Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.
Целью данной работы является, само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования, анализ основных функций государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………4
1.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………………...4
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…………………………………..6

ГЛАВА 2 . АППАРАТ (МЕХАНИЗ) ГОСУДАРСТВА ………………………………………..10
1. Основные понятия аппарата (механизма) государства…………………………...10
2. Признаки механизма государства…………………………………………………………..12
3. Структура государственного аппарата……………………………………………………13
4. Принципы функционирования государственного аппарата…………………………14

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ……………………………………………17
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН. ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………17
2. Глава государства…………………………………………………………………………………..20
3. Исполнительные органы…………………………………………………………………………..21
4. Законодательные (представительные) органы…………………………………………..23
5. Судебные органы……………………………………………………………………………………..25

ГЛАВА 4. БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ……………………………………….27

1. Разграничение понятий бюрократия и бюрократизм………………………………..27
2. концепция БЮРОКРАТИИ МАКСА ВЕБЕРА…………………………………………………….28
3. Концепция БЮРОКРАТИИ КАРЛА Маркса ……………………………………………………30
4. Имперская модель БЮРОКРАТИИ………………………………………………………………31
5. Реалистичная модель БЮРОКРАТИИ…………………………………………………………33
6. Бюрократизм…………………………………………………………………………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

     

       б)  Неправовые (организационные) формы

Организационные формы реализации функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности государства реализуются на основе выполнения требований законности и в границах установленного правового урегулирования,

Среди неправовых форм выделяют:

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная работа соответствующих органов связанная с организацией функционирования органов государства, которая выражается в решении тех или иных задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Это может быть работа, связанная с контрольно-ревизионной деятельностью,  статистикой, организаций снабжения, сбыта и т.п.

Организационно-идеологическая деятельность - воспитательная работа, связанная с формированием общественного мнения, обеспечением выполнения различных функций государства, разъяснением издаваемых законов и иных нормативных актов; работа средств массовой информации и т.д.

Головистикова А.Н. отмечает что: «В настоящее  время особое внимание уделяется  договорной форме осуществления функций государства (договоры в государственной, хозяйственной, социальной сфере)»4.  

Методами осуществления функций  государства являются:

    • Стимулирование, т.е. побуждение к выполнению тех или иных действий. Стимулы могут быть моральными и материальными. Д.Н. Бахрах отмечает «С помощью закрепляемых правом стимулов осуществляется целенаправленное воздействие на интересы граждан, формируется их заинтересованность в совершении определенных поступков»5. Стимулирование, побуждение к действию реализовываются воздействием на потребности и интересы людей и соответственно, на их волю и поведение.
    • Убеждение может реализовываться путем воздействия на общественное и индивидуальное сознание посредством обсуждения, объяснения, демонстрации примера, внушения и т.п.
    • Принуждение, т.е. воздействие через возможность применения силы, может осуществляться путем пресечения, предупреждения, ответственности за действия или бездействие. Основные виды принуждения — дисциплинарное, административное, гражданско-правовое и уголовное.

Таким образом, проанализировав все  выше сказанное можно отметить, что  многие из перечисленных форм и методов  могут быть реализованы только государством через систему органов, учреждений и должностных лиц, наделенных властными полномочиями в установленном правовом порядке, т.е. государственным аппаратом.

 

ГЛАВА 2 . АППАРАТ (МЕХАНИЗ) ГОСУДАРСТВА

 

1. Основные понятия аппарата (механизма) государства

 

 

Прежде всего, необходимо понять являются ли понятия механизм государства  и государственный аппарат тождественными. Так что же такое механизм государства? Вот какое определение дает Дмитриев Ю. А.:

Механизм  государства — это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.6 Следует добавить, что эта система связана иерархической соподчиненностью и правомочна совершать действия, составляющие монополию государства.7 Механизм государства включает в себя совокупность органов государственной власти, т.е. тот особый слой людей, которые обеспечивают исполнение полномочий государственных органов, осуществляя профессиональную деятельность и которых называют чиновниками или служащими.

Понятие государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле взгляд на государственный аппарат как на совокупность всех государственных органов идентично понятию механизма государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно – распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле «государственный аппарат» используют в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата употребляют как адекватное понятию механизма государства.

Исходя из названий понятий «аппарат» и «механизм» можно сделать вывод, что система государственных органов воспринимается как нечто механическое, как технический механизм «модель и образец для конструирования и работы государственной машины»8.  Для того чтобы разобраться так ли это, необходимо обратиться к определению понятия государства. Понятие государства на разных этапах развития общества определялось по-разному. Аристотель считал, что государство — это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. А для Цицерона государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой.

