Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – систематично и последовательно исследовать формы правления.
Достижению поставленной цели содействует решение следующих задач:
‒ исследовать понятие и сущность форм правления;
‒ определить особенности классификации форм правления;
‒ рассмотреть монархическую форму правления в российском государстве;
Введение 3
1 Понятие и классификация форм правления 5
1.1 Формы правления: понятие и сущность 5
1.2 Классификация форм правления 11
2 Характеристика форм правления в российском государстве 19
2.1 Монархическая форма правления 19
2.2 Форма правления современного российского государства 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Период трансформации Руси в Россию Нового времени ознаменовался консолидацией приверженцев абсолютистского направления в единый идеологический оплот самодержавия. Ю. Крижанич, Симеон Полоцкий, а впоследствии и Феофан Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев отстаивали уже сформировавшийся и полностью укрепивший свои позиции абсолютизм, который базировался на крепкой крепостнической основе. Но, как и ранее, политическая платформа этой идеологии была различна.
Симеон Полоцкий выдвинул идею «общего блага» в условиях неограниченной власти, способной вырождаться в тиранию. Но эта идея могла быть реализована только при наличии «идеального правителя». Он приводит различие между царем и тираном: «Кто есть царь и кто тиран хощите знати / Аристотеля книги потщись читати / Он разнствие сие полагает / Царь подданным прибытков желает / Тиран паче прижитий хочет себе»32.
В.Н. Татищев отстаивал
своеобразную «диктатуру дворянства»,
утверждая необходимость
Неизбежное развитие капитализма,
с одной стороны, и разложение
феодально-крепостнических
Идеологи XIX в., в частности К.Д. Кавелин, отходят от старых представлений о роли и положении верховного правителя в государстве. К.Д. Кавелин определяет сущность русского государства как «тип двора или дома», где царь, являясь безусловным господином, осуществляет свою власть как владелец усадьбы, а все подданные – от самых низших слоев вплоть до высших сановников – обязаны нести какую-либо службу. Подданные становятся «сиротами» царя, а потому слуга – это высший титул и награда. Такой государственный строй, охватывая собой все общество – от царя до последнего подданного – представляет собой, по его мнению, удивительное единство, а вся русская история, как древняя, так и новая, есть по преимуществу государственная, политическая, «в особенном, нам одном свойственном значении этого слова»36. Таким образом, К.Д. Кавелин утверждал необходимость наличия легитимной монархии, сочетающей в себе признаки законности, с одной стороны, а с другой – абсолютизма.
К.П. Победоносцев резко выступал против внедрения элементов западной цивилизации – парламентаризма, гласного суда, свободы печати, всеобщего обязательного образования и др. Квинтэссенцией его взглядов является знаменитый «Московский сборник» (1896), опубликованный в год пятидесятилетия служебной деятельности37. Он воспринимал европейскую форму правления как признак деградации и упадка духовных начал общества. Он категорически отрицал такие «священные» на сегодняшний день постулаты, как свобода, равенство и др., утверждая их изначальную лживость и наивность: «Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия, та, к сожалению, утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной»38. «Вторичное народовластие», по К.П. Победоносцеву, является как бы антитезой народовластия первичного, его «обезьяньим лицом». Оно существует только там, где религиозное переживание мира утрачено и человек, каков он есть, а не каким должен стать, превращается в последнюю инстанцию истины. «Глас народный» рассматривается как «глас Божий». Вторичное народовластие – следствие обожествления человека. «Много зла наделали человечеству школы Ж. Ж. Руссо. Философия их завладела умами, а между тем вся она построена на одном ложном представлении о совершенстве человеческой природы и о полнейшей способности всех и каждого уразуметь и осуществить те начала общественного устройства, которые эта философия проповедовала», – писал К.П. Победоносцев39. Он полагал, что демократия – это лишь неудачная возможность идеализировать и обожествить человеческую природу. Думается, ученый недооценил важность гражданского общества, которое стало зарождаться в тот период времени в Европе именно на началах демократии.
