Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 13:02, курсовая работа
Описание работы
Функции государства в России в период перехода к рыночной экономике подверглись существенному изменению. Деятельность государства в переходный период оценивалась способностью проводить внешнюю и внутреннюю политику, осуществлять экономические и политические преобразования, выполнять задачи по обеспечению правопорядка и законности, защищать своих граждан от преступных посягательств.1
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4 ГЛАВА 1.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ………….....6 .Понятие функций государства……………………………………..6 1.2.Проблематика и основные тенденции эволюционного развития функций государства…………………………………………………….10 ГЛАВА 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……………………………………………….19 2.1 Сущность функций государства…………………………………….19 2.2 Классификация функций государства……………………………...20 ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………….26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...31
2. Судебная деятельность
состоит в охранении юридических
норм от нарушения.
3. Правительственная деятельность
состоит в выполнении мер, предписанных
законом, и в свободном разрешении,
в законном порядке и пределах,
тех вопросов, которые законодательством
не разрешены.
Таким образом, к правительственной
или административной деятельности относится
все, что не входит в область законодательства
и суда. Эта деятельность государства
необходима, как бы широко ни было развито
законодательство. Закон всего не может
предусмотреть, да и не должен брать на
себя этой задачи, чтобы не стеснить свободного
развития жизни. Поэтому закон устанавливает
общие рамки для жизни государства, но
в пределах этих рамок должна действовать
администрация, и притом действовать не
только сознательно и разумно, но часто
и свободно.
В области управления следует
различать исполнение, как простое осуществление
предписаний закона, и правительственную
деятельность в тесном смысле, как инициативу
и распоряжение в рамках закона, дающие
руководство внешней и внутренней политике
государства.
Намеки на различие трех основных
функций государства имеются уже в "Политике"
Аристотеля. Но начало разработки этого
вопроса в современной науке положено
лишь в XVII и XVIII веке Локком, Свифтом и особенно
Монтескье. Этот последний автор придавал
различию функций государства не только
теоретическое, но и важное практическое
значение. Именно, по его мнению, только
в разделении функций государства между
различными совершенно независимыми друг
от друга органами можно найти гарантию
законности действий верховной власти,
т. е. гарантию того, что органы власти
в своих действиях не будут нарушать ими
же установленных законов. Эта доктрина
"разделения властей" действительно
была положена в основу многих американских
и европейских конституций XVIII и XIX века.
Опыт и научная критика показали, что,
с одной стороны, принцип разделения властей
в полной чистоте проведен быть не может,
а с другой - есть и помимо этого принципа
много других средств для обеспечения
законности управления. Тем не менее нельзя
не отметить, что до известной степени,
действительно, эти три функции стремятся
локализироваться в особых и независимых
друг от друга органах, и такое разделение
принципиально желательно ввиду различного
характера деятельности государства при
отправлении этих функций. В особенности
важно проведение принципа разделения
властей относительно власти судебной,
которая должна быть вверена особым органам.
Дело в том, что деятельность судебная
есть деятельность по существу связанная,
подзаконная, тогда как в деятельности
законодательной, а отчасти и правительственной
преобладает элемент свободного усмотрения,
рискованно поручать применение и охранение
права тем самым органам, которые и создают
право, или органам, привыкшим решать вопросы
текущей администрации на основании соображений
целесообразности.
Вопрос о функциях государства
издавна занимал внимание как философов,
так и политических писателей. Только
в новейшее время этот вопрос стал несколько
стушевываться.
Самая постановка вопроса может
быть двоякая. Можно спрашивать, зачем
существует государство, какая цель того
общения, которое носит название государства?
Иначе становится вопрос, когда отыскивают,
какие цели преследует существующее государство?
