Формы правления и государственного устройства в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа
Описание работы
Государства традиционно классифицируются по двум критериям — формам правления и формам территориального устройства. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.
единая государственная политика
и контроль правительства над всеми территориями,
входящими в федерацию;
исключительное право федеративного
правительства на проведение внешней
политики;
отсутствие у субъектов федерации
права на выход из нее;
отсутствие у центрального
правительства права на изменение границ
государств — членов федерации;
возможность изменения Конституции
государства только с согласия членов
федерации;
возможность субъектов федерации
иметь свои конституции, которые не должны
противоречить федеральной;
наличие двухпалатного парламента
с равным представительством государств-членов
по крайней мере в верхней палате;
двойная система законодательных
и исполнительных органов, судебная, правовая,
гражданства, разделение власти и полномочий
федерации и государств-членов.
К числу федераций ныне относятся
Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия,
Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия,
США, ФРГ, Швейцария. Штаты в Америке, земли
в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции
в Канаде имеют право принимать собственные
конституции и законы, вводить свое гражданство,
обладают значительной самостоятельностью
в решении внутренних проблем.
Практика показала, что федерации,
созданные по территориальному принципу
(США, Мексика, Германия, Австрия), оказались
более жизнеспособными, чем федерации,
созданные по национально-территориальному
принципу (Советский Союз, Югославия, Чехословакия).
Хотя Россия согласно Конституции
является федерацией, в ее политической
практике имеются элементы унитаризма
и конфедерализма. Наследие унитаризма
проявляется прежде всего в бюджетных
делах и в психологии политиков центра.
Элементы конфедерализма состоят в том,
что власти субъектов Федерации нередко
выходят за рамки своей компетенции, нарушают
Конституцию и федеральное законодательство.
Из конституции двадцати одной
республики девятнадцать содержали положения,
прямо противоречащие Конституции РФ.
Основные законы Татарстана, Башкортостана,
Якутии (Саха), Тувы, Ингушетии устанавливали
конфедеративный тип связей между республиками
и центром. Так, в конституции Республики
Татарстан констатировалось, что она —
суверенное государство, субъект международного
права, ассоциированное с Российской Федерацией
на основе договора о взаимном делегировании
полномочий.
Конституции Якутии, Башкортостана,
Тувы, Коми в одностороннем порядке устанавливали
право приостановления действия законов
РФ, если последние противоречат конституциям
этих республик. Восемь республик относили
к своей компетенции порядок введения
чрезвычайного положения на своей территории,
а Тува даже самостоятельно принимала
решения по вопросам войны и мира. Конституции
ряда республик (Коми, Башкортостана, Якутии)
предусматривали возможность самостоятельного
проведения внешней политики, заключения
международных договоров и соглашений.
Наконец, конституции Ингушетии,
Якутии и Тувы объявляли природные ресурсы,
находящиеся на их территории, своей собственностью.
Федеральный центр пытается
отрегулировать свои отношения с субъектами
Федерации с помощью сомнительной практики
подписания специальных договоров и соглашений
между центром и регионами. Эти документы
носят конъюнктурный характер, зависящий
от политических ситуаций и личностных
факторов. Они разноплановы по содержанию
и усиливают асимметричность федеративных
отношений.
Кроме федераций существуют
и иные объединения государств.
Во-первых, это конфедерация
— союз независимых государств для осуществления
конкретных совместных целей. Ее члены
передают в компетенцию союза решение
ограниченного круга вопросов, чаще всего
в области военной, внешнеполитической,
транспорта и связи, денежной системы.
Конфедерации существовали в США (1776-1787),
в Швейцарии (1815-1848), в Германии (1815-1867) и
в некоторых других странах. Эта форма
государственного объединения непрочна
и либо развивается в федерацию, как в
случае США и Швейцарии, либо распадается,
как это произошло, например, с Сенегамбией
— объединением Сенегала и Гамбии (1982-1989).
Во-вторых, существуют объединения
государств вокруг бывших метрополий.
