Общественный порядок
в более узком, специальном смысле
представляет собой систему общественных
отношений, которые складываются
главным образом в общественных
местах и по своему обеспечивают
свободу и неприкосновенность
личности, общественное спокойствие,
нормальные условия для труда
и отдыха граждан, функционирования
и деятельности органов, предприятий,
учреждений, организаций.
Общественный порядок
охраняется государственными органами,
общественными организациями и
гражданами. Особая роль в обеспечении
общественного порядка принадлежит
органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений
посягающие на общественный порядок
установлены различные виды наказаний.
Меры наказаний должны быть
соразмерны вине нарушителя.
Охрана прав и свобод
граждан гарантируется Конституцией
Российской Федерации и другими
нормативно-правовыми актами.
Так, в частности, в
статье 17 Конституции Российской
Федерации пункт 1 сказано, что “В
Российской Федерации признаются
и гарантируются права и свободы
человека и гражданина согласно
общеуказанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с настоящей Конституцией.”
Основные принципы прав и свобод человека
и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции
Российской Федерации
В статье 35 пункт 2 сказано,
что каждый вправе иметь имущество
в собственности, владеть, пользоваться
и распоряжаться им как единолично,
так и совместно с другими
лицами. Право частной собственности
охраняется законом.7
Таким образом, любое
посягательство на частную собственность
граждан, их имущество, а также
и на государственное имущество
влечет за собой административные
и уголовные наказания.
3. Основные внешние
функции
Внешние функции - это
основные направления деятельности
государства, проявляющиеся преимущественно
вне государства и общества, во
взаимоотношениях с другими организациями
или государствами.
В отличие от внутренних
функций, перечень внешних функций
сильно отличается по своему
составу.
В классификации В.В.
Лазарева к внешним функциям
относятся:
- поддержание мира и мирного сосуществования;
- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
- защита государственного суверенитета от внешних посягательств.
По классификации Л.А.
Морозовой это:
- интеграция в мировую экономику;
- внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;
- оборона страны;
- поддержка мирового правопорядка;
- сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)
В любом случае, внешние
функции сводятся всего к двум:
- оборона, защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.);
- функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).
3.1. Функция обороны
Данная функция является
важнейшим направлением деятельности
государства, ибо она нацелена
на защиту мирного труда, суверенитета
и территориальной целостности
государства. Основную роль в
этом играют Вооруженные Силы
Российской Федерации.
Согласно Конституции
Российской Федерации “Защита
Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской
Федерации. Гражданин Российской
Федерации несет военную службу
в соответствии с федеральным
законом”.8
Согласно этому закону:
все мужчины - граждане РФ, независимо
от происхождения, социального и
имущественного положения, места
жительства, обязаны проходить действительную
военную службу в рядах Вооруженных
Сил Российской Федерации. На
действительную военную службу
призываются граждане мужского
пола, которым ко дню призыва
исполняется 18 лет.
Согласно Конституции
Российской Федерации: “Гражданин
Российской Федерации в случае,
если его убеждениям или верованиям
противоречит несение военной
службы, а также в иных установленных
федеральным законом случаях
имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой.”
Также граждане, достигшие 17-летнего возраста,
имеют право учится в военно-учебных заведениях.
В этом случае, они не несут военную повинность
в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 87 Конституции
Российской Федерации “Президент
Российской Федерации является
Верховным главнокомандующим вооруженными
силами Российской Федерации. В
случае агрессии против Российской
Федерации или непосредственной
угрозы агрессии Президент Российской
Федерации вводит на территории
Российской Федерации или в
ее отдельных местностях военное
положение...”
За воинское преступление
- преступления против установленного
порядка несения воинской службы,
военнослужащие, а также военнообязанные
во время прохождения ими учебных
или поверочных сборов, несут
ответственность (уголовную). Санкции
за различные виды воинских
преступлений предусмотрены в Уголовном
Кодексе РФ.
Практическое исполнение
функции обороны так же возложено
на особые государственные вооруженные
организации. Они предназначены
для обеспечения суверенитета, защиты
территории, границы и населения
от внешних посягательств и обеспечении
общественного порядка и безопасности
граждан. Особые вооруженные организации
наделяются компетенцией в соответствие
с конституцией. Характер задач выполняемых
вооруженными государственными организациями
обуславливает особенности их формирования,
деятельности, управления и обеспечения.
К особым вооруженным государственным
организациям относятся:
Службы внешней разведки.
Они осуществляют сбор информации
на случай ведения военных
действий.
Служба безопасности.
Она предназначена для защиты
государственной безопасности и
конституционного строя от внешних
посягательств.
Полиция (милиция) является
основой и гарантом общественного
порядка. Полиция призвана служить
всему обществу, обеспечивать порядок,
спокойствие и безопасность граждан.
В России принят специальный
Закон “Об обороне”, в котором определены
основы организации обороны страны и подчеркивается,
что оборона является элементом безопасности
и одной из важнейших функций государства.
3.2. Функция взаимодействия
с другими государствами и международными
организациями
Эта функция государства
обеспечивает существование государства
в мировом сообществе и включает
в себя политические отношения,
экономические и культурные связи,
а также борьбу с международными
преступлениями и участие в
международной охране окружающей
среды.
Интеграция России
в мировое сообщество существенно
изменила ее внешнюю политику
и побудила к признанию ряда
гуманистических и общедемократических
норм и принципов в межгосударственных
отношениях.
Обеспечению мирового правопорядка
способствует сотрудничество нашего государства
с другими государствами в таких сферах,
как борьба с организованной преступностью,
в частности с контрабандой, наркобизнесом,
терроризмом.
