то время,
и достаточно длительное, даже при наличии
самой демократической Конституции, чтобы
все демократические принципы, включая
принципы федерализма, реально начали
действовать.
После рассмотрения любой темы
обычно подводят итоги, дают ответы на
поставленные вопросы, но проблем стало
еще больше.
Считаю, что поднятая проблема
могла бы быть продолжена в новых исследованиях
с освещением новых граней российского
федерализма.
Список литературы.
1. Козлова Е. И., Кутафин О.
Е. Конституционное право Российской Федерации.
М., 1996. С. 114.
2. Тихомиров Л. А. Критика
демократии. М., 1997. С. 548.
3. Козлова Е. И., Кутафин О.
Е. Конституционное право Российской Федерации.
М., 1996. С. 110.
4. Ильин И. А. О грядущей
России. Джорданвилл, 1991. С. 52.
5. Корельский В.М., Перевалов
В.Д. “ Теория государства и права”, М:
Норма, 2000, с.191
6. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К.
«Теория государства и права»/ Уч. пособие.
М: Юрист, 1999. С. 78
7. Умнова И.А. Конституционные
основы современного Российского
федерализма.
8. Ашаева Д. Государство и государственность:
российская альтернатива//Власть 1999г.
№1
9. Соловьев А. И. Политология.
Учеб. М: Горное изд-во , 2001
10. Чиркин В.Е. Государствоведение.
Учеб. М. Юрист 1999 г. 11.Венгеров А.Б. “Теория
государство и права”, Москва: Юрист, 1994,
с. 119
Заключение
Таким образом, форма государства
может быть понята только в единстве трех
составляющих ее элементов: формы правления,
формы государственного устройства и
формы государственного режима. Следует
также учитывать непрерывно происходящие
в современном мире изменения, чтобы дополнить
изложенный выше материал новой информацией,
не забывая, тем не менее, исторического
смысла уже существующих понятий и стоящей
за ними реальности.
Политические формы современных
государств складывались в течении нескольких
столетий. Эти формы определялись, в конечном
счете, экономическим строем общества,
его базисом. Большое влияние на форму
государства оказывают исторические традиции
(сохранение монархии в Великобритании,
Швеции, Японии и других странах), условия
образования государства (федеративная
форма государства США, Швейцарии), равно
как и особенности современного внутриполитического
развития данной страны и ее международного
положения.
Разнообразие форм государства
еще больше возросло в результате распада
колониальной системы, когда на политической
карте мира появился ряд молодых суверенных
государств. Перипетии политической борьбы
приводят во многих освободившихся странах
к частой модификации государственных
форм.
В современном мире наиболее
распространенной формой государства
является демократическая федеративная
республика. Именно в ней наиболее четко
проявляются все современные воззрения
на то, каким должно быть общество. Однако
это не означает, что развитие форм государство
достигла совершенства. Скорее всего,
в процессе эволюционного развития, в
ближайшей исторической перспективе появятся
новые элементы форм государства. В процессе
исторического развития государственности
происходит постоянный процесс сбрасывания
старой формы, процесс ее постоянного
обновления, диктуемый объективными законами
развития политической борьбы в обществе
и изменения содержания государственной
власти.
Ныне в мире насчитывается около
30 федеративных государств, большинство
из них крупные по территории и численности
населения сообщества. В их числе и мощные
в политическом и экономическом отношении
государства (США, Канада, ФРГ, Австралия),
и государства с высоким (Швейцария, Австрия,
Бельгия) и средним уровнем индустриального
развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла,
Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся
страны. Самое большое количество субъектов
входит в состав Российской Федерации
– 83.
Если обратиться в качестве
примера к России, то с некоторой долей
условности можно утвердить:
1. Россия является республикой.
Высшие органы власти избираются населением.
Взаимодействие органов власти с населением
и между собой осуществляется на основе
законов. Соотношение высших органов между
собой позволяет говорить о смешанной
форме правления между парламентской
и президентской республиками.
2. Россия – федеративное государство,
составными частями которого являются
республики, края, области и два города
федерального значения.
3. Конституция устанавливает
для России демократический политический
режим.
Список источников
и литературы
1. Конституция Российской Федерации.
Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием
(в редакции от 30.12.2008) // Российская газета,
1993 г. 25 декабря; от 21 января 2009 г.
2. Васильев Д.А. Общая теория
государства и права: Учебник для студентов.
– Якутск: Экономико-правовой институт
(фил.), 2005. – 208 с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства
и права: Учебник для юридических вузов.
– М.: Омега – Л, 2004. – 608 с.
4. Гумплович Л. Общее учение
о государстве. СПб., 1910. – 221 с.
5. Комаров С.А. Общая теория государства
и права. Учебник. 7-е издание. СПб.: Питер,
2006. – 512 с.
6. Малько А.В. Теория государства
и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 304 с.
7. Марченко М.Н. Теория государства
и права. Учебник. – М.: Юридическая литература,
1996. – 432 с.
8. Нерсесянц В.С. Общая теория
права и государства. Учебник для юридических
вузов и факультетов. – М.: Издательская
группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 552 с.
9. Никитин А.Ф. Право и политика:
Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных
учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение,
2001. – 191 с.
10. Общая теория права и государства:
Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд,
перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.
11. Певцова Е.А. Право: Основы
правовой культуры: Учебник для 10 кл. общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: ООО «Тид
Русское слово – РС», 2006. – 224 с.
12. Спиридонов Л.И. Теория государства
и права: Учебник. – М. – 1995. 302 с.
13. Сырых В.М. Теория государства
и права: Учебник для студентов юридических
вузов и факультетов. – М.: Издательство
«Былина», 1998. – 512 с.