Это прежде всего Британское Содружество
наций и Франкония (бывшие колонии Франции),
основывающиеся на общности языка, элементов
культуры и наличии наднационального
аппарата. Преимущественная сфера сотрудничества
государств, входящих в эти объединения,—
культура.
В-третьих, объединение государств,
в котором просматриваются элементы конфедерации,—
Европейское содружество, преобразованное
в Европейский Союз. В нем функционируют
надгосударственные органы с немалыми
полномочиями, координируется политика,
имеется общее экономическое пространство.
К таким объединениям можно отнести СНГ,
Союз России и Белоруссии.
2. Конституционные
основы российского федерализма
Федерализм как понятие отражает
и способ государственного устройства,
и систему правления, и форму межнациональных
отношений. В переводе с французского
языка федерализм (federalisme) означает союз.
Это — система правления союза государственных
образований, в которой власть осуществляется
одновременно центральным правительством
и региональными правящими органами на
основе распределения функций и полномочий
между ними, закрепленного конституцией
(договором).
При этом одна часть вопросов
является исключительной компетенцией
центральных органов федерации, другая
— региональных государственных органов
(субъектов федерации), третья — совместной
компетенцией центра и субъектов федерации.
Баланс прав и обязанностей центральных
и региональных органов правления контролирует
независимый суд, а также парламент, одна
из палат которого формируется из представителей
регионов (штатов, земель, кантонов, провинций,
областей и т.п.).
Таким образом, федерализм предполагает
демократическую децентрализацию, т.е.
автономность, самостоятельность территориальных
государственных образований, имеющих
собственные конституции (уставы), законодательные,
исполнительные и судебные органы. Федеральная
система государственного правления способствует
широкому развитию местного самоуправления.
Децентрализация осуществляется
в трех основных формах: деконцентрация,
делегирование и передача власти. Деконцентрация
— это административная договоренность,
согласно которой функции центрального
правительства передаются региональным
представительствам федеральных органов
власти. Делегирование — это агентское
соглашение, по которому функции передаются
к организациям, действующим вне центральных
правящих структур с определенной степенью
административной и финансовой самостоятельности.
Передача власти означает перевод полномочий
от центра к субъектам федерации, т.е. автономным,
демократически избираемым единицам регионального
правления, таким как край, область, округ,
город и т.д.
Благодаря децентрализации
субъекты федеративного государства самостоятельно
реализуют власть в регионе. Однако они
обладают лишь ограниченным суверенитетом,
не имеют права одностороннего выхода
из союзного государства. Центральное
правительство может вмешаться во внутренние
дела членов федерации в случае возникновения
там чрезвычайных ситуаций: стихийных
бедствий, массовых беспорядков и др.
Родоначальником теории федерализма
считается И. Альтузиус (1562—1638). Большой
вклад в становление этой теории внесли
основоположники американского федерализма
А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Мэдисон. В последующем
теория федерализма развивалась не только
на американском, но и на европейском континенте
(Р. Арон, М. Устер, Ж. Обер и др.).
Обобщив различные взгляды,
канадский ученый Э. Блак выделил пять
его концепций: 1) централистскую, исходящую
из того, что вся политика в отдельных
частях федерации проводится в соответствии
с решениями центрального правительства;
2) административную, предполагающую сотрудничество
исполнительных органов власти, несмотря
на антагонистический характер суверенных
прав, закрепленных за федерацией и ее
членами; 3) координационную, характеризующую
сотрудничество и соперничество двух
правительственных систем из-за наличия
между ними налоговой и финансовой зависимости;
4) договорную, рассматривающую федерацию
в форме объединения государств, которые
передали некоторые права новообразованному
центральному правительству на основе
договора; 5) дуалистическую, требующую
от федерации обеспечения благосостояния
каждого культурно-этнического элемента.
Федеративное устройство России
закреплено в Конституции 1993г. Оно основывается
на принципах государственной целостности,
единства системы государственной власти,
разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов,
равноправия и самоопределения народов.
