Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – систематично и последовательно исследовать формы правления.
Достижению поставленной цели содействует решение следующих задач:
‒ исследовать понятие и сущность форм правления;
‒ определить особенности классификации форм правления;
‒ рассмотреть монархическую форму правления в российском государстве;
Введение 3
1 Понятие и классификация форм правления 5
1.1 Формы правления: понятие и сущность 5
1.2 Классификация форм правления 11
2 Характеристика форм правления в российском государстве 19
2.1 Монархическая форма правления 19
2.2 Форма правления современного российского государства 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34
В этой связи логичен был бы вывод о том, что российская модель организации государственной власти в силу фактического отсутствия парламентской ответственности Правительства предполагает функционирование государства именно по образцу президентской республики. Однако наличие у Президента права роспуска одной из палат российского парламента противоречит классическим представлениям о данной форме правления.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что российская форма правления отличается существенными особенностями. При этом критика российской формы правления идет с двух позиций – правовой и политологической. Юристы обращают внимание на сугубо правовые аспекты организации верховной власти в стране: право президента издавать указы, фиксация в Конституции РФ нормы об определении президентом основных направлений внутренней и внешней политики, процедура импичмента, процедура «преемственности» власти и др. Политологи делают акцент на влиянии конфигурации власти на социальные и политические процессы. В частности, утверждается, что российская форма ведет к неразвитой партийной системе, подрывает стимулы к партийной деятельности, влечет коррупцию, разбухание государственного аппарата, рост неформальных процедур принятия решений и другие пагубные последствия.
Основной недостаток российской формы правления – склонность к авторитаризму. Характерно тяготение России к «чистой» президентской системе, учитывая и конституционно-правовые, и фактические ее характеристики.
Следует согласиться с мнением А. Н. Медушевского, который считает, что основным и решающим ее преимуществом является «обеспечение политической стабильности в условиях переходного периода»56.
Критика существующей в России формы правления отнюдь не означает предложения ввести парламентскую или иную систему. Проблематично, что достоинства этих форм будут реализованы в российских условиях, к тому же, сами эти формы не лишены недостатков.
Можно отметить такое достоинство формы правления современной России, как ее иституционализированность, при этом уровень ее институционализации не является низким. После 1993 г. в стране не было ни конституционного кризиса, ни дисфункции или паралича власти, ни делегитимации государственной системы в целом. Вопреки печальным прогнозам 1993 г. форма правления продемонстрировала высокую живучесть и, несмотря на очевидные дефекты, выстояла, сохранила свою работоспособность, стала определенным стабилизатором государства и политической системы в целом.
Адаптивность российской системы правления проявилась и в том, что она осталась прежней при смене политического лидера и правящих элит. Отмечается, что российская форма правления адаптировалась к изменениям среды и политического курса.
Изложенное позволяет
прийти к выводу, что форма правления
Российского государства
С учетом этого, представляется
обоснованным мнение российских ученых,
квалифицирующих форму
Спор о лучшей форме правления – один из наиболее давних. На протяжении веков шёл поиск такой модели организации власти, которая отвечала бы определённым критериям (представлению о народном благе, всеобщих интересах и т. п.) и подходила бы всем. Политические мыслители прошлого пели дифирамбы то царской власти, то аристократии, то демократии, то ограниченной монархии, то различным разновидностям республики. В последние десятилетия интерес учёных и политиков к этой проблеме усилился в связи с тем, что переход от авторитарных режимов в странах третьей и четвёртой «волн» демократизации неизбежно сопровождался выбором той или иной формы правления. Практически повсеместно этому выбору предшествовала широкая дискуссия о лучших институтах и наиболее приемлемой системе власти.
Сегодня в качестве лучшей модели редко выступает монархия. В основном образцами, достойными подражания, объявляются президентская, парламентская, полупрезидентская, смешанные системы. Сторонники президентской системы обычно превозносят такие её качества, как сильная исполнительная власть, получение президентского мандата из рук народа, система сдержек и противовесов, стабильность. Парламентской системе приписываются иные достоинства: дееспособное и ответственное правительство, широкие возможности для оппозиции в парламенте, чередование власти. В последние десятилетия в качестве альтернативы президентской и парламентской системам рассматривается смешанная модель власти.
