Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа
Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.
Целью данной работы является, само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования, анализ основных функций государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………4
1.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………………...4
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА…………………………………..6
ГЛАВА 2 . АППАРАТ (МЕХАНИЗ) ГОСУДАРСТВА ………………………………………..10
1. Основные понятия аппарата (механизма) государства…………………………...10
2. Признаки механизма государства…………………………………………………………..12
3. Структура государственного аппарата……………………………………………………13
4. Принципы функционирования государственного аппарата…………………………14
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ……………………………………………17
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН. ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………17
2. Глава государства…………………………………………………………………………………..20
3. Исполнительные органы…………………………………………………………………………..21
4. Законодательные (представительные) органы…………………………………………..23
5. Судебные органы……………………………………………………………………………………..25
ГЛАВА 4. БЮРОКРАТИЯ И БЮРОКРАТИЗМ……………………………………….27
1. Разграничение понятий бюрократия и бюрократизм………………………………..27
2. концепция БЮРОКРАТИИ МАКСА ВЕБЕРА…………………………………………………….28
3. Концепция БЮРОКРАТИИ КАРЛА Маркса ……………………………………………………30
4. Имперская модель БЮРОКРАТИИ………………………………………………………………31
5. Реалистичная модель БЮРОКРАТИИ…………………………………………………………33
6. Бюрократизм…………………………………………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………..37
Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН. ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Первичным и наиболее важным структурным звеном государственного аппарата является государственный орган, т.е. элемент механизма государства, который имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействующий с другими элементами механизма, образующими единое целое. Как видно из определения государственный орган имеет определенные признаки:
Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.
Основное свойство государственного
органа, качественно его
Государственные органы можно классифицировать по различным видам и по различным основаниям. Рассмотрим основные классификации:
Далее в своей работе я более подробно рассмотрю государственные органы, классифицированные по принципу разделения властей.
2. Глава государства
В подавляющем большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти.
В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх. В отношении парламента он обладает рядом прав: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, в некоторых случаях правом «вето». Обычно монарх считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Фактически же все эти полномочия от его имени осуществляются правительством и его органами.
В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент. В целом полномочия президента сводятся к следующему:
В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право:
Наиболее широкими властными полномочиями обладает глава государства в президентских республиках. Кроме вышеперечисленных полномочий, президент имеет право:
В парламентарных республиках роль президента значительно скромнее. Он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства; акты президента не имеют юридической силы без подписи главы правительства.
В России институт президентства является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике. В момент своего появления в России он существенно отличался от современного. Создание института президентства преследовало целъ восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть.
3. Исполнительные органы
Исполнительные органы государственной
власти – это исполнительно-
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства, которые закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти.
Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной компетенции. Органы общей компетенции объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.
В Российской Федерации исполнительную власть, согласно Конституции РФ12 осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.
4. Законодательные (представительные) органы
Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. Как отмечает О. Булаков: «Возникновение принципа и идеи суверенитета народа обусловило новое содержание парламентаризма, а именно: верховная власть принадлежит не парламенту, а народу, парламентская власть в этом случае – лишь уполномоченная, акцидентная власть, ибо суверенен народ, а парламент только олицетворяет народный суверенитет, не внося при этом изменений в объект прав суверенности»13.
«Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например, Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в Соединенных Штатах Америки).
Парламенты могут иметь двухпал
В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями, например, в США — это Палата представителей и Сенат, в Индии — Народная палата и Совет штатов, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет. В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата — Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.
Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому соотношению сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).
Двухпалатная структура