Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 13:02, курсовая работа
Описание работы
Функции государства в России в период перехода к рыночной экономике подверглись существенному изменению. Деятельность государства в переходный период оценивалась способностью проводить внешнюю и внутреннюю политику, осуществлять экономические и политические преобразования, выполнять задачи по обеспечению правопорядка и законности, защищать своих граждан от преступных посягательств.1
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4 ГЛАВА 1.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ………….....6 .Понятие функций государства……………………………………..6 1.2.Проблематика и основные тенденции эволюционного развития функций государства…………………………………………………….10 ГЛАВА 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……………………………………………….19 2.1 Сущность функций государства…………………………………….19 2.2 Классификация функций государства……………………………...20 ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………….26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...31
Вывод по первому вопросу: рассмотрение
зависимости между содержательными и
формальными характеристиками государства
и его функциями понадобилось для того,
чтобы показать, что исторический опыт
действительно дает теории государства
основание утверждать, что с эволюцией
государства меняется и деятельная сторона
государства, эта деятельность наполняется
новым содержанием, возникают новые структуры
государства, иные средства и способы,
обеспечивающие функции государства.
Изучение эволюции функций государства
позволяет избежать типичных, для разных
этапов развития государств, ошибок.
Понятие функции уже используется
в научной литературе не столько для показа
ее зависимости, особенно от классовой
сущности государства, сколько просто
для характеристики, описания деятельности
государства. Кроме того, это понятие стало
использоваться и для учета связи функций
государства со многими культурными, идеологическими,
духовными и иными факторами воздействия.
1.2 Проблематика
и основные тенденции эволюционного
развития функций государства
Ориентиры государственного
управления, их смена непосредственным
образом влияют на его функции, методы
и формы. В свою очередь функции, методы
и формы государственного управления
указывают на его целевые установки, характер
и содержание.
Резкое сокращение сектора
государственной собственности и ориентировка,
даже форсирование общего перехода к рыночным
отношениям, местное самоуправление получили
свое отражение в функциях, методах и формах
государственного управления.
Вырисовываются два аспекта
проблемы:
а) функции государственного
управления;
6) функции его субъектов.
Происшедшие преобразования
в обществе и государственном управлении
не обогатили представлений о сущности
и видах его функций в главном, принципиальном.
Появились лишь новые элементы в их содержании
и механизме реализации. Они теперь проецируются
с учетом наличия государственных и негосударственных
секторов и различной степени влияния
на них государства.
В большей степени претерпевают
изменения функции органов государственного
управления. Сужены некоторые традиционные
для советского периода функции (планирования,
материально-технического снабжения и
другие). И появились новые, обусловленные
переходом к рыночной экономике (осуществление
антимонопольных мероприятий, функции,
связанные с появлением безработицы, разгосударствлением
предприятий и учреждений в различных
сферах и др.).
Среди функций на первый план
выступают прогнозирование, координация,
регулирование и контроль. Значение планирования
как функции управления ослаблено и ограничивается
как бы в изолированном виде двумя сферами;
с одной стороны, централизованной, точнее
центральной, с другой, локальной. То есть
оно перестало быть ведущей формой и стержнем
директивного и адресного централизованного
управления.
Однако дискредитация планирования
при переходе к рыночным отношениям, отказ
от него беспочвенны; отказ от планирования
вообще - грубейшая ошибка и планирование
пробивает себе путь как объективная необходимость
нормальной организации государственной
работы.
Нередко, чаще всего применительно
к экономике, предлагается заменить систему
прямого государственного управления
системой государственного регулирования,
трансформировав в нее необходимые элементы
прямого управления. И хотя государственное
регулирование стало уже обиходным термином,
употребляемым иногда как антипод государственному
управлению, содержание его до сих пор
остается недостаточно определенным.
Между тем государственное
регулирование может пониматься в широком
и узком смысле.
В широком смысле оно выражается
в установлении государством общих правил
поведения (деятельности) участников общественных
отношений и их корректировке в зависимости
от изменяющихся условий. Его субъектами
являются органы законодательной (представительной)
и исполнительной власти. Известным образом
на поведение участников урегулированных
отношений влияют субъекты судебной власти.
Традиционными правовыми формами государственного
регулирования являются законы и подзаконные
акты, а также судебные акты. Например,
бесспорно, что закон - основной регулятор
общественных отношений.
В узком смысле государственное
регулирование - одна из функций государственного
управления. Сейчас данная функция является
приоритетной не только в управлении экономикой,
но и социально-культурной сферой.