Поиски абсолютной функции
направлены к установлению единой, вытекающей
из самого существа государства, функции,
которая всегда, во всех исторических
формах проявления государства, остается
неизменной. Такая функция устанавливалась
не эмпирически, а чисто рационалистически,
она вытекала не из наблюдения над фактами
действительной жизни, а из идеала совершенного
государства. Практическое побуждение
к отысканию абсолютной функции заключалось
в определении дедуктивным путем тех задач,
которые должна преследовать государственная
власть. Так, в древности Платон и Аристотель
полагали, что главной функцией всякого
государства является утверждение нравственности,-
взгляд, поддержанный в новейшее время
Гегелем.
Историческую задачу следует
понимать в смысле вопроса, вставшего
с особенною настойчивостью в данное время,
потребовавшего особого напряжения государственных
сил, наложившего на строй и управление
государства свою печать и придавшего
государству исторический тип.
Однако если государство в разные
времена преследует различные задачи,
то объяснение тому заключается в инстинкте
политического самосохранения, который
действует всегда и всюду, где есть государство,
но не как абсолютная цель, а как постоянная
причина. В разных исторических условиях
государство стремится приспособиться,
чтобы иметь возможность выдержать жизненную
борьбу с другими политическими единствами.
Прогрессивность того или другого государства
обнаруживается именно в том, что оно сумело
раньше и лучше уловить требования времени
и приспособиться к ним, вызывая в других
по необходимости подражание. Численность,
сплоченность, одухотворенность единиц,
составляющих государство, являются условиями
его сил. Внешняя жизнь государства зависит
от внутреннего его состояния. Внутренняя
борьба классовых интересов вынуждена
бывает смолкнуть перед опасностью для
политического существования. Властвующие
вынуждены поступиться частью своих интересов
и возбудить интересы широких масс. Общий
интерес нередко является интересом властвующих,
и чем дальновиднее последние, тем лучше
умеют они согласовать свои частные интересы
с общим интересом.
Существует распространенное
представление, что правовое государство
то же самое, что государство конституционное,
"Правовое и конституционное государство
- синонимы". Но это совершенно не так.
Правовое государство есть проблема, поставленная
государству временем; конституционное
государство есть наилучшее средство
для осуществления этой задачи.
2.1 Сущность функций
государства
Поскольку основные понятия
о государстве привязываются к основам
права, нужно обратить внимание на узко-юридическое
понимание функций государства и назвать
три такие функции: правотворческую, правоисполнительную
и правоохранительную. Это функции государства
по отношению к праву. Сами слова говорят
за себя.
Но о функциях государства чаще
принято говорить как об основных направлениях
его деятельности, обусловленных задачами
государства и целями правового регулирования.
Необходимо отличать функции
государства от функций отдельных его
органов. В осуществлении функций государства
так или иначе, в большей или меньшей степени,
участвуют все эти органы. Напротив, функцию
определенного органа не может подменять
никакой другой. В то же время все составные
части органа (управления, отделы, секторы
и т.п.) должны через свои непосредственные
обязанности обеспечивать общие функциональные
задачи органа.
Исходя из задач государства,
можно выделить следующие функции государства
на современном этапе:
Внутренние: 1) установление
и охрана правового порядка, общественной
безопасности, прав собственности, иных
прав и свобод граждан; 2) экономическая;
3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.
Внешние: 1) поддержание мира
и мирного сосуществования; 2) обеспечение
делового партнерства и сотрудничества;
3) защита государственного суверенитета
от внешнего посягательства.
Функции призваны ответить
на вопрос: что должно делать государство
на данном этапе его развития, на чём должны
быть сосредоточены усилия его органов
и учреждений.
Далее, в функциях государства
выражается его сущность, та реальная
роль, которую государство играет в решении
основных вопросов общественного развития,
его многосторонние связи с обществом.
Функции государства - категория
объективная как по содержанию, формам
и методам осуществления, так и по своим
границам. Это значит, что число функций
государства также носит объективный
характер. Поэтому задача теории функций
государства - дать, по мере возможностей,
именно исчерпывающий перечень его основных
внутренних и внешних функций.
2.2. Классификация
функций.
Проблема классификации функций
государства осложняется тем, что у различных
исторических типов государств функции
существенно различаются. И все же их можно
классифицировать по некоторым общим
для них признакам.