Ни одно государство
не в силах в одиночку справиться
с этой проблемой. Очевидна необходимость
совместных действий государств
по борьбе с международной
преступностью.
Конкретными действиями
государств в этой области
является создание международных
организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций
является ИНТЕРПОЛ. Государство
планирует свою деятельность
по предупреждению и пресечению
этих преступлений, проводит совместные
мероприятия, обменивается информацией.
Это позволяет более эффективно
бороться с международной преступностью.
Каждое государство связано
с другими государствами различными отношениями:
политическими, экономическими и культурными.
Эти отношения необходимо устанавливать,
развивать и регулировать.
Политические отношения:
Государство обязано защищать
своих граждан находящихся на
территории других государств
и оказывать им покровительство.
Для поддержания международных
политических отношений государства
обеспечиваются представителями
в лице дипломатов, служащих-послов,
консулов и др.
Экономические отношения:
Государство, являясь членом мирового
сообщества, вовлекается в систему
мирового хозяйства. Экономическое
развитие, природные ресурсы определяют
место государства на мировом
рынке. Ни одно государство не
может существовать без экологических
связей с другими государствами.
Внешняя торговля, кредиты и займы,
инвестиции, совместные проекты - это наиболее
распространенные составляющие внешнеэкономической
деятельности государства.
Культурные отношения:
Культура каждого народа, государства
является достоянием всего человечества.
Она не может развиваться обособленно,
так как связана с мировой
культурой. Государство поддерживает
и развивает культурные связи,
что служит взаимному духовному
росту и обогащению. Конкретными
видами деятельности государства
в этом направлении являются:
международные выставки, фестивали,
олимпиады, международный туризм
и многое другое.
Участие в охране
окружающей среды: В настоящее
время остро встал вопрос об
охране окружающей среды. Данный
вопрос постоянно находится в
центре внимания всего мира. Охрана
окружающей среды становится
составной частью программы завершения
строительства материально - технической
базы в государстве.
Крупные ученые ряда
государств обеспокоены экологическим
состоянием природы в различных
уголках мира. Из государственного
бюджета все больше и больше
выделяется средств на поддержание
экологии в надлежащем виде, также
оказывают различную помощь и
общественные организации. В ряде
государств правительство принимает
различные меры к нарушению
нормативных актов по охране
природы. Главенствующее положение
занимает убеждение, а также штрафы
и уголовные наказания.
Заключение
В формулировании определенной
цели государства проявляется
его социальное назначение. Для
ее достижения нужно решить
конкретные задачи, что в свою
очередь обусловлено осуществлением
соответствующих функций.
Постановка перед государством
и обществом определенных задач
порождает необходимость осуществления
соответствующих функций, так как
вне реализации функций государства
его задачи останутся неосуществленными.
Функции государства – это
не его задачи, хотя и связаны
с ними и даже напрямую зависят
от них. Однако при всей своей
значимости задачи не являются
первоосновой для развития государства
и его функций, так как они
сами происходят из экономических
и политических потребностей
общества, определяются закономерностями
его развития и зависят от
национально – исторической и
иной специфики каждого государства.
Любые государства, находящиеся
на одном этапе развития, имеют
одинаково звучащие функции, хотя
отличия в их содержании, а
тем более в формах и, особенно
в методах реализации могут
быть довольно сильными. При этом
следует понимать, что каждому
этапу соответствуют «свои» функции,
совершенно несхожие с функциями
других этапов развития, и что
с переходом государства на
новый этап происходит полная
или частичная замена его функций:
появляются новые функции, большая
часть существующих трансформируется
и наполняется иным содержанием.
Функции государства
историчны. Они меняются на разных
этапах развития общества, а также
в зависимости от изменений
его социально-политического строя.
В тоталитарных обществах, например,
в число основных направлений
деятельности государства включаются
функция подавления сопротивления
классовых, национальных и иных противников
и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая
господство единой идеологии. В социалистических
обществах с их плановой экономикой появляется
хозяйственно-организаторская функция
и функция охраны социалистической собственности.9
Сказанное подтверждает вывод:
в функциях государства раскрывается
его политическая природа, которая в свою
очередь выражает характер породившего
его общества.
Следует указать и
на новые направления в решении
вопросов о функциях государства.
Высказываются идеи, что все функции,
о которых говорилось выше, фактически
не характерны именно для государства,
поскольку в их решении заинтересовано
все общество. Все это представляет
собой цели (или задачи) общества
в целом. Для государства же
характерны те функции, которые
вытекают из его основной сущности
— осуществления политической
власти. В таком случае государство
имеет три основные функции: законодательную,
исполнительную и судебную, которым
соответствуют три основные ветви
власти — законодательная, исполнительная
и судебная (иногда выделяется
четвертая функция и соответствующая
ей ветвь власти — надзорная).
Каждая из этих властей
имеет основную, соответствующую
ее наименованию функцию, но обладает,
хотя и в меньшей степени, другими
функциями, Так, исполнительная власть
(президент, правительство) помимо исполнительской
деятельности осуществляет нормотворчество,
а также в некоторой мере
судебные полномочия (разрешение
споров государственных органов,
входящих в систему исполнительной власти,
привлечение к дисциплинарной ответственности
за нарушения норм права должностных лиц,
привлечение к материальной ответственности
рабочих и служащих, назначение и реализация
в определенной, установленной законом
части мер административной ответственности
и т.п.). Законодательные органы, в свою
очередь, имеют кроме законодательных
и иные функции: исполнительную (работа
ряда комитетов и комиссий) и судебную
(вопросы ответственности депутатов, например).
Судебная же власть наряду с основной
выполняет и другие функции (руководящие
разъяснения пленума Верховного суда
РФ, законодательная инициатива, деятельность
судебных исполнителей).