XX век – это период бурного развития монархической политико-правовой идеи в кругах представителей русской эмиграции (И.Л. Солоневич, И.А. Ильин). Новеллой здесь является отход от концепции божественного происхождения монархии (И.Л. Солоневич), и в то же время значимость и важность православной церкви не только не отрицается, а, наоборот, является основой самодержавной монархии (И.А. Ильин). Особое место отводится именно русской монархии как единственно правильной и разумной форме организации государственной власти, которая гармонично сочетает в себе черты авторитаризма и самоуправления. Принципиальное отличие взглядов этих ученых заключается в следующем. И.Л. Солоневич – «поклонник» политики тоталитаризма и фашизма, полагал, что эти идеи близки русскому народу40. И.А. Ильин, напротив, резко критиковал концепцию советского государства, видя в ней причины упадка и деградации «человеческой души» и, как следствие, «уход от Бога»41.
Абсолютно уникальную
трактовку монархической
Подводя итог, можно говорить
о достаточно разносторонней и одновременно
противоречивой «картине» концепций
монархической
Действующая Конституция определяет Российскую Федерацию как «государство с республиканской формой правления»43 (ч. 1 ст. 1).
Юридическая неопределенность
конституционной формулировки обусловила
остроту споров относительно квалификации
установленной Конституцией 1993 г. модели
организации государственной
Очевидно, что вывод о
конкретной разновидности формы
правления Российского
Для характеристики формы
правления существенное значение имеют
взаимоотношения президента и правительства.
Согласно Конституции Президент
имеет право
Характеризующие степень погружения главы государства в сферу государственного управления, кадровые полномочия Президента РФ весьма значительны. Конституция (п. «а» ст. 83; ч. 1 ст. 111) устанавливает, что Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы; при этом решение нижней палаты парламента не имеет значения, поскольку после трехкратного отклонения представленных кандидатур президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией РФ другие члены правительства (заместители Председателя Правительства и федеральные министры) назначаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства (п. «д» ст. 83; 112 Конституции РФ)52.
Взаимодействие Президента
и Правительства
Наличие столь значительных прерогатив главы государства в сфере исполнительной власти дало основание профессору В.О. Лучину сделать вывод о том, что «Президент РФ является главой исполнительной власти»54. Представляется, что такой вывод все-таки входит в противоречие с положениями ч. 2 ст. 110 и 113 Конституции РФ и ст. 24 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г., 1 июня 2005 г., 30 января, 2 марта 2007 г., 25, 30 декабря 2008 г., 29 января 2010 г.).
К тому же, как показывает
анализ политической практики, при
определенных обстоятельствах (доминировании
возглавляемой Председателем
Важная составляющая формы правления России – отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти. Основные аспекты этих взаимоотношений – участие президента и правительства в законодательном процессе, политическая ответственность правительства и роспуск Государственной Думы.
Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Президент и Правительство наряду с другими субъектами обладают правом законодательной инициативы. При этом в последние годы Президент вносит в Государственную Думу законопроекты по ключевым вопросам социально-политической и экономической жизни страны.
Мощное «оружие» Президента – «сильное» вето, или право отлагательного вето, которое может быть преодолено только 2/3 голосов каждой из палат парламента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).
Несомненно, Президент имеет
ключевое значение в механизме применения
конституционной
С учетом отмеченного вывод о том, что институт парламентской ответственности правительства в России на самом деле отсутствует, как представляется, не является актуальным в условиях российской действительности. Институт парламентской ответственности специфичен для стран с парламентским правлением и отчасти для смешанных республик. Отнесение Российской Федерации к парламентским республикам достаточно проблематично.
В то же время, по ряду присущих форме правления РФ характеристик ее нельзя оценивать и как смешанную, т. е. полупрезидентскую. Главное отличие Российской Федерации от такой формы правления состоит в том, что Правительство РФ формируется и несет ответственность главным образом перед Президентом и в гораздо меньшей степени перед Государственной Думой. Отсюда Государственная Дума не обладает достаточными властными полномочиями для конкурирования с Президентом по вопросу о формировании Правительства. Однако внесение Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» в пункт «а» ст. 114 Конституции РФ изменений усиливает контрольные полномочия Государственной Думы. Соответственно нововведениям Правительство РФ «представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой»55. Таким образом, Правительство конституционно обязано ежегодно отчитываться перед одной из палат Федерального Собрания РФ.
Информация о работе Формы правления в современном государстве