Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Рассматриваемая в курсовой работе тема приобретает все большее значение в новых политических условиях, когда Российской государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять властную вертикаль.
Цель данной работы определить перечень функций, присущих государству.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Функции государства………………………………………………………….6
1.1. Понятие и признаки функций государства………………………………...6
1.2. Эволюция функций государства……………………………………………7
1.3. Классификация функций государства……………………………………...9
1.4. Формы и методы осуществления функций государства………………...10
2. Основные внутренние функции……………………………………………..12
2.1. Политическая функция…………………………………………………….13
2.2. Экономическая функция…………………………………………………...14
2.3. Социальная функция……………………………………………………….16
2.4. Экологическая функция…………………………………………………....18
2.5. Налогообложение…………………………………………………………..20
2.6. Защита прав и свобод граждан ……………………………………………20
3. Основные внешние функции ………………………………………………..22
3.1. Функция обороны……………………………………………………..……23
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и
международными организациями………………………………………………25
Заключение…………………………………………………….………………...28
Перечень источников права и литературы…………………………………….31

Файлы: 1 файл

kursach_po_tgp.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

 Общественный порядок  в более узком, специальном смысле  представляет собой систему общественных  отношений, которые складываются  главным образом в общественных  местах и по своему обеспечивают  свободу и неприкосновенность  личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда  и отдыха граждан, функционирования  и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.

 Общественный порядок  охраняется государственными органами, общественными организациями и  гражданами. Особая роль в обеспечении  общественного порядка принадлежит  органам внутренних дел, милиции.

 За все виды правонарушений  посягающие на общественный порядок  установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть  соразмерны вине нарушителя.

 Охрана прав и свобод  граждан гарантируется Конституцией  Российской Федерации и другими  нормативно-правовыми актами.

 Так, в частности, в  статье 17 Конституции Российской  Федерации пункт 1 сказано, что “В  Российской Федерации признаются  и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно  общеуказанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции Российской Федерации

 В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество  в собственности, владеть, пользоваться  и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами. Право частной собственности  охраняется законом.7

 Таким образом, любое  посягательство на частную собственность  граждан, их имущество, а также  и на государственное имущество  влечет за собой административные  и уголовные наказания.

3. Основные внешние функции

 Внешние функции - это  основные направления деятельности  государства, проявляющиеся преимущественно  вне государства и общества, во  взаимоотношениях с другими организациями  или государствами.

 В отличие от внутренних  функций, перечень внешних функций  сильно отличается по своему  составу.

 В классификации В.В. Лазарева к внешним функциям  относятся:

  • поддержание мира и мирного сосуществования;
  • обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
  • защита государственного суверенитета от внешних посягательств.

 По классификации Л.А. Морозовой это:

  • интеграция в мировую экономику;
  • внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;
  • оборона страны;
  • поддержка мирового правопорядка;
  • сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

 В любом случае, внешние  функции сводятся всего к двум:

  • оборона, защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.);
  • функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

3.1. Функция обороны

 Данная функция является  важнейшим направлением деятельности  государства, ибо она нацелена  на защиту мирного труда, суверенитета  и территориальной целостности  государства. Основную роль в  этом играют Вооруженные Силы  Российской Федерации.

 Согласно Конституции  Российской Федерации “Защита  Отечества является долгом и  обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин Российской  Федерации несет военную службу  в соответствии с федеральным  законом”.8

 Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо  от происхождения, социального и  имущественного положения, места  жительства, обязаны проходить действительную  военную службу в рядах Вооруженных  Сил Российской Федерации. На  действительную военную службу  призываются граждане мужского  пола, которым ко дню призыва  исполняется 18 лет.

 Согласно Конституции  Российской Федерации: “Гражданин  Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям  противоречит несение военной  службы, а также в иных установленных  федеральным законом случаях  имеет право на замену ее  альтернативной гражданской службой.” Также граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

 Согласно статье 87 Конституции  Российской Федерации “Президент  Российской Федерации является  Верховным главнокомандующим вооруженными  силами Российской Федерации. В  случае агрессии против Российской  Федерации или непосредственной  угрозы агрессии Президент Российской  Федерации вводит на территории  Российской Федерации или в  ее отдельных местностях военное  положение...”

 За воинское преступление - преступления против установленного  порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные  во время прохождения ими учебных  или поверочных сборов, несут  ответственность (уголовную). Санкции  за различные виды воинских  преступлений предусмотрены в Уголовном Кодексе РФ.

 Практическое исполнение  функции обороны так же возложено  на особые государственные вооруженные  организации. Они предназначены  для обеспечения суверенитета, защиты  территории, границы и населения  от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

 Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации  на случай ведения военных  действий.

 Служба безопасности. Она предназначена для защиты  государственной безопасности и  конституционного строя от внешних  посягательств.

