Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:28, курсовая работа
Тема «права» актуальна в наше время потому, что для Российской Федерации как государства по существу нового, рожденного из совершенно другого политического и правового режима, необходимо обновленное понимание права не только в виде признанных и направленных государством населению на выполнение правовых предписаний, но и на осознание населением всей сложности и неоднозначности, а также исторической преемственности именно понимания права и осознания его социальной необходимости.
Поэтому, тема данной курсовой работы является актуальной и посвящена правопониманию, подходам к нему в том виде, в котором это направление имеет место в теории государства и права современной эпохи. В связи с этим целью данной работы является раскрытие понятия права и современных подходов к его пониманию.
Введение
Право — это система обязательных
правил поведения (норм), формально определенных
и закрепленных в официальных документах,
поддерживаемых силой государственного
принуждения. [1]
Право очень сложное и
многостороннее общественное явление.
Оно образовалось и существует наряду
и совместно с обществом, что
придает ему особое значение. По
мере развития государства, общества изменялось
и право, представление о нем.
Появилось множество различных
правовых идей, теорий и суждений. Они
известны с древнейших времен и продолжают
создаваться в настоящий
Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции Платона и Аристотеля.
В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте понимание права опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум. Он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву.
Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости. [2]
Тема «права» актуальна
в наше время потому, что для
Российской Федерации как государства
по существу нового, рожденного из совершенно
другого политического и
Поэтому, тема данной курсовой работы является актуальной и посвящена правопониманию, подходам к нему в том виде, в котором это направление имеет место в теории государства и права современной эпохи. В связи с этим целью данной работы является раскрытие понятия права и современных подходов к его пониманию.
1. Краткая характеристика
основных подходов к
Единого понимания права в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.
Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным
типам (концепциям правопонимания):
1. нормативное;
2. социологическое;
3. нравственное.
Эти концепции и раскрывают сущность права.
С точки зрения нормативного правопонимания право это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность.
В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.
Такое правопонимание обладает
определенными недостатками:
1. Право
понимается очень узко как текст закона. Это правопонимание
иногда называют узконормативным.
2. Нет возможности
увидеть проявления права в отношениях
между людьми.
3. Право
здесь жестко подчинено государству, рассматривается
как инструмент в руках государства для
достижения его целей.
4. Такое
правопонимание не дает возможности оценить
акты государства (их правовой характер,
соответствие идеям равенства и справедливости,
интересам общества).
5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.
6. Этот тип правопонимания недемократичен.
7. С точки зрения этого
подхода права и свободы
Эти и другие недостатки
породили иные подходы к правопониманию.
С точки
зрения социологического подхода право
коренится в природе общественных отношений.
Право представляет собой определяет
сторону общественной жизни, оно выражается
в действиях и поступках людей, т. е. в расчет
берется т. н. "живое", действующее
право. Право в данном случае понимается
как форма и порядок общественных отношений.
В нормативном правопонимании первичной
клеткой права считается норма права,
а в социологическом правопонимании -
это правоотношения (отношения между людьми,
установленные посредством взаимных прав
и обязанностей). [4]
Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми.
Типичные общественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода.
Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.
С точки зрения этой концепции законы можно разделить на правовые и неправовые.
Правовые законы законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе.
Неправовые законы акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью.
Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.
Недостатком является сложность
разграничения правового и
Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения).
Достоинства нравственного правопонимания:
- право здесь связано с положительными общественными явлениями
со свободой, демократией и т. п.;
- данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.
К недостаткам может быть отнесено следующее:
- сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового;
- не решен вопрос о существовании права «до» или «помимо» закона. [3]
2. Признаки права.
Рассмотрим основные признаки права:
1) Нормативность
По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, определяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов.
Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».
2) Волевой характер
История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако, для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.
Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.
Таким образом, баланс интересов
означает учет интересов общества,
государства и отдельных
Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.
3) Формальная определенность
Для того чтобы приобрести
всеобщее значение, общеобязательные
юридические свойства, общественная
воля должна быть выражена в форме
официального юридического акта, установленного
государственной властью и
С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем, каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).
4) Общеобязательность
Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.
5) Системность и иерархичность строения
Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право, в целом, представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловленную систему расположенных по юридической силе правовых норм.
При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.
6) Регулирующее воздействие права
Оно осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью летально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов.
Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.
7) Установление и обеспечение права государством
Будучи единственным официальным
представителем всего общества, государство
выявляет, закрепляет и обеспечивает
баланс наиболее важных индивидуальных,
групповых и общественных интересов.
За ним устанавливается