Как уже отмечалось, на функции любого
государства решающее влияние оказывает
его сущность. Сущность же государства
противоречива, имеет две основные стороны,
два начала — общесоциальное и классовое.
Общесоциальное начало обусловлено потребностями
общества в целом, классовое — его классовыми
противоречиями.
До недавнего времени было общепризнано,
что все функции государства вытекают
из классовых противоречий, носят классовый
характер, что нет и быть не может надклассовых,
общесоциальных функций. Это искажало
представление о взаимодействии общества
и государства. В действительности даже
общество, разделенное на классы, являет
собой единый, целостный организм, в котором
противостоящие классы, социальные группы
и слои населения сосуществуют и взаимодействуют.8
Государство как форма организации такого
общества не может не выполнять общесоциальную
деятельность, не может не выступать по
ряду ее направлений представителем интересов
всего общества, всех классов, групп и
слоев населения.
Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие
государства выполняли экономическую
функцию — организовывали общественные
работы по сооружению каналов и плотин,
осушению болот и др. Феодальные государства
тоже предпринимали попытки регулировать
социально-экономическую жизнь страны
(проводили политику протекционизма, делали
отдельные шаги в области просвещения
и здравоохранения). Все названные государства
обеспечивали правопорядок, без которого
не может обойтись ни одно общество.
Развитие цивилизации и демократии открывает
большой простор для общесоциальной деятельности
государства. В наше время общесоциальные
функции государства (экономическая, социальная,
поддержания демократического правопорядка)
становятся приоритетными. Расширяется
и активизируется деятельность государства
в духовной сфере (образование, культура,
наука).
Сегодня особо актуальны глобальные проблемы,
остро затрагивающие общечеловеческие
интересы, — охрана природы и окружающей
среды на всей планете, борьба с международной
преступностью, демографические проблемы
и др. Для их решения необходимы совместные
усилия всех государств, а значит, и развитие
соответствующих функций — обеспечения
мирового правопорядка, международной
экологической.9
Общесоциальные функции государства обеспечивают
необходимую степень стабильности отношений
и связей внутри общества, его целостность
и единение на основе общесоциальных потребностей
и интересов (экономических, социальных,
духовных, национальных).
Чем больше удельный вес общесоциальных
функций государства, тем выше его роль
в обществе как надежного инструмента
преодоления противоречий, как средства
согласования различных интересов и достижения
общественного компромисса. Здесь мало
подходят методы насилия, принуждения,
а потому государству приходится обращаться
к демократическим, гуманистическим институтам
и идеям (правового государства, господства
права во всех сферах жизни общества, соблюдения
прав и свобод человека, защиты национальных
меньшинств, укрепления юридических гарантий
законности и правопорядка и т. д.).10
Доверие к государству, государственной
власти, степень их поддержки населением
(социальная легитимность власти) находятся
в прямой зависимости от демократического
содержания функций государства, его умения
и желания учитывать в своей деятельности
многообразные классовые, групповые, национальные
и другие социальные интересы.
Государство, откровенно попирающее права
человека, игнорирующее его неотъемлемые,
естественные права и свободы, осуществляющее
репрессии против своего народа или отдельных
национальных групп, препятствующее контактам
между людьми и организациями разных стран,
не может считаться цивилизованным. Оно
не вправе рассчитывать на нормальное
сотрудничество с другими государствами,
на благоприятное общественное мнение
мирового общества».11
В классовом обществе, где классы и другие
социальные группы противостоят друг
другу прежде всего по экономическому
признаку, где коренные интересы классов
непримиримы, государство становится
политической организацией власти экономически
господствующего класса, обслуживает
его интересы. Отсюда главная функция
такого государства — подавление сопротивления
эксплуатируемых классов или социальных
групп, имеющая четко выраженную классовую
направленность. Но и другие его функции
также приобретают определенную классовую
окраску. Сказанное относится к рабовладельческому,
феодальному и капиталистическому (XIX
и первой четверти XX в.) обществу.12
Во второй половине XX столетия в самих
классах произошли значительные изменения,
появился средний класс — стабилизирующий
фактор общества. Это отразилось на функциональной
деятельности государства: функции, рожденные
классовыми противоречиями, отошли на
второй план, формы и методы их осуществления
изменились.
