Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – систематично и последовательно исследовать формы правления.
Достижению поставленной цели содействует решение следующих задач:
‒ исследовать понятие и сущность форм правления;
‒ определить особенности классификации форм правления;
‒ рассмотреть монархическую форму правления в российском государстве;
Введение 3
1 Понятие и классификация форм правления 5
1.1 Формы правления: понятие и сущность 5
1.2 Классификация форм правления 11
2 Характеристика форм правления в российском государстве 19
2.1 Монархическая форма правления 19
2.2 Форма правления современного российского государства 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Республика (от лат. res publica – «общественное дело») предполагает участие народа в управлении делами государства, начиная с формирования органов публичной власти и заканчивая ответственностью последних перед избирателями. В литературе монархия (от лат. «monarchia – «единовластие») рассматривается как форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу. Нельзя не согласиться с мнением З.Н. Курдюковой, что различие между монархией и республикой по критериям выборности, коллегиальности, краткосрочности, подотчетности весьма условно15.
Основанием классификации форм правления могут служить разного рода критерии. Так, к числу ключевых, как правило, относят способ формирования главы государства – получение власти в результате выборов или же в порядке престолонаследия, срочность нахождения у власти и юридическая ответственность главы государства.
Еще большую сложность и порой путаницу вызывают попытки классификации разновидностей республиканской и монархической форм правления. Так, республики, несмотря на наличие общих признаков, традиционно подразделяют на президентские и парламентские16. Классическими видами монархии являются абсолютные (неограниченные), дуалистические и конституционные (ограниченные)17. Однако встречаются иные классификации.
Обилие различных моделей (видов) республиканских форм правления позволяет сделать вывод, что по сути основными, т.е. «классическими» видами являются парламентская и президентская республики, остальные же выступают теми или иными их разновидностями (моделями). Самостоятельным видом республики считается смешанная (полупрезидентская)18.
Новая модель (вид) формы правления образуется за счет смешения некоторых признаков «классических» видов форм правления, в результате чего и появляются «полупрезидентские», «полупарламентские», «суперпрезидентские», монократические республики и т.д. Аналогичная ситуация наблюдается и с монархиями.
Граница между республикой
и монархией стирается
Таким образом, заимствование
признаков президентской и
К числу синтетических следует
отнести полупарламентскую и полупрезидентскую
республики. Однако следует иметь в виду,
что выделяемые в отечественной науке
разновидности (модели) как президентской,
так и парламентской республик не получили
всеобщего признания и не имеют четких
критериев разграничения их между собой.
В частности, В.Е. Чиркин выделяет полупрезидентско-
Республики классифицируются и по иным основаниям. Так, М.М. Рассолов считает, что критерием выделения разновидностей республиканских форм правления является порядок формирования исполнительной власти, то есть в президентской республике исполнительную власть возглавляет президент, в парламентской – глава правительства23.
О.И. Зазнаев обосновывает свой подход, благодаря которому можно классифицировать республики. Так, в парламентской республике глава государства не избирается всенародно, правительство ответственно перед парламентом. Президентская республика та, в которой глава государства избирается всенародно и правительство не несет ответственности перед парламентом. В свою очередь полупрезидентская характеризуется тем, что глава государства избирается всенародно и правительство ответственно перед парламентом, а для полупарламентской республики свойственно неизбрание главы государства всенародно и правительство не несет ответственности перед парламентом24.
В.С. Нерсесянц выделял две республики: президентскую и парламентскую, представляющие собой различные варианты реализации принципа разделения властей в государстве25. А.С. Автономов классифицирует все республики на парламентарные, президентские (дуалистические), республики со смешанной формой правления (полупрезидентские) и монократические26. М.В. Баглай различает парламентскую, президентскую и полупрезидентскую республики27.
