Во-вторых, налицо дисбаланс
между законодательной и президентской
властью, существенный перевес последней,
что в какой-то мере нарушает необходимое
равновесие и устойчивость государственной
власти в целом.
Наконец, в-третьих, уникальность
России как федерации не может не быть
отраженной в механизме государственной
власти, особенно с учетом того, что в ряде
ее республик также существует институт
президентства.
Форма государственного
устройства Российской Федерации
Территориальная организация
государственной власти в России — одна
из острейших проблем государственного
строительства. Она заключается в нахождении
и поддержании оптимального соотношения
между деятельностью федеральной власти
по обеспечению территориальной целостности,
единства государства и стремлением регионов
к большей самостоятельности.
Всякие перекосы здесь достаточно
опасны. Безмерное усиление федеральной
власти, неправомерность ее действий в
данной сфере — путь к централизму и унитаризму.
Результатом же безграничной самостоятельности
регионов могут стать сепаратизм, ослабление
и разрушение государственности. Отсюда
задача науки и практики - найти такую
форму государственного устройства, при
которой естественное стремление регионов
к самостоятельности не будет создавать
угрозу целостности России. Первые шаги
на этом пути уже сделаны при подготовке
и принятии Федеративного договора и Конституции
Российской Федерации.
Российское государство — самобытная,
уникальная федерация, построенная на
договорно-конституционном правовом фундаменте.
Механизмом регулирования и самонастройки
федеративных отношений выступают двусторонние
договоры между органами федеральной
власти и субъектами Федерации (например,
с Республикой Татарстан) о разграничении
предметов ведения и полномочий. Немало
особенностей и проблем порождает противоречивость
двух изначально заложенных в основу государственного
устройства РФ принципов: национально-территориального
(республики, автономная область, автономные
округа) и административно-территориального
(края, области, города федерального значения).
Да и по количеству субъектов Российская
Федерация занимает первое место в мире.
Большое число таких субъектов может привести
к неуправляемому качеству.
Необходимая децентрализация
и растущая самостоятельность регионов
уравновешиваются заложенными в Конституции
базовыми принципами, которые гарантируют:
незыблемость территориальной целостности
государства; равноправие членов Федерации
между собой и по отношению к федеральным
органам государственной власти; единство
основ государственного строя (соблюдение
каждым регионом таких основополагающих
принципов, как народовластие, разделение
властей, многопартийность, равные избирательные
-права граждан); свободу передвижения
людей, распространения информации, перемещения
товаров и денег по всей территории государства;
верховенство федерального законодательства;
недопустимость действий, направленных
на одностороннее изменение статусов
членов Федерации.
Конституция разграничила предметы
ведения и полномочия между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов
на три группы: 1) предметы ведения Федерации;
2) предметы ведения субъектов Федерации;
3) предметы совместного ведения Федерации
и ее субъектов.
Гармонизация федеральных отношений
требует гибкой политики межнационального
согласия. В этих целях разрабатывается
концепция государственной политики России
по предотвращению и урегулированию межнациональных
конфликтов, в основу которой будет положен
принцип приоритетности мирных политических
средств разрешения возникающих противоречий.
Политический режим
Российского государства
Политическая обстановка в
России неустойчива, социальная напряженность
в обществе сохраняется. Иными словами,
условий для стабильного политического
режима в стране пока нет. Коль скоро политическая
ситуация в стране изменчива, подвижна,
то и политический режим может развиваться
по одному из нескольких вариантов.
В последние годы политическим
ориентиром реформаторов первой волны
был праволиберальный (буржуазно-демократический)
политический режим. Его социальной опорой
обычно служит обширный средний класс,
который в России пока находится в зачаточном
состоянии, а потому шансов у этого режима,
похоже, немного. Во всяком случае результаты
парламентских выборов 1993 и 1995 гг. показали,
что такие праволиберальные группировки,
как «Демократический выбор России» и
«Партия экономической свободы», не пользуются
поддержкой широких слоев населения.