Русские юристы давали следующие  определения: Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка – так определяет государство Л. Гумплович. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактует государство Г.Ф. Шершеневич. Общественный союз, представляющий собою, признанное принудительное властвование над свободными людьми, так определяет государство Н.М. Коркунов. Н.Н Деев9 дает следующее определение государства: «Государство — социально-организационный институт, представляющий собой систему взаимодействия многообразных социальных общностей и аппарата», т.е. государственный аппарат это рабочий орган государства. Соответственно этим определениям можно сделать вывод, что государство это не механически-техническое образование, а социальное. «Оно строится, структурируется и действует по законам и правилам не механики и техники, а права, выражающего степень и меру развитости свободы людей»10.

Таким образом, государственный  аппарат (механизм) можно понимать как  организованные группы граждан, которые в определенном правовом порядке наделяются государственно-властными полномочиями и осуществляют их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Признаки механизма государства

 

Изучение понятия механизма  государства определяется раскрытием  его характерных черт или признаков, которые помогают отличать это понятие  от негосударственных структур в  политической системе общества и от отдельных государственных органов. Вот эти признаки.

  1. Механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, и федеральных законах.
  2. Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Это сложная структура, отражающая то определенное место, которое в ней занимают различные органы, их соотношение и взаимодействие.
  3. Механизм государства неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Так функции реализуются через государственный механизм, который в свою очередь зависит от того, какие функции выполняет государство, и соответственно именно функции государства определяют структуру, развитие, и содержание деятельности тех или иных органов государственного аппарата.
  4. Для обеспечения своей деятельности государственный аппарат обладает необходимыми материальными средствами, без которых не может функционировать ни одно государство.
  5. Все органы государственного механизма имеют определенную компетенцию, т.е. совокупность его прав и обязанностей. При этом необходимо отметить что права государственного органа  одновременно и его обязанность действовать в соответствии с данными ему правами.

 

Таким образом, можно дать следующее определение  механизму современного государства:

Механизм  современного государства – это  пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, обладающих определенной компетенцией, осуществляющая задачи и функции государства.

 

 

 

 

3. Структура государственного аппарата

 

 

Государственный аппарат имеет пятизвенную структуру:

  1. Государственный аппарат – это закрепленная законом система ведомств, государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную власть.
  2. Ведомство – это совокупность государственных органов специальной компетенции и подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль государственного управления и линейно подчиненных единому центру - центральному органу (министерству, государственному комитету, департаменту и др.). Ведомство включает в себя определённое количество государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинения вертикального типа.
  3. Государственный орган – это некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций государства.
  4. Структурное подразделение – это обособленная часть государственного органа - отдел, управление, служба, компетенция и функции которого производны от компетенции и функций государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, то есть оно не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами.
  5. Государственный служащий – это гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств, реализующий задачи и функции этого органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Принципы функционирования государственного аппарата

 

 

Построение и деятельность современного Российского государственного аппарата осуществляется на основе определенных принципов. Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принцип потому и принцип, что он требует, чтобы его придерживались, соблюдали его. Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвящённых отдельным ветвям власти, отдельным подсистемам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т.д. Одни из этих принципов чётко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путём некоторого обобщения, индуктивным путём.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учёт и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и  других сферах общественной жизни нашей  страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.

 Рассмотрим эти принципы  подробнее:

  • принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который обеспечивает систему сдержек и противовесов и формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
    • принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа постановления любых органов государства;
    • принцип законности, правовых начал в деятельности всех органов механизма государства в их взаимоотношениях между собой и с народом, а также с различными общественными организациями;
    • профессионализм и компетентность государственных органов, Профессиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных профессиональных управленцев. Печальный опыт организации государственного аппарата нашей страны показал, что каждый профессионал хорош на своем месте. Хороший специалист  в области промышленного или сельскохозяйственного производства, но не обладающий достаточными навыками управления способен нанести огромный вред стране, даже руководствуясь при этом наилучшими мотивами;
    • Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываясь перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу;
    • Сочетание единоначалия и коллегиальности. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов – позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто препятствуют различные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скорость работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях – отсутствие чёткой позиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определённой политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому именно сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности;
    • принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Этот принцип закреплен в Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»11, а значит и государственного аппарата;
    • принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, он позволяет учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
    • Принцип национального равноправия означает, что доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. В тех или иных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще – не только о расовом или национальном, но и равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола, религиозных верований и т.д.;
    • субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации этот принцип характерен для федеративных (союзных) государств. Он позволяет разграничить компетенцию этих органов и определяет границы самостоятельности субъектов федерации;

Информация о работе Функции государства