Содержание и механизм осуществления
этой функции включает:
а) нормативное регулирование
путем установления общих правил);
б) его оперативную корректировку
в соответствии с реальными задачами,
которые надлежит решать управлению;
в) контроль за исполнением
правовых норм, регулирующих те или иные
отношения;
г) государственную защиту прав
и интересов участников общественных
отношений, урегулированных соответствующими
правилами;
д) координацию и общее направление их деятельности;
е) содействие ее успешному
осуществлению;
ж) определение приоритетов
в структурной политике;
з) государственные контракты
(договоры);
и) регистрацию;
к) лицензирование и др.
Традиционными инструментами
государственного регулирования являются
налоги, стандарты, государственные заказы,
таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются
в те или иные правовые формы. В современных
условиях своеобразным выражением государственного
регулирования являются приватизация,
применение процедур несостоятельности
(банкротства) предприятий и т.д.
Многоплановое государственное
регулирование во всех сферах общества
- юридическая реальность. Отрицание его
есть политика, уводящая от государственно-правовой
проблематики, требующей своего разрешения
в целях обеспечения нормального социально-экономического
развития страны. Она неизбежно ведет
к хаосу в управлении.
Государственное регулирование
направлено на создание благоприятных
экономических, правовых и организационных
условий деятельности коммерческих и
некоммерческих организаций, предпринимательства.
Оно не предполагает вмешательство государственных
органов в их производственную и хозяйственно-финансовую
деятельность кроме случаев, когда его
возможность прямо предусмотрена правовыми
актами. Отношения предприятий и учреждений
с органами государственного управления,
в том числе с вышестоящими отраслевыми,
не являются теперь приоритетным направлением
государственного регулирования. Такое
регулирование заключается преимущественно
в установлении и корректировке общего
правового режима их деятельности, охватывает
прежде всего экономические и социально-культурные
процессы в целом. Например, государственное
регулирование земельных отношений, реализации
промышленной политики и т.п.
Не случайно поиск терминов,
выражающих изменившийся характер отношений
предприятий с вышестоящими органами,
привел к замене термина "управление",
отчасти и термина "руководство"
формулировкой "органы, на которые возложены
координация и регулирование в соответствующей
отрасли (сфере) управления"
Конкретизация полномочий вышестоящих
органов касается отдельных организационных
и специальных вопросов, обусловленных
отраслевыми особенностями и формами
собственности (наем руководителей, обеспечение
общественной безопасности и т.д.).
Функция государственного регулирования
реализуется различными методами и в различных
формах. Многие из них являются традиционными,
органично присущими государственному
управлению. В современном механизме государственного
регулирования своеобразными и получающими
более широкое использование, становятся
метод государственного заказа, а формами
- программы, государственный контракт
(договор), государственная лицензирование.
Государственный контроль -
функция, тесно связанная не только с обеспечением
дисциплины и законности, но и с государственным
регулированием. Контроль, свойственными
ему методами и в присущих ему формах,
способствует соблюдению режима деятельности
субъектов управленческих отношений,
коммерческих организаций государственного
и негосударственного типа.
Формы, виды и методы контроля,
суть которых в общем виде рассмотрена
в пятом разделе, на практике реализуются
в различных отраслях и сферах. Не представляет
собой чего-либо специфического в зависимости
от особенностей отраслей и сфер управления
контроль представительных органов, полномочных
представителей и аппарата Президента
Российской Федерации, органов исполнительной
власти общей компетенции, государственный
контроль через своих представителей
в органах управления акционерных обществ,
создаваемых на базе государственной
собственности или при наличии ее доли.
Много сходного также в ведомственном
контроле, осуществляемом по однотипным
вопросам в отношении подведомственных
объектов. При этом важно иметь в виду,
что теперь государственный контроль
организуется и осуществляется с учетом
особенностей правового положения предприятий,
учреждений и организаций государственного
и негосударственного секторов в экономике
и других сферах. В отдельных областях,
особенно затрагивающих коренные интересы
всего общества и государства, он не имеет
специфики, обусловленной формами собственности
(например, надзор за соблюдением противопожарных,
санитарно-эпидемиологических правил,
контроль за соблюдением законодательства
о налогах и т.д.). Но в общем его сфера в
негосударственном секторе более ограничена,
чем в государственном. Так, в задачи государственного
контроля не входит проверка производственно-хозяйственной,
финансовой деятельности с точки зрения
ее эффективности и т.д.
Больше разнообразия среди
специализированных форм и видов контроля
и надзора. Именно они обуславливаются
особенностями отраслей и сфер, функций
управления ими.