Весьма перспективен в нашей
стране социал-демократический вариант
политического режима скандинавского
образца. В политической сфере для него
характерны широкая политическая демократия,
демократические и правовые методы осуществления
власти, умеренные реформы и эволюционный
путь развития общества. В социально-экономическом
плане — это многоукладная экономика,
первоочередное поощрение малого и среднего
бизнеса, прогрессивное налогообложение,
препятствующее резкому социальному расслоению,
весьма привлекательные социальные программы,
социально ориентированный рынок.
Предпосылками для перехода
к социал-демократическому режиму служат
коллективно-общинные традиции России,
приверженность широких народных масс
идеалам социальной справедливости, высокая
приспособленность экономики к государственно-правовому
регулированию. Этот режим мог бы иметь
прочную социальную базу. Вместе с тем
социал-демократические партии и движения
в России пока явно разрознены, у них нет
ясных и понятных народу программ, объединяющих
идей и концепций, поэтому их возможности
пока слабо реализуются.
На основе взаимодействия социал-демократических
и национально-патриотических движений
могут возникнуть смешанные политические
режимы. Их социальной базой могут стать
не только широкие слои населения, но и
военнослужащие, предприниматели. Однако
стремление национал-патриотов (в случае
прихода их к власти) решать сложные проблемы
простыми способами (например, попытки
возродить административно-территориальное
государственное устройство) может ускорить
процесс отсоединения от России многих
национально-государственных образований,
что приведет к неизбежному ее распаду.
Не исключена в России и жесткая
диктатура мафиозно-криминального капитала.
Это, разумеется, один из самых наихудших
вариантов.
Какой из названных вариантов
политических режимов станет реальностью
в Российском государстве, покажут время
и степень мудрости россиян.
Перспективы развития
Российского государства
Россия, надо полагать, полностью
исчерпала лимит революционных потрясений,
крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства,
бездумного заимствования чужеземного
опыта. В опоре на собственные силы, богатые
возможности, исторические, социально-культурные
и национальные традиции, талантливый
народ она может и должна твердо встать
на испытанный мировым опытом путь преобразований,
сочетающий необходимую стабильность,
преемственность и динамизм. В социально-экономическом
отношении это построение общества, которое
бы органично синтезировало бесспорные
преимущества социализма с эффективной
рыночной экономикой, с социально ориентированным
рынком. В социально-политическом плане
сказанное означает курс на создание гражданского
общества и демократического правового
социального государства.
Общество потому и называется
гражданским, что главным и постоянно
функционирующим его элементом, живым
его олицетворением является подлинно
свободный, уверенный в себе и своих правах,
заботящийся о процветании общества гражданин.
Разумеется, гражданин не свободен от
неукоснительного выполнения лежащих
на нем обязанностей, от соблюдения и исполнения
правовых норм, действующих законов. Жизнедеятельность
гражданского общества строится на нравственных
и правовых началах, а широкие гражданские
свободы органично сочетаются с ответственностью
и дисциплиной.
Исторический опыт показывает,
что без развитого гражданского общества
государственная власть приобретает тоталитарный
характер. Благодаря же гражданскому обществу
она получает мощный импульс демократизма,
становится на службу человеку, на защиту
его прав и свобод.
Особенность российской ситуации
заключается в том, что параллельно становлению
гражданского общества создаются основы
демократического правового государства,
которое объективно заинтересовано в
оказании поддержки институтам гражданского
общества, стремится активно помогать
тем из них, кто способен непосредственно
усиливать могущество и демократизм государственной
власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих
связей и отношений гражданского общества
и правового государства — столбовая
дорога мировой цивилизации, по которой
рано или поздно все равно пойдет Россия.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УСТРОЙСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВА
1.1 Анализ понятия
«государственное устройство» в
юриспруденции
1.2 Формы «государственного
устройства»
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Формы государственного
устройства в истории России
2.2 Современная
форма государственного устройства
в Российской Федерации
2.3 Тенденции развития
государственного устройства в
Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
курсовой работы заключается в том, что
форма государства является непосредственным
выразителем и носителем его сущности
и содержания. Каковы сущность и содержание
(функции) государства, такова, в конечном
счете, будет и его форма. Исследовать
государство с точки зрения его сущности
означает выявить, волю и интересы каких
слоев общества, групп, классов оно, в первую
очередь, выражает и защищает. Рассматривать
государство под углом зрения содержания
означает установить, как и в каких направлениях
оно при этом действует. Изучать же государство
с точки зрения его формы -- это значит,
в первую очередь, изучать его строение,
его основные составные части, внутреннюю
структуру, основные методы установления
и осуществления государственной власти.