14. Теория государства и права.
100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник
для студентов вузов. – Изд. 2-е., испр. и
доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский
центр «МарТ», 2003. – 288 с.
15. Теория государства и права:
Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева,
– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»:
ИНФРА-М, 2008. – 624 с.
16. Теория государства и права:
Учебник для вузов/ Под ред. М.М. Рассолова,
В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
Закон и право, 2001. – 640 с.
17. Теория государства и права:
Учебник для вузов. 2-е изд, изм. и доп./ Под
ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова.
– М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,
2000. – 616 с.
18. Хропанюк В.Н. Теория государства
и права: Учебное пособие для высших учебных
заведений/ Под ред. проф. В.Г. Стрекозова.
– М.: Изд-во «Интерстиль», 2000. – 378 с.
19. Хропанюк В.Н. Теория государства
и права. – М.: 1995. – 119 с.
20. Черданцев А.Ф. Теория государства
и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт
– М, 2001. – 432 с.
21. Юридический словарь/ Под
ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой
экономики, 2007. – 1152 с.
Вывод:
Форма государственного правления характеризует
организацию государственной власти,
систему высших государственных органов.
В различных периодах истории форма правления
имела различный смысл. Наибольшую значимость
приобрело не то, наследственный или выборный
глава государства в стране, а то, как организуются
отношения между главой государства, парламентом,
правительством, как взаимно уравновешиваются
их полномочия, — словом, как устроено
разделение властей.
Таким образом, форма правления показывает:
как создаются высшие органы власти в
государстве, их структуру, какие принципы
лежат в основе взаимодействия между государственными
органами, как строятся взаимоотношения
между верховной властью и рядовыми гражданами
страны, в какой мере организация органов
государства позволяет обеспечивать права
и свободы граждан.
1.
Конституция Российской Федерации
http://www.constitution.ru
2. Бабаев В.К. Теория государства и права/В.К.
Бабаев.- М.: Юрист, МарченкоМ.Н. Теория
государства и права в вопросах и ответах/
М.Н. Марченко. – М. – Проспект, 2006.
3. Баглай М.В. Конституционное право РФ.
Учебник для вузов. - М.: Юрид. изд. Норма
- ИНФРА. 1998. – 221с.
4. Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д.,
Соловей В.Д. Федерализм и публичная сфера
в России // Полис. - 2010. - №4. - C. 45
5. Грибанова Г.И. Федерализм и демократия
в современной России // Демократия и федерализм
в России. М., 2007.
6. Доклад Госкомстата России «Об итогах
Всероссийской переписи 2009года» 12 февраля
2009 г. // URL: http://www.gks.ru/PEREPIS/osn_itog.htm
7. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. Теория государства
и права/ Уч. пособие. - М: Юрист, 2009. – 365с.
8. Захаров А.А. Исполнительный федерализм»
в современной России // Полис. - 2001. - №4.
- C.34-45
9. Институт президентства в современном
мире. - М.: Юридическая литература. 1993.
– 221с.
10. Кинг П. Классифицирование федераций
// Полис. - 2000. - №5. - C.63-66
11. Ковалев В.А. Федерализм и российская
политика в рамках «управляемой демократии»
// Демократия и федерализм в России. М.,
2007.
12. Коваленко А.И. Теория права и государства.
Вопросы и ответы. Учебное пособин. - М.:
Новый юрист, 1997. – 443с.
13. Комаров С.А. Общая теория государства
и права. Учебник. - М.: Юрайт, 1998. – 232с.
14. Конституция Российской Федерации.
Комментарий / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина,
Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., 2008. с.562
15. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория
государства и права, - М: Норма, 2009 - 191 с.
16. Лазарев В.В.. Общая теория права и государства.
Учебник для Вузов. Юрист - М.: Серия, 1995.
– 233с.
17. Пахомов Виталий Гаврилович. Идеи федерализма
в истории политико-правовой мысли России
(Конец XVIII-XX вв.) :Автореферат Дис. д-ра
юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2003 408 c. РГБ ОД,
71:04-12/40
18. Решетников Ф.М. Правовые системы стран
мира. - М.: МГУ, 1993. – 322с.
19. Салмин А. Российская Федерация и федерация
в России // Мировая экономика и международные
отношения. 2002. №2.
20. Скакун О.Ф. Теория государства и права.
- М.: Консум, 2001. - 704 с.
21. Современные зарубежные конституции.
Под ред. Б.А. Страшуна, - М.: МГУ, 1993. – 332с.
22. Справочник. Страны мира./ под ред. И.С.
Иванова. - М.: Серия, 1997. – 221с.
23. Теория государства и права: Учебник
для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского
и проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2008. -
820 с.
24. Усанов В.Е. Конституционное (государственное)
право Российской Федерации: Учебник /Под
общ. ред д.ф.н. Хмелевской С.А. – М.: ПЕР
СЭ, 2007. – 576 с.
25. Фарукшин М.Х. Институциональные пробелы
в российском федерализме // Демократия
и федерализм в России. М., 2007.
26. Федерализм: Энциклопедический словарь.
- М.:Эсмо, 2007. - 927 с.
27. Хропанюк В.Н.. Теория государства и
права. - М.: ИПП Отечество, 1993. – 211с.
28. Чиркин В.Е.. Конституционное право зарубежных
стран - М.: Юрист, 1997 – 211с.
29. Шнайдер Э. Политическая система Российской
Федерации / Пер. с нем. - М.:Юрист, 2008. - 842
с.
30. Эбзеев Б.С.. Конституция. Правовое государство.
Конституционный Суд. Учебное пособие
для вузов. - М.: Юрист, 1996. – 290с.