Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Функции государства в России в период перехода к рыночной экономике подверглись существенному изменению. Деятельность государства в переходный период оценивалась способностью проводить внешнюю и внутреннюю политику, осуществлять экономические и политические преобразования, выполнять задачи по обеспечению правопорядка и законности, защищать своих граждан от преступных посягательств.1

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ………….....6
.Понятие функций государства……………………………………..6
1.2.Проблематика и основные тенденции эволюционного развития функций государства…………………………………………………….10
ГЛАВА 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……………………………………………….19
2.1 Сущность функций государства…………………………………….19
2.2 Классификация функций государства……………………………...20
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 75.36 Кб (Скачать файл)

 

 

План

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

ГЛАВА 1.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ………….....6

    1. .Понятие функций государства……………………………………..6

1.2.Проблематика и основные тенденции эволюционного развития функций государства…………………………………………………….10

ГЛАВА 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ  ГОСУДАРСТВА……………………………………………….19

          2.1 Сущность функций государства…………………………………….19

          2.2 Классификация функций государства……………………………...20

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...31

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества.

Функции государства в России в период перехода к рыночной экономике подверглись существенному изменению. Деятельность государства в переходный период оценивалась способностью проводить внешнюю и внутреннюю политику, осуществлять экономические и политические преобразования, выполнять задачи по обеспечению правопорядка и законности, защищать своих граждан от преступных посягательств.1  
 
Прямая обязанность государства - создать условия для развития личных и экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. 
 
Конституционное утверждение принципа разделения властей и переход к рыночным отношениям в хозяйственной и иных сферах жизнедеятельности, закрепление различных форм собственности обусловили изменение рода деятельности исполнительной власти. Произошло ограничение сферы использования методов непосредственного директивного управления его объектами (предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.).

 Вопросы о государстве  и его функциях всегда относились  к числу основополагающих и  дискуссионных и в обществе  и в теории государства и  права, поскольку сущность государства  прямо и непосредственно затрагивает  интересы различных слоев, классов  общества, политических партий. Это  и обуславливает актуальность  рассматриваемой темы в рамках  исследования по теории государства  и права. Особенно актуален этот  вопрос для Российской Федерации  в период становления правового  государства, смены приоритетов  в социально-экономическом и культурном  развитии общества, постановке новых  стратегических целей и задач. Объект исследования представленной работы – функции государства в современный период времени, а также формы и методы их осуществления. Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.

Объектом исследования  выступают теоретико-методологические проблемы генезиса российской государственности на различных этапах управления обществом.  
 
    Предметом является выявление и изучение механизмов, элементов функций современного российского государства в условиях трансформации государственно-правового регулирования социально-экономических отношений.

Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления, в том числе в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- раскрытие понятия функций  государства с учетом различных  мнений правоведов и определение  признаков функций государства;

- характеристика функций  государства на основе критериев  классификации;

- краткое рассмотрение  предложений современных правоведов  о выделении новых функций  государства;

- рассмотрение форм и  методов осуществления функций  государства.

Работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализации государственных функций, в т.ч. Конституции Российской Федерации, учебной литературы для юридических вузов. При всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права, я отдал предпочтение учебникам, написанным под руководством Алексеева С.С. и  Венгеров А.Б., Клименко С.В. и  Морозова Л.А.

Также при изучении выбранной темы использовалась справочная правовая система «Консультант Плюс» в основном для получения информации о действующем законодательстве и изучения новейших журнальных статей юристов-практиков в области научных исследований о функциях государства.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав (основной части) и заключения. В первой главе освещаются различные мнения юристов-правоведов в определении понятия функций государства, и на их основе дается полное, на мой взгляд, определение понятия «функции государства». Здесь же представлены этапы развития государственности. Вторая глава посвящена классификации функций государства на основе общепринятых критериев. Конкретные функции государства охарактеризованы на основе критерия по сферам деятельности (внутренние и внешние функции), в т.ч применительно к Российской Федерации с учетом действующего законодательства. В третьей  главе представлены и рассмотрены значения функций государства в период глобализации.

В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой теме и теоретические предложения по совершенствованию деятельности государства в рамках реализации своих функций.

  1. 1.   Понятие функций государства.

В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

Следует, однако, отметить, что современной юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может, как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное его состояние.2

С учетом вышеизложенного, предпочтительнее, на мой взгляд, является следующая трактовка функций государства:

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.3

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функции государства  непосредственно выражают и предметно  конкретизируют его классовую  и общечеловеческую сущность. Их  содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные  и частные интересы членов  общества.

2. В функциях государства  воплощается и раскрывается его  активная служебная роль как  важнейшей части надстройки по  отношению к своему базису, реализуется  разносторонняя практическая деятельность  внутри страны и на международной  арене.

3. Функции государства  возникают и развиваются сообразно  его историческим задачам и  целям. Государство выполняет свое  социальное назначение посредством  осуществления соответствующих  ему функций, представляющих собой  устойчиво сложившиеся основные  направления его деятельности.

4. В функциях государств  различных исторических типов  проявляются и объективируются  присущие им особенности и  закономерности развития, динамика  социально-экономических, политических  и духовных преобразований в  жизни общества.4

В определении направленности деятельности государства решающими факторами являются: сущность государства и его социальное назначение,  в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества.

Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, целей, которые оно преследует. Эти задачи и цели не могут быть произвольными. Они зависят от реальных условий, важнейшие из которых: экономические возможности общества, потребности и интересы населения, отдельных социальных слоев и групп, возможности партнерства между ними, нравственный и культурный уровень общества, профессионализм государственных структур и др. состояние.5

Итак, функции государства — это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

До недавнего времени было общепризнанно, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство, как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию — организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество…

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.6[4]

 

Многоплановое изменение функций происходит при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государства, и в зависимости от этого изменяются и их функции. Например, в экономической области происходят переходы от невмешательства государства в экономическую жизнь (функция «ночного сторожа» — первоначально у буржуазного государства) до тотального регулирования производства, распределения у социалистического государства, а в социальной жизни — от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации (опять же у социалистического тоталитарного государства).

Вместе с тем надо обратить внимание и на следующее. Теоретическое описание, обобщение выполняемых функций различными государствами позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.

По мнению Л.А. Морозовой, к этим признакам относятся: прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни — экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой; непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства; направление деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных методов.

Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, формы у того или иного народа в тот или иной конкретно-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций, можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.7

Информация о работе Функции государства