Формы правления и государственного устройства в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа
Описание работы
Государства традиционно классифицируются по двум критериям — формам правления и формам территориального устройства. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.
Конституция РФ 1993 г. предусмотрела
разграничение предметов ведения и полномочий
между Российской Федерацией в целом и
субъектами РФ. Согласно ст. 71 Конституции
РФ, в ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции
Российской Федерации и федеральных законов,
контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство
и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав
и свобод человека и гражданина; гражданство
в Российской Федерации; регулирование
и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти, порядка их организации
и деятельности; формирование федеральных
органов государственной власти;
д) федеральная государственная
собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной
политики и федеральные программы в области
государственного, экономического, экологического,
социального, культурного и национального
развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ
единого рынка; финансовое, валютное, кредитное,
таможенное регулирование, денежная эмиссия,
основы ценовой политики; федеральные
экономические службы, включая федеральные
банки;
и) федеральные энергетические
системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся
материалы; федеральные транспорт, пути
сообщения, информация и связь; деятельность
в космосе;
к) внешняя политика и международные
отношения Российской Федерации, международные
договоры Российской Федерации; вопросы
войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения
Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное
производство; определение порядка продажи
и покупки оружия, боеприпасов, военной
техники и другого военного имущества;
производство ядовитых веществ, наркотических
средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита
государственной границы, территориального
моря, воздушного пространства, исключительной
экономической зоны и континентального
шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура;
уголовное, уголовно-процессуальное и
уголовно-исполнительное законодательство;
амнистия и помилование: гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное
законодательство; правовое регулирование
интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное
право;
р) метеорологическая служба,
стандарты, эталоны, метрическая система
и исчисление времени; геодезия и картография;
наименования географических объектов,
официальный статистический и бухгалтерский
учет;
с) государственные награды
и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная
служба.
В совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
находятся:
а) обеспечение соответствия
конституций и законов республик, уставов,
законов и иных нормативных правовых актов
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов Конституции Российской Федерации
и федеральным законам;
6) защита прав и свобод
человека и гражданина; защита
прав национальных меньшинств; обеспечение
законности, правопорядка, общественной
безопасности; режим пограничных
зон;
в) вопросы владения, пользования
и распоряжения землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной
собственности;
д) природопользование; охрана
окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности; особо охраняемые природные
территории; охрана памятников истории
и культуры;
е) общие вопросы воспитания,
образования, науки, культуры, физической
культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения;
защита семьи, материнства, отцовства
и детства; социальная защита, включая
социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе
с катастрофами, стихийными бедствиями,
эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов
налогообложения и сборов в Российской
Федерации;
к) административное, административно-процессуальное,
трудовое, семейное, жилищное, земельное,
водное, лесное законодательство, законодательство
о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных
органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания
и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей;
н) установление общих принципов
организации системы органов государственной
власти и местного самоуправления;
о) координация международных
и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации, выполнение международных
договоров Российской Федерации.
Записанные в Конституции РФ
положения о разграничении предметов
ведения и полномочий между Центром и
субъектами РФ в равной мере распространяются
на республики, края, области, города федерального
значения, автономную область, автономные
округа. При этом вне пределов ведения
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации обладают всей полнотой
государственной власти, осуществляют
собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов.
Для становления сильной России
и ее государственной власти и управления
исключительно важное значение имеет
конституционное положение о том, что
на территории Российской Федерации не
допускается установление таможенных
границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий
для свободного перемещения товаров, услуг
и финансовых средств.
Ограничения перемещения товаров
и услуг могут вводиться в соответствии
с федеральным законом, если это необходимо
для обеспечения безопасности, защиты
жизни и здоровья людей, охраны природы
и культурных ценностей.
Для становления современного
российского федерализма важно также
то, что система органов государственной
власти республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области,
автономных округов устанавливается субъектами
Российской Федерации самостоятельно
в соответствии с основами конституционного
строя Российской Федерации и общими принципами
организации представительных и исполнительных
органов государственной власти, установленными
федеральным законом. В то же время, как
записано в ст. 77 Конституции РФ, в пределах
ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
образуют единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации.
