Курсовая:
Функции государства
Курсовая: Функции
государства
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.
1
ВВЕДЕНИЕ.
2
1. ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВА.. 4
1.1.
Понятие и признаки функций
государства. 4
1.2.
Эволюция функций государства. 5
1.3.
Классификация функций государства.
7
1.4.
Формы и методы осуществления
функций государства. 9
2. ОСНОВНЫЕ
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ.. 11
2.1.
Политическая функция. 12
2.2.
Экономическая функция. 13
2.3.
Социальная функция. 15
2.4.
Экологическая функция. 17
2.5.
Налогообложение. 19
2.6.
Защита прав и свобод граждан.
19
3. ОСНОВНЫЕ
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ.. 22
3.1.
Функция обороны.. 23
3.2.
Функция взаимодействия с другими
государствами и
международными
организациями. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
28
ЛИТЕРАТУРА..
31
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о государстве, рассматриваемые
в «Теории государства и права», его
понятии, сущности и роли в обществе
с давних пор относятся к числу
основополагающих и остродискуссионных
в государствоведении. Это объясняется
тем, что названные вопросы
прямо и непосредственно затрагивают
интересы
различных слоев общества. Рожденное
противоречивым обществом государство
само
неизбежно становится противоречивым,
противоречивы его деятельность и
социальная роль. Как форма
организации общества, призванная обеспечивать
его
целостность и управляемость,
государство выполняет потребности общества,
служит
его интересам.[1]
Теория государства для описания,
объяснения и прогнозирования деятельной
стороны
государства использует понятие
функции государства – характеристики
именно
того, что и как государство
«делает».[2]
В философии под функциями понимается
внешнее проявление свойств какого –
либо
объекта в определенной системе
отношений. В юридической литературе нет
единства мнений относительно
категории «функции государства». Под
последними
обычно подразумеваются: основные
направления, стороны или виды деятельности
государства, его практическая
деятельность. Однако функции не могут
реализовываться внутри самой
государственной организации: они реализуются
в
воздействии на общественные
отношения.
Возникнув как продукт общества,
государство становится по отношению
к нему
управляющей системой, силой,
воздействующей на все важнейшие процессы,
происходящие в нем.
Функции государства – это
направления деятельности, но не сама
деятельность.
[3] В функциях государства выражаются
его сущность, цели и задачи. Функции
государства сложное по своему
содержанию явление.
[4]
Вопрос о функциях государства
имеет не только теоретическое, но и практическое
значение. Он позволяет взглянуть
на государство не только со стороны его
формы,
но и рассмотреть его под углом
зрения его разносторонней деятельности,
функционирования. С помощью
функций представляется возможным с достаточно
высокой точностью определить
характер деятельности государства, правильность
выбора им на том или ином этапе
его развития приоритетов, наконец, уровень
его
организованности и эффективности.[5]
Рассматриваемая в настоящей
курсовой работе тема приобретает все
большее
значение в новых политических
условиях, когда Российской государство
начинает
создавать свою политическую
систему, укреплять властную вертикаль.
Цель
данной работы определить перечень
функций, присущих государству.
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и
признаки функций государства
Функциями государства называют
основные, социально значимые направления
его
деятельности, выражающие сущность
государства и соответствующие главным
задачам определенного исторического
этапа разки вития общества, а также
механизм государственного
воздействия на происходящие в нем процессы.
[6]
В функциях государства выражается
его сущность, его предназначение и структура
государства, т.е. его внутреннее
строение, которое определяется в первую
очередь его назначением и направлением
деятельности, которую оно осуществляет.
Предназначение государства,
проявляющееся в его функциях, есть объективная
необходимость выполнения общественно
полезной, социально обусловленной
деятельности.[7]
Иногда понятие функций государства
ограничивается представлением об основных
направлениях деятельности
государства лишь «по управлению обществом»
или,
наоборот, расширяется за счет
включения в их понятие и содержание «механизма
государственного воздействия
на развитие общественных процессов».
[8] Кроме того, ранее существовала
точка зрения на функции государства как
на предметно-политическую
характеристику содержания его деятельности.
[9]
Существенными признаками функций
государства являются:
- предметная деятельность
государства в важнейших сферах
общественной
жизни;
- направленность этой
деятельности на выполнение тех
задач и целей,
которые стоят на конкретном
историческом этапе развития общества;
- определенные формы (чаще
всего правовые) реализации государственных
функций, связанные с применением
особых, в том числе властно-принудительных,
методов.[10]
Формирование функций происходит
в процессе становления и развития
государства. Последовательность
возникновения тех или иных функций зависит
от важности и очередности задач,
стоящих перед обществом. В разные
исторические периоды приоритетное
значение могут приобретать различные
цели
государства, а, следовательно
- и его различные функции.
Каждая из функций государства
имеет определенное содержание, которое
показывает, что делает государство,
чем занимаются его органы, какие вопросы
они решают. Содержание функций
не остается неизменным - оно меняется
вместе с
изменениями, происходящими
в обществе. На содержание функций современных
государств оказывают влияние
национальные факторы, научно-технический
прогресс, процессы информатизации
и др.
1.2. Эволюция функций
государства
Появление тех или иных новых
функций на различных этапах развития
государственности конкретных
обществ не имеет строго предопределенного,
причинно - следственного характера,
не жестко детерминировано новой сущностью
и формой государства. Вместе
с тем такая более или менее причинная
зависимость все же характеризует
функции государства, которые представляют
собой важнейшие направления
деятельности государства в определяющих
областях
его существования в экономической,
политической, социальной и иных. Основные
функции наиболее "чутки"
к сущностным изменениям государства.
