Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления.
Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.

Файлы: 1 файл

теория государства и права.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Спартанская аристократическая республика (  -1  вв. до н.э.). Спарта объединяла вокруг себя в основном аристократическую часть. Наряду с явными пережитками общинного строя, Спарта располагала сильным войском, у которого в повиновении было очень много рабов – илотов.

Формально верховная власть в государстве принадлежала двум царям, фактически она была ограничена в пользу аристократии. Цари были военноначальниками, в военное время им принадлежала судебная власть, они ведали делами культа.    

Римская аристократическая республика (  -11 вв. до н.э.). Верховной государственной властью в Риме был сенат. Члены сената назначались цензорами, которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось установление диктатуры, где все должностные лица подчинялись ему. Он выбирался на шесть месяцев.

Города-республики (феодальные республики). Форма государственного управления возникает наряду с феодальными монархиями. Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, которые имеют право выбирать собственные органы управления, издавать законы, судить граждан. Наиболее существенной чертой многих городов-республик являлось признание свободы граждан и свободы рыночных отношений.

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя – в Италии; Новгород и Псков.

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.                         

Социалистическая республика – особая форма государственного  правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.

Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.10

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.11

При этом, деление форм правления в государстве на монархические и республиканские является наиболее распространённым в современной науке, однако на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу.

В нетрадиционных формах правления утрачивается жесткость существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.). Симонишвили Л.P. данные формы правления называет номинальными.12

1.4 Нетипичные формы правления  и их разновидности.

Выделяют следующие нетипичные формы правления: республиканская монархия, монархическая республика, суперпрезидентская республика, президентско-монократическая республика. Данные формы правления можно разделить на номинальные монархии и номинальные республики.

К номинальным монархиям можно отнести республиканскую монархию. Глава государства в монархии - наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия. Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Например, в Малайзии и  ОАЭ. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из правителей составных частей федерации.

Малайзия - федеративное государство, в состав которого входят султанаты и губернаторства. Монарх избирается из числа наследственных султанов девяти субъектов федерации, образующих совет правителей (всего в стране 13 субъектов федерации, но главы четырёх из них не являются наследственными султанами и в выборах не участвуют). По списку совета правителей султаны занимают пост монарха по очереди. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена.

ОАЭ - это коллективная монархия. Во главе государства находится Совет правителей семи членов федерации, которые выбирают своим председателем одного из них, ему присваивают статус президента федерации. Им постоянно избирается правитель крупнейшего эмирата - Абу-Даби. Совет правителей в ОАЭ обладает всей полнотой власти.

Своеобразная форма монархии существует в ряде мусульманских стран. Она связана с концепцией халифата - справедливого государственного строя. Особая роль в замещении поста монарха здесь принадлежит совету правящей семьи - неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха, которым не всегда является старший сын, а также может заставить монарха отречься от престола.

Следует остановиться еще и на номинальных республиках.

В условиях авторитарных и тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства; появились разновидности республик, характеризующиеся нелегитимностью власти.

Для ряда республик советского типа или социалистических республик были характерны следующие черты: отсутствие разделения властей; руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит рабочему классу и его партии; формальное полновластие представительных органов; сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме.

Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (монократические республики). Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. (Например, республика Малави). Президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, и пожизненное пребывание у власти президента было предусмотрено конституцией.

Суперпрезидентские республики Латинской Америки и Африки. Частые перевороты  в африканских странах (Нигерии, Гвинеи, Эфиопии), а также странах Латинской Америки (Никарагуа, Панама, Колумбия, Венесуэла и др.) показывают, что избранная ими форма правления - президентская республика - не адекватна их политической практике. Причём отсутствие в этих государствах политической стабильности, высокая роль клановой системы управления вызывают сомнения в успехе перехода к иным формам правления.13 Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям. Несомненно, что нестабильность политической системы привела к формированию особых форм правления в ряде стран Латинской Америки и Африки.

Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако в них, в отличие от США, отсутствует правовая культура, а также значимая роль суда, основанная на действии прецедентного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы 

исторического развития

Как уже отмечалось, монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.14

Основными признаками монархической формы правления являются:15

    • верховная власть принадлежит одному лицу;
    • власть передается по наследству;
    • власть осуществляется пожизненно;
    • власть монарха не зависит от населения, он пользуется ею по праву, которое не делегировано ему никакой иной властью;
    • монарх является юридически безответственным лицом.

Виды монархии:

  • Неограниченная (абсолютная) – характеризуется всевластием главы государства. Он олицетворяет собой закон, осуществляя законодательную функцию. В современных условиях к числу абсолютных монархий в “чистом” виде относится лишь султанат Оман, где нет ни конституции, ни представительных органов.
  • Ограниченная – (парламентская) – характеризуется тем, что государственная власть рассредоточена между главой государства и другими органами. Власть монарха ограниченна Конституцией, парламентом, судом.

 Существуют три основные формы монархии: абсолютная, дуалистическая, и парламентская (две последние называют ограниченной монархией).

Абсолютная монархия - форма правления, типичная для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального. Она является старейшей формой правления из существующих в настоящее время. Наибольшее распространение абсолютная монархия имела в период преодоления феодальной раздробленности и создания централизованного государства (ХIV–ХIХ вв.). Глава государства при этой форме правления является единственным субъектом суверенитета: кроме монарха (короля, султана, шейха и т. д.) в государстве не существует иных ветвей власти. В абсолютной монархии отсутствуют парламент, судебная власть. Монарх назначает членов правительства, вершит правосудие, принимает и утверждает акты высшей юридической силы. Подданные при абсолютной монархии изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделял их какими-либо правами.

 

Другой формой монархии является дуалистическая монархия. Дуалистическая  монархия  («дуа» – в переводе с латинского означает – «два»)  - первая в истории форма ограниченной монархии.

Она появилась сначала в Европе, но теперь сохранилась лишь в немногих развивающихся странах. Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. В условиях дуалистической монархии есть конституция, законы принимает только парламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, и они несут ответственность только перед ним.

Здесь наблюдается уже возникшее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определённой частью их, если избирательное право – цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять её непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой. Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит.

Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. На практике обычно существует “послушный” парламент, если он заявляет какие-то претензии, король распускает его. Правительство, если оно есть, за свою деятельность несёт ответственность лишь перед монархом, но не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя своё право устанавливать бюджет государства.

Как и для абсолютной монархии, так и для дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание всё же остаётся за монархом и его окружением.16

Следующая форма монархии – парламентская монархия. В парламентской монархии король царствует, но не правит. Формально правительство назначает он, это оформляется указом главы государства (монарха). Однако король не выбирает себе министров, это делает парламент.

Партия (блок партий), победившая на выборах в парламент, определяет состав правительства, её лидер становится обычно премьер – министром, посты министров получают видные деятели партии. Партия (партии), потерпевшая поражение, уходит в оппозицию (в Великобритании она называется оппозицией его (её) Величества). Иной порядок формирования правительства при данной форме правления невозможен, поскольку оно должно получить вотум доверия путём голосования депутатов парламента (его нижней палаты), а это возможно только в том случае, если партия имеет там большинство или её обещают при голосовании другие партии.

Информация о работе Формы правления