Итак, по причинам (источникам) возникновения
функции государства можно подразделить
на: 13
а) функции, вытекающие из классовых противоречий
(подавление сопротивления эксплуатируемых
классов и др.);
б) функции, вытекающие из потребностей
общества в целом (обеспечение правопорядка,
охрана природы и окружающей среды и др.).
По направленности функции государства
подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции нацелены на решение
внутренних задач страны, показывают степень
активности воздействия государства на
данное общество, а внешние — на установление
и поддержание определенных отношений
с другими государствами. Внутренние и
внешние функции тесно связаны между собой,
взаимно дополняют друг друга.
Среди внутренних можно выделить блок
охранительных функций — охраны существующих
форм собственности, обеспечения (охраны)
правопорядка, охраны природы и окружающей
среды, экономическую, социально-культурную
и другие функции.
Охрана существующих форм собственности — функция, присущая
всем государствам, ибо они охраняют и
защищают свой экономический фундамент.
Причем в обществах, где основной экономический
потенциал сосредоточивался в руках того
или другого класса (в эксплуататорских
обществах), государственная деятельность
нацеливалась на охрану рабовладельческой,
феодальной, капиталистической частной
собственности, за посягательства на которую
устанавливались более суровые меры наказания,
чем за посягательства на другие ее виды.
В демократических обществах действует
принцип равной правовой защиты всех форм
собственности.
Охрана правопорядка — важнейшая
и необходимая функция любого государства,
вытекающая из потребностей общества.
В демократическом государстве на первый
план выдвигается охрана прав и свобод
граждан, без чего невозможен подлинный
правопорядок. Поэтому данная функция
модифицируется и становится функцией
охраны прав и свобод граждан и правопорядка.
Функция охраны природы и окружающей среды
выдвинулась в последние десятилетия
в число основных. Экологически агрессивное
производство стало агрессивным и по отношению
к человеку, его здоровью. А потому государство
вынуждено заниматься этой деятельностью.
Вторая половина XX столетия характеризуется
тем, что в развитых странах мира в число
основных стала входить экономическая функция.
Теперь государство вмешивается в экономику,
определяет темпы ее роста, устанавливает
пропорции между отдельными ее отраслями.
Возникли государственный сектор экономики,
т. е. государственная собственность, и
государственное управление предприятиями
и организациями, на ней базирующимися.14
В большинстве стран государство выступает
крупнейшим предпринимателем: многочисленные
акционерные общества являются государственными
предприятиями. Оно играет роль крупного
банкира, сосредоточившего в своих руках
большую массу ссудного капитала. Современное
государство способно прогнозировать
и гибко регулировать экономические процессы
в масштабе всей страны.
Экономическая функция государства имеет
антикризисную направленность и нацелена
на создание социально ориентированной
рыночной экономики, учитывающей и согласующей
интересы производителей и потребителей.
Этому посвящено законодательство о компаниях,
об акционерных обществах и других объединениях.
Оно защищает права и интересы граждан
— вкладчиков, акционеров, потребителей,
не допускает к участию в рынке недобросовестных
контрагентов.
Государство принимает антимонопольное
законодательство, осуществляет лицензирование
производства многих видов товаров широкого
потребления и торговли данными товарами,
контроль над экспортом и импортом ряда
товаров, стимулирует развитие приоритетных
отраслей и т.д. Словом, экономическая
функция обусловлена потребностями развития
общества в целом.15
С экономической тесно связана социальная
функция государства.
Она многообразна по содержанию и масштабна
по объему государственной деятельности.
Главное ее назначение — устранить или
смягчить возможную социальную напряженность
в обществе, постараться выровнять социальное
положение людей, развивать здравоохранение,
образование, культуру.16
Для выполнения социальной функции государство
создает фонды, которые расходуются на
пенсии, пособия, здравоохранение, образование.
