взаимодействия с другими государствами).
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ
ФУНКЦИИ
Внутренние функции - это основные
направления деятельности государства
внутри
страны. К внутренним функциям
государства относятся:
1. функция охраны законности
и правопорядка, прав и свобод
граждан
государства;
2. функция легализованного
осуществления принуждения в
отношении
различных социальных групп
и индивидуумов;
3. политическая функция (обеспечение
народовластия и государственного
суверенитета);
4. экономическая функция
(выработка экономической политики,
формирование
и контроль за расходованием
государственного бюджета, установление
системы
налогообложения, ценовой политики,
управление государственными предприятиями
и т. д.);
5. социальная функция (создание
системы социальной защиты населения,
систем здравоохранения, образования,
пенсионного обеспечения и т. д.);
6. экологическая функция
(деятельность, направленная на охрану,
восстановление и улучшение
природных условий жизни людей);
7. идеологическая функция
(пропаганда определенных идей
и ценностей с
помощью государственных средств
массовой информации, воспитание в духе
официальной идеологии подрастающего
поколения и т. д.).
[18]
Такой набор функций государства
- свидетельство полного огосударствления
общества, характерное для тоталитарных
режимов. С изменением социальной
структуры общества на современном
этапе насилие в отношении многих социальных
групп перестает быть актуальным.
Государство уменьшает свое присутствие
в
экономике. Не может быть признана
главной и идеологическая функция: общество
должно развиваться в условиях
идеологического и политического плюрализма.
На
первый план выходит охрана
интересов, прав и свобод человека. В деятельности
государства важны также учет
и координация интересов различных групп
населения,
защита прав меньшинств, охрана
окружающей среды.
[19]
Рассмотрим каждую из функций
государства подробнее.
2.1. Политическая
функция
Все функции государства носят
политический характер, однако в политической
области действует целая система
политических институтов, учреждений
государственных органов, через
которые осуществляется функции народовластия.
Это прежде всего представительные
органы, выбираемые народом и уполномоченные
от имени народа осуществлять
государственную власть в стране, органы
местного
самоуправления, а так же осуществление
народом своей власти непосредственно,
через референдум.
Обладая верховенством в системе
государственной организации, представительные
органы сосредотачивают в своих
руках государственное руководство обществом,
выполняют функцию публичной
власти, защиты конституционного строя.
Содержание
данной функции составляют:
- реализация волеизъявления
народа в форме законодательства
(правотворчества);
- обеспечение государственного
суверенитета, определение правового
положения конкретных территорий
и управление ими;
- официальное представительство
общества, т.е. будучи носителем
политической власти, государство
представляет собой юридическую личность,
субъект права. Вместе с тем
осуществление функции обеспечения народовластия
предполагает наличие правовых
отношений между государством и обществом,
зависимость государства от
общества, ответственность перед ним;
- защита конституционного
строя, которая реализуется как
специальными
органами (Конституционным
судом), так и непосредственно народом,
путем
осуществления права на сопротивление
любой попытке насильственного изменения
или устранения существующего
конституционного строя.
2.2. Экономическая
функция
Эта функция государства сильно
изменилась в ходе исторического существования
государства от полного невмешательства
в экономику (концепция “государства
-
ночного сторожа”) до полного
контроля всей хозяйственной деятельности
и
регулирования всех вопросов
экономической жизни (тоталитарные государства
социалистического типа).
В современных условиях, когда
неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое
государство не остается наблюдателем
со
стороны. Оно активно разрабатывает
и проводит экономическую политику, которая
строится на принципах свободного
рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику
через налоговую политику, кредитно-финансовую
и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных
отношений, свободы предпринимательской
деятельности, многообразия
и равенства всех форм собственности,
добросовестной конкуренции
экономика развивается на основе саморегулирования.
Вмешательство государства
имеет определенные пределы:
- выработке экономической
политики;
- управлению предприятиями
и организациями, составляющими
государственную собственность.
Их круг должен быть ограничен важнейшими
отраслями, имеющими общегосударственное
значение, например ядерной
энергетикой, деятельностью
в космосе, транспортом, связью и т.д.;
- установлению правовых
основ рынка и ценовой политики,
в частности,
стимулированию государственными
средствами предпринимательства и свободного
труда, обеспечения равноправия
всех форм собственности, правовой защите
собственника, принятию мер
для пресечения монополизма и недобросовестной
конкуренции, охране прав потребителя
и пр.;
- регулированию внешнеэкономических
отношений государства
В периоды экономических кризисов,
состояния депрессии, на переходных этапах
вмешательство государства
в экономику увеличивается. Это характерно,
например, для современного
этапа развития России. Как показывает
опыт,
экономические реформы, которые
в настоящий момент реализуются в нашей
стране,
не могут быть результативными
без адекватного воздействия государства
на
развитие экономических процессов.
Отсюда - большой массив законодательных
актов в этой области и экономические
мероприятия, проводимые государством,
например, приватизация жилого
фонда, государственной и муниципальной
собственности, земельная реформа
и т.д.
Политическая и экономическая
функции выступают одновременно и как
внешние
функции государства. Так как
«внешние функции есть не что иное, как
развитие и
продолжение внутренних функций»[20].
2.3. Социальная
функция
Социальная функция многообразна
по содержанию и масштабна по объему
деятельности. Главное ее назначение
- обеспечить общественное благополучие,
создать равные возможности
для всех граждан в его достижении.