Учения и отдельные
идеи, касающиеся форм государственного
устройства и правления, развивались не
только в Древней Греции и Риме, но и в
других странах. Причем не только на ранних
и средних стадиях существования и развития
человеческой цивилизации, но и во все
последующие столетия и годы.
Цель курсовой работы
- изучение и анализ форм государственного
устройства.
Задачами курсовой
работы являются:
· Исследование понятия
«государственное устройство» в юриспруденции;
· Исследование эволюции
формы государственного устройства России;
· Объектом исследования
являются формы государственного устройства.
Предмет исследования
- функционирование формы государственного
устройства в России. Теоретической и
методологической основой исследования
являются статьи, публикации в прессе,
социологические и экономические исследования,
монографии, статистические данные.
Степень научной разработанности
данной проблемы. Курсовая работа выполнена
на базе изучения и использования научно-монографического
материала отечественных и зарубежных
ученных, а так же учебной литературы.
В последнее время
отечественные и зарубежные ученые все
чаще затрагивают эту теоретически и практически
важную тему. Несмотря на это, нельзя сказать,
что все существенные стороны этого явления
изучены полностью.
Среди немногочисленных
работ, посвященных изучению типов и форм
государства, книга В.С. Петрова занимает
особое место, представляя собой монографическое
исследование, в котором автор ставит
и решает ряд сложных проблем взаимосвязи
типа и формы государства. Это обусловило
философский подход к анализу государствоведческих.
Плодотворна мысль В.С. Петрова о необходимости
разграничивать понятия сущности государства
и его содержания.
По мнению автора,
сущность государства состоит в том, что
оно является машиной классового господства,
а его содержание -- это конкретная характеристика
классовой сущности государства данной
общественно-экономической формации,
показатель того, в руках какого или каких
классов сосредоточивается власть и против
какого или каких классов эта власть направлена.
Весьма интересными
являются мысли автора о связи между содержанием
и формой государства, между его формой
и сущностью, а также подход к изучению
государства как организации, системы,
в которой в едином целом взаимосвязаны
многие составляющие ее элементы. Нельзя
не согласиться с В.С. Петровым, когда он
пишет о невозможности такого положения,
при котором «форма государства оставалась
бы неизменным, неподвижным свойством
государства».
В вопросе о понятии
формы государства В.С. Петров в основном
стоит на позициях, занятых им много лет
назад. Он утверждает, что понятие формы
государства складывается из трех сторон:
формы правления, формы государственного
устройства и политического режима, фактически
рассматривая каждую из этих «сторон»
как существующую независимо от других.
Следует отметить,
что в советской и российской юридической
литературе специальных работ, касающихся
анализа теоретических и исторических
аспектов формы государственного устройства,
немного. Существенный вклад в решение
этой проблемы внесли: Н.Н. Алексеев, Д.Л.
Златопольский, И.П. Ильинский, Н.Я. Куприц,
А.И. Лепешкин, В.А. Ржевский, О.И. Чистяков
и др. В той или иной степени отдельные
аспекты проблемы настоящего исследования
затрагиваются в трудах М.П. Драгоманова,
А.И. Коваленко, Ф.Ф. Кокошкина, В.М. Коркунова,
Ю.С. Кукушкина, А.А. Сенцова, А.С. Ященко
и др. Вопросам становления и развития
федеративных отношений посвящены работы
Л.Ф. Болтенковой, Ю.И. Козлова, Б.С. Крылова,
СВ. Полениной, В.В. Пустогарова, И.А. Умновой,
В.Е. Чиркина.