Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа
Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.
Целью данной работы является, само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования, анализ основных функций государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………4
1.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………………...4
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…………………………………..6
ГЛАВА 2 . АППАРАТ (МЕХАНИЗ) ГОСУДАРСТВА ………………………………………..10
1. Основные понятия аппарата (механизма) государства…………………………...10
2. Признаки механизма государства…………………………………………………………..12
3. Структура государственного аппарата……………………………………………………13
4. Принципы функционирования государственного аппарата…………………………14
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ……………………………………………17
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН. ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………17
2. Глава государства…………………………………………………………………………………..20
3. Исполнительные органы…………………………………………………………………………..21
4. Законодательные (представительные) органы…………………………………………..23
5. Судебные органы……………………………………………………………………………………..25
ГЛАВА 4. БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ……………………………………….27
1. Разграничение понятий бюрократия и бюрократизм………………………………..27
2. концепция БЮРОКРАТИИ МАКСА ВЕБЕРА…………………………………………………….28
3. Концепция БЮРОКРАТИИ КАРЛА Маркса ……………………………………………………30
4. Имперская модель БЮРОКРАТИИ………………………………………………………………31
5. Реалистичная модель БЮРОКРАТИИ…………………………………………………………33
6. Бюрократизм…………………………………………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………..37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА……………………………
1.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ
РЕАЛИЗАИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…
ГЛАВА 2 . АППАРАТ (МЕХАНИЗ) ГОСУДАРСТВА ………………………………………..10
1. Основные
понятия аппарата (механизма) государства…………………
2. Признаки
механизма государства………………………
3. Структура
государственного аппарата……………
4. Принципы функционирования государственного аппарата…………………………14
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ……………………
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН. ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………17
2. Глава государства…………………………………
3. Исполнительные органы………………………
4. Законодательные (представительные) органы…………………………………………..23
5. Судебные органы………………………………………………………………
ГЛАВА 4.
БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ……………………………………….
1. Разграничение
понятий бюрократия и
2. концепция БЮРОКРАТИИ МАКСА ВЕБЕРА…………………………………………………….28
3. Концепция
БЮРОКРАТИИ КАРЛА Маркса ………………
4. Имперская
модель БЮРОКРАТИИ……………………………………………………
5. Реалистичная модель
БЮРОКРАТИИ……………………………………………………
6. Бюрократизм…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться в глубь веков то становится ясно, что государство – это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ. В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.
Целью данной работы является, само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования, анализ основных функций государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом.
ГЛАВА I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства проявляется его сущность особой организации публичной политической власти располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. В современной юридической теории существует несколько критериев классификации функций государства. Это обосновано и научной и практической целями. Нельзя особо выделить тот или иной критерий как наиболее правильный, так как они используются с различными целями и отражают разные стороны функционирования государства. Рассмотрим основные критерии классификации:
Как видно из вышеизложенного, некоторые функции повторяются в разных классификационных группах, но в зависимости от конкретного применения меняется и форма их реализации. Нельзя так же сказать, что все перечисленные функции характерны для всех абсолютно государств, по мере развития каждого государства в зависимости от конкретно исторических условий некоторые из них становятся более важными по сравнению с другими. Исходя из этого, можно выделить четыре основные функции, которые выполняет любое государство:
В свою очередь Нерсесянц В.С.1 рассматривая в своей работе функциональную деятельность государства, отмечает что «…государство – это не организация для решения экономических, культурных, экологических и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащем решении этих и подобных задач весьма велика», и далее замечает «Специфика, существо и смысл всей функциональной деятельности государства, всех его функций состоят в организации, реализации и защите определенного (социально-исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей». В связи с этим он выделяет в качестве основных функций:
Можно отметить, что первые три функции относятся к внутренней деятельности государства, тогда как четвертая отвечает за отношения государства с внешним миром.
С развитием человечества у государства могут появляться и новые функции так, например, во второй половине XX века добавилась экологическая. Деятельность человека поставила под угрозу существование жизни на земле и именно на государство возложена задача по контролю за состоянием окружающей среды.
Таким образом, можно сказать, что определять критерии классификации функций государства нужно исходя из того, какие конкретно при этом преследуются цели.
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Все функции государства
Рассмотрим основные специфические виды государственной деятельности.
Законодательная деятельность состоит в разработке, принятии и издании законодательными и представительными органами законов, обязательных для исполнения.
Управленческая или
Судебная деятельность, т.е. реализация функции государства, которая осуществляет правосудие всеми звеньями судебной системы страны.
Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля над законностью. В России особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным исполнением действующих законов.
Данная классификация способствует изучению и совершенствованию разделения труда между разными звеньями механизма по выполнению государством его функций и тесно соотносится с принципом разделения властей.
Под правовыми формами
Правотворческая деятельность - это государственная деятельность, выражающаяся в разработке, принятии, издании изменении или отмене юридических норм.
Правоприменительная деятельность - это государственная деятельность по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания властных индивидуальных актов. В правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная деятельность – повседневная деятельность государства по разрешению разносторонних вопросов управления процессами в обществе властная, творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность - это государственная деятельность по контролю и надзору за соблюдением норм права и применение принудительных мер к их нарушителям. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом. При рассмотрении контрольной и надзорной деятельности часто происходит их отождествление, тогда как эти понятия следует различать. А. Шафранов2, рассуждая о разграничении контрольной и надзорной деятельности, говорит: «Пожалуй, наиболее точным определением сущности контроля является определение его в качестве функции, состоящей в выявлении отклонений фактических параметров управленческой деятельности от нормативных». Надзор же является формой контроля и здесь А. Шафранов отмечает3: «Сущность надзора — проверка правильности исполнения, то есть надзор за определенной деятельностью, за определенными правоотношениями, в ходе которых происходит реализация права, как в объективном, так и в субъективном смысле. Фактически надзор осуществляется за правильностью реализации правовых норм. В случае нарушения порядка их реализации возникают охранительные правоотношения в виде реакции надзорного органа, выраженной в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Однако это происходит только при нарушении конкретных правовых норм. При осуществлении надзора не происходит оценки целесообразности существования тех или иных отношений, целесообразности реализации тех или иных субъективных прав или обязанностей».
Исходя из этих высказываний, можно вывести различия между контролем и надзором. В первую очередь нужно отметить, что для исполнения функции надзора создаются специальные федеральные службы, тогда как контролирующую функцию могут выполнять любые исполнительные органы, т.е. надзорные органы должны быть обособлены. Деятельность надзорного органа связана с необходимостью точного и неукоснительного исполнения норм права и не дает оценки целесообразности того или иного акта или действия. В свою очередь контролирующий орган преследует цель обеспечить не только законность, но и целесообразное государственное управление.