В. Иванов опираясь исключительно
на практику современных государств (а
также учитывая традицию различения парламентских,
президентских и смешанных республик),
предлагает выделять следующие виды форм
республиканского правления: парламентско-
Используемые различного
рода термины со словом «президент»,
например, милитарно-президентская, полупрезидентско-
Такое многообразие разновидностей
(моделей) республиканской формы
правления объясняется
Отсутствие четко выработанных
критериев классификации
Подобное обилие разновидностей
республиканской формы
Обращает на себя тот факт,
что некоторые республики и монархии
имеют «родственные» начала. Так,
например, парламентская республика,
по сути, обладает признаками, характерными
для парламентской монархии. Основное
их отличие заключается в способе
формирования главы государства (соответственно
выборный и наследственный), хотя номинальность
главы государства и
Способ формирования правительства, его политическая ответственность и способ избрания главы государства являются ключевыми критериями, позволяющими различать виды форм правления друг от друга. Так, если правительство формируется (назначается) президентом, то оно подотчетно и ответственно перед ним, как избранным внепарламентским способом главой государства и главой исполнительной власти по должности. Если же правительство формируется парламентом, то оно подотчетно ему и перед ним несет ответственность, а президент избирается парламентским способом и не участвует в процедуре формирования правительства. Следовательно, в первом случае речь идет о президентской, а во втором о парламентской республике.
Если же правительство
формируется президентом
Однако следует иметь
в виду, что способ формирования
главы государства уже не играет
существенной роли при определении
вида формы правления. На наш взгляд,
главное не каким образом формируется
глава государства (в результате
выборов или в порядке
Новыми критериями, позволяющим идентифицировать формы правления могут служить:
К числу факультативных критериев классификации формы правления, можно отнести следующие:
Безусловно, данный перечень критериев не является исчерпывающим. Следует иметь в виду, что, как правило, фактическое положение высших органов власти в большинстве своем не всегда соответствует юридическим конструкциям, установленным в Конституции.
Указанные выше критерии, взятые
в совокупности, позволят избежать
дальнейшей путаницы при определении
того или иного вида разновидности
(модели) формы правления. Это в
свою очередь, дает возможность обнаружить
особенности организации
Таким образом, форма правления как одна из внешних атрибутов государства, определяющая организацию публичной власти в стране, является довольно таки гибким динамичным институтом, подверженным изменению в зависимости от политической конъюнктуры. Признаки тех или иных форм правления позволяют конструировать многообразные модели организации власти. Желание преодолеть недостатки основных видов форм правления путем синтезирования тех или иных признаков монократических и поликратических форм правления приводит к появлению новых их разновидностей.
Концепция монархической власти всегда была квинтэссенцией русской политико-правовой мысли. Это связано, прежде всего, с мнением о некой специфической ментальности как отдельного русского человека, так и всего Российского государства в целом. В рамках политико-правовой мысли утверждалась необходимость наличия высшей единоличной власти, стоящей над народом, цель которой «заботиться» о благе всего народа. Монарх– самодержец предстает у них то в образе «любящего отца», беспокоящегося, а иногда и наказывающего своих «нерадивых» детей, то в роли «наместника Бога на Земле». Эта позиция отразилась в положениях, обосновывающих абсолютизм как высшую ценность, не принимая и не рассматривая даже малейшую возможность каким-то образом ограничить самодержавную власть. Впоследствии идеологи этого направления искали пути реставрации единственно правильной для России формы правления-монархии. Естественно, рассматриваемый вопрос достаточно обширен.
В эпоху Средневековья политико-правовая мысль была направлена, прежде всего, на объединение Русского государства. Представители этого периода времени (Иларион, Даниил Заточник) видели в «грозной» и сильной княжеской власти тот стержень, посредством которого укрепится как внутренний порядок, так и внешняя безопасность страны. Уже в это время глава государства воспринимается как гарант благосостояния и безопасности своего народа.
На рубеже XV-XVI вв. направления
монархической идеологии
Интересны проекты преобразования государства, выдвигаемые Иваном Пересветовым. Он развивает идеи сословно-представительной монархии и законных способов реализации власти. Он осуждает самовластие бояр, неправедные пути обогащения, междоусобицы. Искоренения этих недостатков он ожидал от самодержавного государя, олицетворяющего единство государственной воли, ее верховенство, но не наделенного абсолютной властью30.
Таким образом, идейная платформа И. Пересветова выражала интересы русского дворянства и ориентировалась на изменения в расстановке основных политических сил вокруг царя. Боярство необходимо потеснить для того, чтобы передать часть политических прав дворянству, которое в начале XVI в. было исторически прогрессивной силой. И. Пересветов выдвинул немало передовых идей. Он высказывался за отмену холопства, уважение к закону, примат «правды» над верой, правовое оформление деятельности органов власти31.
Информация о работе Формы правления в современном государстве