Упрочению российской государственности
способствует и предусмотренное Конституцией
РФ положение (ст. 78), согласно которому
федеральные органы исполнительной власти
для осуществления своих полномочий могут
создавать свои территориальные органы
и назначать соответствующих должностных
лиц, могут по соглашению с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
передавать последним осуществление части
своих полномочий, если это не противоречит
Конституции Российской Федерации и федеральным
законам. В свою очередь, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
по соглашению с федеральными органами
исполнительной власти могут передавать
им осуществление части своиx полномочий.
Важно также, что Президент
Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации обеспечивают в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории
России.
Принятие Конституции 1993 г.,
составной частью которой стал Федеративный
договор, не сняло всех проблем и противоречий,
имеющихся в этом отношении. Вместе с тем
Конституция заложила правовые основы
для заключения договоров о разграничении
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти России
и субъектов Федерации. Возникло новое
явление, для обозначения которого используется
термин «взаимное делегирование»: субъект
Федерации делегирует ей свои полномочия
(и наоборот) на основе заключенного договора.
Благодаря этому Федерация носит конституционно-договорный
характер.
Подписание договоров Центром
не только с республиками, но и с краями
и областями, не снимает, конечно, полностью
всех противоречий: кому-то из субъектов
Федерации достается по договору больше,
а кому-то меньше, продолжают проявляться
и неравные условия в сфере реализации
принципов бюджетного федерализма, экономического
развития. Отчисления в федеральный бюджет
далеко не пропорциональны налоговой
базе разных субъектов Федерации.
Тем не менее договоры о разграничении
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами власти и органами
власти субъектов Российской Федерации
были естественным ответом на отсутствие
законодательных актов, регулирующих
и уточняющих наши федеративные отношения.
При любом отношении к этой практике она
сыграла огромную роль в сохранении единства
России, особенно в наиболее трудный период
ее новейшей истории, в определенной мере
снижала внутриполитическую напряженность
в сфере федерализма.
Что представляет собой складывающийся
в настоящее время реальный российский
федерализм?
1. Это территориальная
форма демократии; демократизация
общественной жизни в России
требует федерализации отношений
между Центром и регионами.
2. Это строгое разграничение
функций и собственности между
федеральной и региональной властями,
но это не «развод» между
ними, а залог тесного сотрудничества
на благо всех граждан России.
3. Это все большая передача
властных функций и средств для
их выполнения из Центра в регионы вместе
с ответственностью за реализацию функций
и использование средств.
Федерализм - это залог целостности
государства, так как регионам незачем
стремиться к отделению от России, если
им уже гарантировано самостоятельное
развитие.
В то же время федерализм - это
способ построения единого государства,
а не конфедерации, потому что здесь предусмотрены
специальные меры защиты против разрыхления
федерации в некий союз самостоятельных
государств.
Наконец, федерализм, как отмечалось
в Программе действий Президента РФ на
1996—2000 гг. — это гибкое сочетание трех
уровней власти: федерального, регионального
и местного, где особая роль отведена местному
самоуправлению, без которого нет ни самого
федерализма, ни подлинной демократии.
Несмотря на огромные препятствия
и опасности, России удалось в исторически
короткий срок создать каркас федеративной
государственности.
Становление и развитие современного
российского федерализма тесно связано
с разработкой и реализацией региональной
государственной политики, основными
целями которой провозглашены благосостояние
граждан, целостность государства, территориальная
справедливость.
Руководство страны выделяют
следующие главные задачи развития федерализма
на ближайшие годы.
Во-первых, завершить размежевание
полномочий и собственности между центральной
и региональными властями и в то же время
обеспечить развитие кооперации, широкого
сотрудничества между ветвями власти
по вертикали.
Во-вторых, образование федеральной
властной вертикали взамен той, которая
состояла из губернаторов, назначавшихся
Президентом. Федеральные органы располагают
в регионах широкой сетью учреждений,
которые решают задачи в рамках полномочий
Федерации. Для слаженной их работы на
территориях им нужна координирующая
структура, ее необходимо создать.
В-третьих, продолжить отладку
законодательной деятельности в субъектах
Федерации, завершить законодательное
оформление российского федерализма,
решение проблем несоответствия между
федеральной Конституцией и основными
законами субъектов Федерации.
В России предстоит еще немало
сделать, чтобы создать такое федеративное
устройство, которое обеспечит действительную
прочность и незыблемость единства и территориальной
целостности страны.
Список литературы
Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге
XXI века: состояние и перспективы федеративного
устройства. М., 1996.