Многие государства характеризуют
себя социальными. Это означает, что они
считают своей важной задачей
заботу о всех тех гражданах, кто в силу
каких-
либо причин не в состоянии
обеспечить для себя нормальное существование,
достойное человека. Государство
проводит мероприятия направленные на
защиту
от безработицы, проявляет заботу
о детях и нетрудоспособных людях.
Так в Конституции Российской
Федерации[21]
в частности сказано: “Каждому
гарантируется социальное обеспечение
по возрасту,
в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей
и в иных
случаях предусмотренных законом”.
В Российской Федерации финансируются
федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения,
принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной систем
здравоохранения, поощряется деятельность,
способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической
культуры и
спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию.
Поощряются добровольное социальное
страхование, создание дополнительных
форм
социального обеспечения и
благотворительность. Кроме этого в РФ
принят ряд
важнейших законов и других
актов, направленных на социальную защиту
отдельных
категорий граждан, например:
жертв политических репрессий
[22], малообеспеченных граждан,
ветеранов
[23] и др.
Таким образом, государство
принимает различные меры для повышения
жизненного
уровня граждан.
В реализации социальной функции
большое место принадлежит проведению
государственной политики в
области образования, науки, культуры,
здоровья
граждан. В указанных сферах
социальная функция осуществляется в
форме
государственной поддержки
(финансовой, материальной, программной
и др.)
образовательных, воспитательных
и научных учреждений, а так же учреждений
культуры. Что касается управления
и организации их работы, то они автономны,
свободны в своей деятельности,
и вмешательство государства здесь недопустимо.
Общество в целом и государство
заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин
имел образование, соответствующее
принятому стандарту. Без образования
в
настоящее время немыслимо
активное участие граждан в общественной
жизни, в
производстве, во всех сферах
государственной деятельности, в связи
с чем во
многих государствах образование
является обязательным.
Государство поощряет и развивает
искусство, обеспечивает для граждан свободу
творческой деятельности. Не
может быть сильного, процветающего государства
без уважения и сохранения исторических
традиций и культурного наследия.
Воспитание граждан в духе патриотизм,
уважения к историческому прошлому -
непременная составная часть
воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое
воспитание. Каждый гражданин Российской
Федерации обязан знать законы
своего государства и строго соблюдать
их.
Основы государственной политики
в области образования закреплены, в частности
в
Законе РФ “Об образовании”[24], в сфере
защиты интересов граждан в
охране здоровья - в Законе “О медицинском
страховании граждан в Российской
Федерации”
[25], в области культуры - в Основах
законодательства Российской Федерации
о
культуре[26] и др.
2.4. Экологическая
функция
Непосредственно примыкает
к социальной экологическая функция, которая
обусловлена социальной обязанностью
государства обеспечивать экологическое
благополучие граждан, их экологическую
безопасность.
Охрана природы, окружающей
среды - насущная необходимость современного
мира.
Человек в результате своей
хозяйственной деятельности нарушает
естественные
природные связи, разрушает
окружающую среду, чем невольно создает
для себя
неблагоприятные (даже гибельные)
условия обитания. Охрана природы - дело
всего общества, но только государство,
обладающее необходимыми средствами и
возможностями мобилизации
усилий всех организаций и граждан, может
реально
обеспечить защиту окружающей
среды.
В современную эпоху проблемы
охраны и рационального использования
природных
богатств приобрели большое
экономическое, социальное и политическое
значение.
Они затрагивают интересы всех
народов и государств.
Чем разумнее использовать
богатства, тем больше успехов добьются
промышленность и сельское
хозяйство. Охрана природы выдвигается
в число
наиболее острых социальных
проблем и представляет собой одну из
важнейших
общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы
в рамках своей компетенции осуществляют
все
звенья механизма государства
и его органов.
Так, в статье 9 Конституции
Российской Федерации
[27] говорится: “Земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются
в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов проживающих
на
соответствующей территории”.
Многие нормы, регулирующие
природоохранительную деятельность, содержатся
в
основах земельного законодательства,
основах законодательства о недрах, а
также в земельных и водных
кодексах.
В основе осуществления функции
лежат следующие принципы:
- природные богатства
подлежат охране со стороны
государства
независимо от того, вовлечены
ли они в хозяйственный оборот или нет;
- использование природных
богатств должно быть рациональным,
соответствовать развитию государства;
- неукоснительное соблюдение
природоохранительных законодательств
и
строгая ответственность за
его нарушение;
Так, в Кодексе РСФСР об административных
правонарушениях предусмотрены различные
меры наказания за правонарушения
в области охраны окружающей среды.
[28]
Проведение этих принципов
обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций
на решение задач, стоящих перед государством
в
области охраны и рационального
использования природных ресурсов.
Кроме этого, в России действует
Закон “Об охране окружающей среды”
[29], которым определены обязательства
государства перед своими гражданами
по обеспечению нормальной
среды обитания.
2.5. Налогообложение
Данная функция обусловлена
тем, что бюджет государства, как и бюджет
его
структурных и региональных
единиц состоит целиком из различного
рода налогов,
сборов, пошлин и иных обязательных
платежей. Так, в бюджете Москвы на 1992
год они составили 96, 6 % , в том
числе налог на прибыль (52, 7%), подоходный
налог с физических лиц (17, 3%),
акцизы (косвенные налоги на отдельные
виды
товаров - 9,6%) и налог на добавленную
стоимость (19,8%). Аналогичные