Оно разрабатывает и реализует программы,
стабилизирующие занятость населения
и сокращающие безработицу, регулирует
(в той или иной мере) размеры заработной
платы и др.
Социальная деятельность государства
регламентируется особой отраслью — социальным
правом. В таких развитых в этом отношении
странах, как, например, ФРГ, уже многие
годы действует Социальный кодекс, в котором
сведены воедино (кодифицированы) нормы
о различных видах социальных льгот и
социального обеспечения, о многообразных
формах социальной помощи (жертвам войны,
семьям военнослужащих, молодежи, детям,
многодетным семьям и т.д.). Во всем этом
отчетливо прослеживается цель государства
— обеспечить человеку достойное существование,
свободное развитие личности, защиту семьи,
социальную справедливость и социальную
защищенность.
В современных условиях возрастает
роль государства в деле поддержания и
развития здравоохранения, народного
образования и культуры. Для управления
названными видами деятельности государство
создает соответствующие органы и учреждения,
финансируетих.
В последние десятилетия многие передовые
государства мира активно осуществляют
функцию развития научно-технического
прогресса. Постоянно расширяется
сфера научно-технических исследований,
проводимых на государственной основе.
Это вызвано тем, что современные масштабы
научных исследований и экспериментальных
работ очень сильно возросли. Поэтому
государство берет на себя обязанность
по стимулированию технического прогресса,
почти полностью оплачивает расходы по
фундаментальным теоретическим исследованиям.
Внешними функциями государства традиционно
являлись защита страны от нападения извне;
ведение захватнических войн; обеспечение
дипломатических отношений. В наше время
в связи с формированием мирового рынка
активизировалась межгосударственная
взаимовыгодная торговля, развивается
коллективная безопасность, создаются
международные миротворческие вооруженные
силы. Все это и обусловило появление соответствующих
внешних функций функций государства.
В правовых формах
отражаются связь государства и права,
обязанность государства действовать
при выполнении своих функций на основе
права и в рамках закона. Кроме того, они
показывают, как государственные органы
и должностные лица работают, какие юридические
действия они совершают. Обычно выделяют
три правовые формы осуществления функций
государства — правотворческую, правоисполнительскую
и правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это подготовка
и издание нормативно-правовых актов,
без которых реализация других функций
государства практически невозможна.
Например, как осуществлять социальную
функцию без кодифицированного социального
законодательства, социального права.
От правоисполнительской деятельности
зависит тот факт, будут ли законы и другие
нормативные акты реализованы или они
останутся лишь благими пожеланиями законодателя.
Основное бремя по исполнению правовых
норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных
органах), возглавляемых правительством
страны. Это повседневная работа по разрешению
разнообразных вопросов управленческого
характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные
органы издают соответствующие акты, контролируют
выполнение обязанностей исполнителями
и др.
Правоохранительная деятельность, т.е. властная
оперативная и правоприменительная деятельность
по охране правопорядка, прав и свобод
граждан и т. д., включает в себя принятие
мер по предупреждению правонарушений,
разрешение юридических дел, привлечение
к юридической ответственности и др.
В наше время возрастает роль договорной
формы в осуществлении функций государства.
Это обусловлено развитием рыночной экономики
и децентрализацией государственного
управления. Сейчас государственно-властные
решения органов государства все больше
сочетаются с договорной формой, структурами
гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой
объем организационно-подготовительной
работы в процессе осуществления функций
государства. Такая деятельность является
и необходимой, и правомерной, но она не
связана с юридически значимыми действиями,
влекущими за собой правовые последствия.
Это, например, подготовительная работа
по сбору, оформлению и изучению различной
информации при разрешении юридического
дела, ознакомление с письмами и заявлениями
граждан и т. п.
Методы осуществления функций государства
достаточно многообразны. Так, выполняя
охранительную функцию, государство использует
методы убеждения и принуждения, для реализации
экономической функции необходим целый
набор экономических методов — прогнозирование,
планирование, льготное кредитование
и инвестирование, государственные субсидии,
защита потребителей и др.17
3. Значение функций
государства в период глобализации
На функции государства оказывают
влияние самые разнообразные факторы
и процессы объективной действительности.