Иные же функции подвергаются
мощному влиянию стабильных этнокультурных
пластов жизни общества, национальных,
территориальных особенностей, традиций
и тому подобное. Поэтому новый
тип государства, появившийся в развитии
конкретного государственно-организованного
общества, может в явной или
скрытой форме сохранять и иногда
развивать некоторые старые функции.
Делаем вывод, что, таким образом,
в государственности того или иного общества
сохраняется преемственность
функций, но действует и механизм обновления
функций. Например, на появление
новых функций влияют самоорганизационные,
субъективные и даже случайностные
(синергетические) процессы, а не только
та
или иная степень зависимости
функций от изменения сущности и формы
государства.
Функции не являются чем-то
раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным,
застывшим и неизменным. В зависимости
от конкретно - исторических условий
элементы этих общих функций
могут приобретать самостоятельное значение,
становясь в силу особой значимости
самостоятельными функциями. Это могут
быть
функции организации общественных
работ (например, строительство ирригационных
сооружений в азиатских странах),
обеспечение прав и свобод граждан
(современные развивающиеся
страны, в которых осуществляется
переход к
правовому государству), охраны
природы (в странах, где серьезно нарушено
экологическое равновесие)
и другие.
В дополнение ко всему сказанному
отметим, что в настоящее время более важным
становится выделение глобальных
функций государства, характеризующих
деятельность современного
государства в экологической, демографической,
сырьевой, космической сферах,
в области создания и использования ядерной,
информационной технологий,
в области защиты прав и свобод человека
и в других
современных глобальных государственных
сферах деятельности, затрагивающих всю
цивилизацию.
1.3. Классификация
функций государства
В юридической теории существует
множество оснований (критериев) классификации
функций государства. Ученые
дают различный перечень этих функций,
по-разному
их называют.
Их пытаются подразделять в
зависимости от продолжительности их
существования
и деятельности: постоянные,
присущие государству на всех этапах его
развития,
и временные. Первые выполняются
государством в течение длительного времени
и
чаще всего присущи государству
на ряде этапов его существования. Вторые
-
обусловлены конкретным периодом
общественного развития и по мере перехода
к
иному периоду утрачивают свое
значение.
В зависимости от социальной
значимости на выражающие интересы правящих
классов, слоев, групп, или представляющие,
концентрирующие в себе интересы
всего общества.
Предпринимаются попытки классификации
функций государства, базирующиеся на
принципе разделения властей.
В соответствии с данным критерием функции
подразделяются на законодательные
(правотворческие), управленческие и судебные.
[11] Каждая из названных функций
осуществляется, как правило, не одним,
а
совокупностью государственных
органов, принадлежащих к определенной
ветви
власти – законодательной,
исполнительной и судебной.
[12]
Кроме того, существуют классификации:
по сферам «приложения» и осуществления
(политические, идеологические,
социальные, экономические), по формам
реализации
(правотворческие, правоохранительные,
правоприменительные), на основании
территориального масштаба,
в пределах которого они реализуются (федеративные
и
унитарные).[13]
По важности в общественной
жизни функции делят на основные и неосновные
(подфункции).[14] К последним относят:
учет и координация интересов
различных групп населения, защита меньшинств;
вмешательство в экономику
с целью социальной защиты человека; охрана
окружающей
среды; поддержание общественного
порядка[15]
, организация статистического
учета. Однако данная классификация
вызывает
возражения в юридической науке.
Ряд ученых полагает, что поскольку функциями
государства являются основные
направления его деятельности, признание
каких-либо функций неосновными
некорректно.
Наиболее распространенной
и широко признанной является классификация
функций
государства по объекту воздействия
на внутренние и внешние.
[16]
1.4. Формы и методы
осуществления функций государства
Государство осуществляет свои
функции в определенных формах. Формы
осуществления функций государства
- это однородная деятельность органов
государства, посредством которой
реализуются его функции.
Формы осуществления функций
государства делятся на правовые и организационные.
К правовым формам относятся:
- правотворческая форма
(разработка и принятие юридических
норм,
издание нормативно-правовых
актов);
- правоисполнительская форма
(принятие мер по исполнению норм права,
издание индивидуальных актов
применения права (приговор суда и др.));
- правоохранительная форма
(контроль и надзор за соблюдением
и
исполнением норм, а также применение
принудительных мер к их нарушителям).
Организационными формами осуществления
функций государства являются следующие:
- организационно-регламентирующая
(текущая деятельность
государственных структур по
обеспечению функционирования органов
государства,
связанная с подготовкой проектов
документов, организацией выборов и т.
д.);
- организационно-хозяйственная
(оперативно-техническая хозяйственная
работа, связанная с бухучетом,
статистикой, снабжением и т. д.);
- организационно-идеологическая
(повседневная идеологическая работа,
связанная с разъяснением вновь
изданных нормативных актов и формированием
общественного мнения).[17]
Государство может осуществлять
свои функции и в так называемых внеправовых
формах, т. е. помимо права и
даже вопреки ему. В частности, добиваться
своих
целей с помощью насилия, угроз,
не издавая и не реализуя правовые нормы.
Современным демократическим
государствам это, однако, несвойственно.
Другим основанием для классификации
функций государства является характер
государственного воздействия
на общественные отношения. В соответствии
с ним
все функции могут быть разделены
на охранительные и регулятивные.
Охранительные функции - это
деятельность государства, направленная
на
обеспечение охраны всех существующих
общественных отношений (охрана прав и
свобод граждан, экологическая
функция, защита государства от внешней
угрозы).
Регулятивные функции - это
деятельность государства, направленная
на
развитие существующих общественных
отношений (экономическая, функция