Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 20:01, курсовая работа
В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления.
Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.
Введение
В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления.
Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.
В наиболее общем виде государство предстает как множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на определенной территории публичной политической властью правового типа. Отдельные государства, их виды, различаются не только по содержанию публично-властных отношений, функций и задач государственной власти, но и по форме объединения людей в государство.
В философии под формой понимают, прежде всего, внешнее очертание, наружный вид или внутреннее строение какого-либо предмета, зачастую определяющего процессы собственного становления и развития в объективной действительности. Категория формы тесно взаимосвязана с содержательной стороной материи, поэтому изучение феномена политической организации общества, уяснение социального назначения публичной власти невозможно без постижения системных образов государственного механизма, функционирующего в рамках правовых предписаний.
В юриспруденции для анализа публичного властвования государственных учреждений используется методологическая дефиниция "формы правления", неоднозначно трактуемая в правовой литературе различных исторических эпох и стран. В основе толкования данной категории лежат две фундаментальные философские точки зрения: идеалистическая или материалистическая. Идеалисты считают, что форма правления есть проявление народного правосознания, национального духа, нравственности или религиозного мировоззрения. Материалисты доказывают обусловленность любой модели политической власти в государстве вещественно-осязаемыми факторами и социальными закономерностями: обширностью либо ограниченностью территории, уровнем развития экономики, географическим положением страны, плотностью населения, соотношением классовых сил в обществе и т.д.
Несмотря на значительные различия в подходах к определению формы правления, эти теоретические позиции имеют и ряд общих методологических установок:
- они признают зависимость
функционирования
- любая форма рассматривается ими сквозь призму содержания;
- идеалистический и
В каждой стране форма государственного правления имеет свои особенности, характерные признаки, которые по мере развития общества видоизменяются и дополняются. Вместе с тем, форма государственного правления современных государств имеет общие признаки, что позволяет дать общее определение формы правления.
Таким образом:
1. Форма государства есть
собирательное понятие, состоящее
из совокупности трех
2. Под формой правления
необходимо понимать
Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором – республиканская.
Цель данной работы рассмотреть классические или типичные формы правления в их многообразии и проявившиеся в современных условиях смешанные и "гибридные", нетипичные формы правления, отражающие тенденции развития современного общества.
До настоящего времени отсутствует единое общепризнанное определение понятия «форма правления». В современной литературе существуют следующие различные определения:
М.Н. Марченко определяет форму правления как «способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением»1.
В.Е. Чиркин рассматривает форму правления как «способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а так же прямых и обратных связей с населением»2.
Трудности в определении формы правления обусловлены во-первых, крайне сложным характером государственно-правовых явлений, составляющих содержание рассматриваемого правового феномена; во-вторых, отсутствием единого перечня элементов форм правления3.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод что, форма правления — это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны.4
Форма правления дает возможность уяснить:
Можно выделить критерии, по которым различаются формы правления:6
В связи с этим все государства по форме правления подразделяются по разным критериям.
По способу участия народа в принятии законов различаются:7
В зависимости от объема полномочий представительного законодательного органа государства, формы правления подразделяются на:
В зависимости от источника суверенитета и режима ответственности главы государства среди форм правления выделяют:
Надо добавить, что встречаются и особые формы правления или государства, которые ни монархией, ни республикой не являются).
Рассмотрим более подробно исторические разновидности форм государственного правления.
1.2 Монархия как форма правления: определение, исторические разновидности.
Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.8
Существуют следующие исторические разновидности монархической формы государственного правления.
Древневосточная монархия. Монархия – первая в истории человечества форма государственного правления. В Древнем Востоке существовал – общинный строй, патриархия.
Организацию государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. д.) называют Восточной деспотией, где деспотия – неограниченная власть, которая пользуется деспотией к своим подданным.
В государствах древнего Шумера правитель избирался советом старейшин и контролировался советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.
В Древней Индии наряду с ограниченной верховной властью монарха существовала республиканская форма правления. В Азиатских странах власть принадлежала многочисленной правящей группировке.
Древнеримская монархия (1-111 вв. н.э.). Эпоха Римской империи подразделяется на два периода: принципата (императорская власть, власть цезарей); домината (единовластие, верховная власть).
При принципате действуют народные собрания, сенат. Основные функции находятся в руках императора. Он командует и судит граждан и т. д. Императору принадлежит законодательная власть, а Сенату – совещательная.
В 111 в. н.э. В Риме – установлена неограниченная монархия – доминат. Государством управляет император, который назначает исполнителей – сановников. Император провозглашает свое божественное происхождение и поддерживает порядок при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная (средневековая) монархия прошла три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.
Раннефеодальная монархия характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Она носила децентрализованный характер: не была связана центральной властью. Феодал управлял своим хозяйством сам, у него был свой суд, полиция, войско.
Сословно – представительная монархия – это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно – представительным органом (собранием). Они возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно – денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции – это Генеральные штаты, в Англии – парламент, в Испании кортесы, в России – Земский собор.
Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – царю, королю, императору.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию.
Конституционная монархия (ограниченная) бывает парламентарной и дуалистической.
В парламентарной монархии монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.9
1.3 Республика как форма
Республика – это (от лат. res. publica – общественное дело) такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве.
Существует несколько исторических разновидностей республиканского правления.
Афинская демократическая республика ( - 1 вв. до н.э.). Ее особенности и демократизм обуславливались социальной структурой афинского общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, а также наличием коллективного рабовладения. В республиканский период в Афинах сложилась система органов власти, которая имела четкую структуру и строго определенные функции. Система государственных органов состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и политического органа).