Парадокс исторического
развития отечественной
Вместе с тем любая
форма правления (монархия или
республика) представляет собой
совокупность учреждений
В то же время при анализе
особенностей российской формы правления,
обращается внимание на следующее: во-первых,
не следует все недостатки организации
и функционирования власти приписывать
только форме правления. Дело в том,
что в России большую роль играют
неформальные практики в процессе принятия
решений. Многое определяет «теневая»
борьба заинтересованных групп в
администрации президента и правительстве,
а также влияние групп
До сих пор нельзя однозначно определить к какому виду (разновидности) республики относится российская форма правления. Следует отметить, что при идентификации формы правления российского государства, анализируя при этом одни и те же положения конституционного текста, ученые приходят порой к диаметрально противоположным выводам.
1 Симонишвили Л.Р. Формы правления. История и современность. – М.: Флинта, 2007. – С.29.
2 Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 1. – С. 22.
3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега, 2009. – С. 125.
4 Василик М.А. Хрестоматия по политологии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 178.
5 Хвостов В. М. Общая теория права. – СПб., М., Варшава, Вильно, 1914. – С. 22.
6 Философия права Б. Чичерина. – М.: Типолитография Тов. И.Н. Кушнерев и Ко, 1900. – С. 231.
7 Тенебаум В. О. Введение в общую теорию государства. – Саратов, 1976. – С. 97.
8 Шакотько Е. И. Политический режим и форма правления Рима (вторая половина первого века до н.э. – первого века н.э.): автореф. дис. ... канд. юр. наук. – Свердловск, 1988. – С. 12.
9 Аникушин А.В. Форма правления: особенности понимания и определения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 197.
10 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега, 2009. – С. 129.
11 Ильин И.А. Почему мы верим в России: Сочинения. – М.: Эксмо, 2006. – С. 31.
12 Осипян Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. – 2009. – № 1. – С. 25.
13 Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. – М.: бр. Башмаковы, 1912. – С. 298.
14 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Лекции по общему государственному праву. – СПб., 1894. – С. 255.
15 Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2010. – № 4. – С. 60.
16 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – С. 180.
17 Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2002. – С. 90.
18 Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. – С. 592.
19 Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 1. – С. 21.
20 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2007. – С. 141.
21 Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. – М.: Юристъ, 2004. – С. 134.
22 Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. – М.: Юристъ, 2004. – С. 134.
23 Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – С. 84.
24 Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. – Казань, 2006. – С. 367.
25 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. – С. 248.
26 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – С. 256.
27 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2007.
28 Иванов В. О форме государственного правления. URL: http://raikkonen2007. livejoumal.com/74948.html
29 Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2010. – № 4. – С. 62.
30 История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Юрлитинформ, 2012. – С. 140.
31 Там же.
32 Симеон Полоцкий. Жезл правления // Избранные сочинения. – СПб.: Наука, 2004. – С. 42.
33 История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Юрлитинформ, 2012. – С. 142.
34 Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. – М.: Экономическая газета, 2001. – С. 125.
35 История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Юрлитинформ, 2012. – С. 145.
36 Кавелин К. Д. Наш умственный строй. – М.: Правда, 1989. – С. 223.
37 Степанов В.Л. К.П. Победоносцев. Великая ложь нашего времени: О теории парламентаризма: Фрагмент из Московского сборника 1896 г. // Родина. – 1993. – № 4. – С. 66.
38 Там же. – С. 67.
39 Степанов В.Л. К.П. Победоносцев. Великая ложь нашего времени: О теории парламентаризма: Фрагмент из Московского сборника 1896 г. // Родина. – 1993. – № 4. – С. 70.
40 Солоневич И.Л. Белая империя. Статьи 1936–1940 гг. – М.: Вече, 1997. – С. 77.
41 Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5. – М.: Русская книга, 1995. – С. 124.
42 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Российский имперский союз-орден. – СПб.: Комплект,1992. – С. 98–99.
43 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – М.: Инфра-М, 2013. – С. 3.
44 Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. – М., 2003. – С. 5.
45 Балытников В., Иванов. В. Конституционная модернизация: обновляя – сохранять, сохраняя – обновлять // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2000. – № 2 (31). – С. 117.
46 Блажич Н. И. Модели разделения властей в правовом государстве: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 2004. – С. 7.
47 Холмс С. Сверхпрезидентство и его проблемы // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – № 4. – Осень 1993. – С. 12.
48 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации, Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 19.
49 Холмс С. Сверхпрезидентство и его проблемы // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – № 4. – Осень 1993. – С. 12.
50 Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Под ред. В.А. Четвернин. – М.: ЦКИ МОНФ, 1997. – С. 351.
Информация о работе Формы правления в современном государстве