Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 20:01, курсовая работа
В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления.
Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.
Однако часть исследователей называют Россию суперпрезидентской республикой. Это связано с тем, что полномочия Федерального Собрания по контролю над деятельностью Правительства и Президента лишь на первый взгляд являются весомыми. На деле это не совсем так. В соответствии с Конституцией РФ Президент, назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы (ст.83 Конституции РФ), распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ст. 84 Конституции РФ). Если Государственная Дума выразит недоверие Правительству, то, в любом случае, окончательное решение о судьбе Правительства будет принимать Президент.
4. Взаимосвязь формы правления с формой государственного
устройства и политическим режимом
Форма правления, наряду с формой государственного устройства и политическим режимом входит в состав такого общественного явления, как форма государства.
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
В связи с этим, необходимо пояснить такие понятия как форма государственного устройства и политический режим.
Итак, форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, выражающаяся в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных органов.27
В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства .
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы:
Политический (государственный) режим – это общий характер методов, как система различных приемов и средств, используемых при осуществлении государственной власти.
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и неограниченная власть феодала, монарха и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.
Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, которое объединяет три его элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В таком понимании форма государства позволяет дать характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы её взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, и с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.
Заключение
Термин "форма правления" содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления - монархия28 или республика29. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов "монархия" или "республика"30.
Следует отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы. Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются нетрадиционные формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.
1 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.,2007. – С.180.
2 Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: Юрист, 2000. – С.141.
3 Байтин М.И., Грузинов В.А. Категория «форма правления» в современной отечественной науке // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2008. - №3. – С.19.
4 Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2010.-С.42.
5 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова.М., 2008. – С.98.
6 Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. М., 1996. – С.198.
7 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 2000. – С.134.
8 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М., 2008.- С.99.
9 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М., 2008. - С.99-103.
10 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М., 2008. – С.105-112.
11 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М, 1999. – С.178 – 185.
12 Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие / Л.P. Симонишвили. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. – С.94
13 Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие / Л.P. Симонишвили. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. - С. 96.
14 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М., 2008. – С.99- 103.
15 Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2010.-С.42.
16 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М, 1997.- С.216.
17 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М, 1997. – С.213.
18 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. – С.216.
19 Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org/
20 Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org/
21 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М., 2008. – С.105.
22 Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2010.- С.43.
23 Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие. М.:, 2007. - С. 71.
24 Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие. М.:, 2007. - С. 71-89.
25 Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие. М.:, 2007. - С. 71-89.
26 Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие. М.:, 2007. - С. 71-89
27 Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2010.-С.44.
28 Например, Конституция Испании 1978 г.
29 Основной закон Федеративной Республики Германия 1949 г.
30 Государство Израиль; Украина, хотя в тексте Конституции Украины сказано, что она является республикой.