Российскую Федерацию образуют
89 субъектов трех типов: национально-государственные
(21 республика), имеющие свои конституции
и законодательства; административно-территориальные
(6 краев, 49 областей и 2 города федерального
значения); национально-территориальные
(1 автономная область, 10 автономных округов),
имеющие свои уставы и законодательства.
Отношения центра и субъектов
Федерации в России поставлены на правовую
основу. Конституцией разграничены предметы
ведения и полномочия каждого субъекта
Федерации: определено, какие вопросы
решают только центральные органы правления
(внешняя политика, оборона, федеральные
энергетические системы, транспорт, связь
и др.), какие относятся к совместному ведению
Федерации и ее субъектов (природопользование,
образование, культура, здравоохранение
и т.п.).
Регламентация прочих вопросов
составляет область исключительного ведения
субъектов Федерации. По этим вопросам
региональные органы правления обладают
всей полнотой государственной власти.
При принятии федерального закона по вопросам,
не входящим в компетенцию центральных
органов правления, действуют нормативно-правовые
акты субъекта Федерации.
В Конституции заложен принцип
сохранения целостности государства,
который, однако, может сочетаться с правом
наций на самоопределение в Российской
Федерации. Подчеркивается, что право
одной нации на самоопределение всегда
ограничено правом другой нации, а право
отдельной нации на самоопределение ограничено
правом всего многонационального народа
на сохранение целостного государства.
Наряду с национальным, правовым и экономическим
регулированием отношений между субъектами
и центром в пределах ведения Российской
Федерации и совместного ведения центральные
органы исполнительной власти субъектов
Федерации образуют единую систему государственной
исполнительной власти в стране.
Таким образом, конституционные
основы российского федерализма создают
предпосылки для совершенствования управления
огромной страной, упрочения государственности,
территориальной и социальной целостности,
развития демократии посредством соблюдения
прав и законных интересов различных национальностей,
обеспечения необходимого баланса экономических,
политических, этнических и социальных
сторон общественной жизни.
Специфика российского федерализма
определяется также социокультурными
особенностями страны, историческим опытом
взаимоотношений центра и регионов. Для
российского федерализма характерно соединение
национально-государственного и административно-территориального
принципов построения системы правления.
Это связано с многонациональным составом
населения страны, в которой проживает
176 этносов различной численности. Однако
в отличие от других государств, в России
сложилась асимметричная форма федерализма:
республики (государства) обладают большим
объемом прав, чем края, области, города
и округа (территории) в их взаимоотношениях
с центром.
Под воздействием процесса
суверенизации регионов авторы Конституции
России заложили в ней два классических
положения: запрет на односторонний выход
субъекта Федерации из союзного государства
и запрет на одностороннее изменение статуса
субъекта Федерации. Вместе с тем структура
федерализма в России мягче, эластичнее
по сравнению с другими странами. Это увеличило
степень самостоятельности субъектов
Федерации, позволило им, в частности,
создавать по собственному усмотрению
правящие органы.
Уровень самостоятельности
субъектов Российской Федерации фактически
определяется не их конституционным статусом,
а кругом полномочий и предметов ведения.
Посредством механизма распределения
полномочий устанавливается степень и
форма децентрализации, учитывающие специфику
того или иного региона. Отсюда отличительная
особенность российского федерализма
— взаимное делегирование полномочий.
Смысл его состоит в том, что субъект Федерации
передает свои полномочия центру и наоборот.
Благодаря этому Федерация создается
как бы снизу на основе договорных отношений.
Поэтому российскую модель федерализма
можно назвать конституционно-договорной.
Изменения в федеративном устройстве
России.
Федеративная форма государственного
устройства впервые в истории России была
официально закреплена «Декларацией прав
трудящихся и эксплуатируемого народа»,
принятой в январе 1918г. Основные положения
этого документа затем вошли в Конституцию
РСФСР (июль 1918 г.).