Традиционно отмечалось значительное
воздействие процессов информатизации,
научно-технического прогресса, появление
глобальных проблем и т.д.
В настоящее время повышенное
внимание уделяется глобализации, как
новому этапу интеграции народов, обществ
и государств. Глобализация самым непосредственным
образом влияет на политику современных
государств, а следовательно, на содержание
функций государства.
В первую очередь, как уже отмечалось,
происходит стирание границ между внутренними
и внешними функциями. Основное число
внутренних функций под влиянием интернационализации
претерпевает серьезные изменения. Это
воздействие касается, прежде всего, политической
(всестороннее развитие институтов демократии
и демократического управления обществом
согласно международным стандартам), экономической
(интернационализация рынков, материального
производства), социальной функции (углубления
международного разделения труда). Экологическая
функция также находится под влиянием
глобализации. С одной стороны, экологические
проблемы не ограничиваются пределами
одного государства, но с другой – особую
роль в их решении должны играть промышленно
развитые страны, на долю которых приходятся
значительные загрязнения окружающей
среды.
Внешние функции государства
также претерпели существенное изменение
под воздействием глобализации. Государства
активно сотрудничают в вопросах поддержания
мирового правопорядка, создания институтов
обороны и коллективной безопасности.
При этом, однако, сохраняется приоритетность
национальных интересов государств (благополучие
населения, эффективность законодательства,
стабильность внутреннего развития).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прямая обязанность государства
- создать условия для развития личных
и экономических свобод, задавать стратегические
ориентиры, предоставлять населению качественные
публичные услуги и эффективно управлять
государственной собственностью.
Функции государства — это основные направления
его деятельности, выражающие сущность
и социальное назначение, цели и задачи
государства по управлению обществом
в присущих ему формах и присущими ему
методами.
Развитие цивилизации и демократии открывает
большой простор для общесоциальной деятельности
государства. В наше время общесоциальные
функции государства (экономическая, социальная,
поддержания демократического правопорядка)
становятся приоритетными. Расширяется
и активизируется деятельность государства
в духовной сфере (образование, культура,
наука).
Реформируемой России вместо социально
ориентированной модели рыночной экономики
со значительным влиянием государства
на хозяйственные процессы была предложена
либеральная модель с максимально широкой
свободой поведения участников рыночных
отношений и минимальным вмешательством
государства в экономику и социальную
сферу. Эта модель рыночной экономики
для России оказалась неприемлемой и нанесла
значительный ущерб стране.
Современный этап развития российского
государства характеризуется как переходный,
государство решает следующие важные
задачи в сфере экономики: создание системы
регулирования рыночной экономики, демонополизация
различных сфер и формирование здоровой
конкурентной среды, эффективное преобразование
наиболее важных государственных систем
- налоговой, кредитной, бюджетной, денежно-кредитной
и т.д.
Поэтому экономическая политика государства
должна быть подчинена решению главной
задачи - созданию конкурентной рыночной
экономики, базирующейся на ресурсном
и научно-техническом потенциале России.
Государственная социальная политика
в Российской Федерации – это единственный
эффективный инструмент сглаживания социальных
разногласий и конфликтов, инструмент
обеспечения равных возможностей граждан
для реализации личных желаний граждан,
их потребностей и интересов.
Построение социального государства в
Российской Федерации невозможно без
учета правовых, социальных, демократических,
организационных достижений зарубежных
стран, в которых воспроизводятся те или
иные модели социального государства
и соответственно те или иные модели социальной
политики.
В настоящее время государство – гарант
соблюдения прав человека, в том числе
и социальных, – предприняло попытку осуществления
анализа всех недочетов и пробелов в череде
прошлых социальных, экономических и правовых
реформ. Результат этой деятельности виден
уже сейчас – вполне ощутима работа законодательных
органов Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.