Такой контроль сформирован
либо в виде самостоятельных в организационном
и юридическом отношениях (Государственная
налоговая служба) или в составе других
органов государственного управления
(Государственный ветеринарный надзор
Министерства сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации).
Он функционирует в качестве
вневедомственного, то есть общего для
всех отраслей и сфер управления (Государственный
земельный контроль), либо в области экономики,
или социально-культурной или административно-политической
деятельности областей имеются вневедомственные
и ведомственные виды специализированного
контроля.
Вневедомственный контроль
имеет две разновидности:
а) внеотраслевого профиля;
б) отраслевого профиля.
К первой разновидности относится
контроль финансово-кредитных и налоговых
органов, контроль и надзор за соблюдением
правил дорожного движения, противопожарных
правил и т.д.
Характерным для этой разновидности
контроля и надзора является то, что он
распространяется на организации и физических
лиц, а также на государственные и негосударственные
организации.
Вневедомственный контроль
и надзор отраслевого профиля осуществляется
за соблюдением нормативно-правовых актов,
регулирующих отношения в данной отрасли.
Его объектами могут быть как государственные,
так и негосударственные организации,
а также физические лица. Примерами его
являются санитарно-эпидемиологический
контроль и надзор, который осуществляется
в области здравоохранения в отношении
организаций, а также физических лиц; государственный
контроль в области высшего образования,
осуществляемый подразделениями Государственного
комитета Российской Федерации по высшему
образованию; контроль за соблюдением
правил пользования транспортом и т.д.
Специфические виды ведомственного
контроля распространяются главным образом
на объекты той или иной отрасли. Его цели
и конкретные формы определяются особенностями
основной деятельности поднадзорных объектов.
На железнодорожном транспорте действуют
подразделения по надзору за обеспечением
безопасности движения, на морском - безопасности
мореплавания, в атомной промышленности
- атомнадзор за ядерной безопасностью
и т.д.
Специфика вневедомственного
и ведомственного специализированного
контроля и надзора, во-первых, в том, что
он не может вторгаться в производственно-хозяйственную
и финансовую деятельность подконтрольных
объектов, во-вторых, в том, что его субъекты
наделены определенными административными
полномочиями.
Субъекты отдельных видов данного
контроля и надзора активно участвуют
в правотворчестве в сфере их контрольно-надзорной
деятельности. В одних случаях правотворчество
заключается в установлении норм и правил,
обязательных для подконтрольных и поднадзорных
объектов, в других- в участии в разработке
такого рода правил, подготовке и внесении
на утверждение проектов правовых актов.
Для специализированного ведомственного
контроля и надзора нехарактерны полномочия
по применению мер административного
принуждения в узком смысле. Ибо он тесно
сопряжен с возможностью использования
дисциплинарной власти вышестоящих органов
по отношению к конкретному кругу работников
подконтрольных или поднадзорных объектов.
По функциям, осуществляемым
субъектами верховной и подчиненных властей,
принято различать власть законодательную
(функция издания законов, ср. ниже), судебную
(решение юридических споров с обязательною
для обеих сторон силою) и исполнительную
(исполнение законов и судебных решений,
вообще управление в пределах общих норм
права и судебных решений).
Чем культурнее и солидарнее
общество, тем менее оно нуждается в государственном
вмешательстве. И обратно, чем оно невежественней
и морально невоспитаннее, тем большей
может быть польза от вмешательства разумной
государственной власти.
Основным же условием, решающим
вопрос о целесообразности государственного
вмешательства (правовой централизации),
является характер или сфера правовых
отношений и то конкретное состояние,
в котором эта область находится.
Верховная власть государства
в принципе так же едина, как и само государство.
Она не представляет собою совокупности
отдельных полномочий, между которыми
существуют пробелы, но есть связное: единство.
Благодаря самостоятельности государства,
власть его, в принципе, может осуществляться
во всех областях человеческой общественной
жизни и может прибегать ко всевозможным
формам господства над людьми. Из этого
не следует, конечно, что государство и
на самом деле должно в такой всеобщей
полноте осуществлять свою власть; ниже
мы увидим, что есть известные границы,
за которые соображения целесообразности
не позволяют выходить государству в его
деятельности; но границы эти изменчивы,
смотря по условиям времени и места.
Несмотря на эту единую природу
верховной власти, мы можем тем не менее
разграничить ее важнейшие функции, провести
логическое различие между разными формами,
в которых она проявляет свою деятельность.
В современной науке принято различать
три такие важнейшие функции государства:
законодательство, суд и управление.
1. Законодательная деятельность
состоит в установлении общих
юридических норм, которыми определяется
порядок жизни государства.