 Полиция (милиция) является  основой и гарантом общественного  порядка. Полиция призвана служить  всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

В России принят специальный Закон “Об обороне”, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

 3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями

 Эта функция государства  обеспечивает существование государства  в мировом сообществе и включает  в себя политические отношения, экономические и культурные связи, а также борьбу с международными  преступлениями и участие в  международной охране окружающей  среды.

 Интеграция России  в мировое сообщество существенно  изменила ее внешнюю политику  и побудила к признанию ряда  гуманистических и общедемократических  норм и принципов в межгосударственных  отношениях.

Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

 Ни одно государство  не в силах в одиночку справиться  с этой проблемой. Очевидна необходимость  совместных действий государств  по борьбе с международной  преступностью.

 Конкретными действиями  государств в этой области  является создание международных  организаций по борьбе с преступлениями.

 Одной из таких организаций  является ИНТЕРПОЛ. Государство  планирует свою деятельность  по предупреждению и пресечению  этих преступлений, проводит совместные  мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно  бороться с международной преступностью.

Каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

 Политические отношения: Государство обязано защищать  своих граждан находящихся на  территории других государств  и оказывать им покровительство. Для поддержания международных  политических отношений государства  обеспечиваются представителями  в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

 Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового  сообщества, вовлекается в систему  мирового хозяйства. Экономическое  развитие, природные ресурсы определяют  место государства на мировом  рынке. Ни одно государство не  может существовать без экологических  связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

 Культурные отношения: Культура каждого народа, государства  является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой  культурой. Государство поддерживает  и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному  росту и обогащению. Конкретными  видами деятельности государства  в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм  и многое другое.

 Участие в охране  окружающей среды: В настоящее  время остро встал вопрос об  охране окружающей среды. Данный  вопрос постоянно находится в  центре внимания всего мира. Охрана  окружающей среды становится  составной частью программы завершения  строительства материально - технической  базы в государстве.

 Крупные ученые ряда  государств обеспокоены экологическим  состоянием природы в различных  уголках мира. Из государственного  бюджета все больше и больше  выделяется средств на поддержание  экологии в надлежащем виде, также  оказывают различную помощь и  общественные организации. В ряде  государств правительство принимает  различные меры к нарушению  нормативных актов по охране  природы. Главенствующее положение  занимает убеждение, а также штрафы  и уголовные наказания.

 

 

 

 

Заключение

 В формулировании определенной  цели государства проявляется  его социальное назначение. Для  ее достижения нужно решить  конкретные задачи, что в свою  очередь обусловлено осуществлением  соответствующих функций.

 Постановка перед государством  и обществом определенных задач  порождает необходимость осуществления  соответствующих функций, так как  вне реализации функций государства  его задачи останутся неосуществленными. Функции государства – это  не его задачи, хотя и связаны  с ними и даже напрямую зависят  от них. Однако при всей своей  значимости задачи не являются  первоосновой для развития государства  и его функций, так как они  сами происходят из экономических  и политических потребностей  общества, определяются закономерностями  его развития и зависят от  национально – исторической и  иной специфики каждого государства.

 Любые государства, находящиеся  на одном этапе развития, имеют  одинаково звучащие функции, хотя  отличия в их содержании, а  тем более в формах и, особенно  в методах реализации могут  быть довольно сильными. При этом  следует понимать, что каждому  этапу соответствуют «свои» функции, совершенно несхожие с функциями  других этапов развития, и что  с переходом государства на  новый этап происходит полная  или частичная замена его функций: появляются новые функции, большая  часть существующих трансформируется  и наполняется иным содержанием.

 Функции государства  историчны. Они меняются на разных  этапах развития общества, а также  в зависимости от изменений  его социально-политического строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений  деятельности государства включаются  функция подавления сопротивления  классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская функция и функция охраны социалистической собственности.9

Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего его общества.

 Следует указать и  на новые направления в решении  вопросов о функциях государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически  не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано  все общество. Все это представляет  собой цели (или задачи) общества  в целом. Для государства же  характерны те функции, которые  вытекают из его основной сущности  — осуществления политической  власти. В таком случае государство  имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым  соответствуют три основные ветви  власти — законодательная, исполнительная  и судебная (иногда выделяется  четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).

 Каждая из этих властей  имеет основную, соответствующую  ее наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими  функциями, Так, исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской  деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой мере  судебные полномочия (разрешение  споров государственных органов, входящих в систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушения норм права должностных лиц, привлечение к материальной ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной, установленной законом части мер административной ответственности и т.п.). Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные функции: исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную (вопросы ответственности депутатов, например). Судебная же власть наряду с основной выполняет и другие функции (руководящие разъяснения пленума Верховного суда РФ, законодательная инициатива, деятельность судебных исполнителей).

Информация о работе Функции государства