Государственная антимонопольная политика – как элемент развития страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить основные направления государственной антимонопольной политики и выявить меры для её эффективного осуществления.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственная антимонопольная политика.
Предметом исследования курсовой работы являются основные направления деятельности государственной антимонопольной политики, направленные на борьбу с монополизацией рынков.
Задачи курсовой работы:
- изучить основные направления государственной антимонопольной политики;
- провести анализ эффективности функционирования антимонопольной системы;

Содержание работы

Введение
1.Анализ функционирования антимонопольной политики.
1.1.Основные направления государственной антимонопольной политики.
1.2.Институты реализации Федеральной антимонопольной политики.
2.Основные проблемы государственной антимонопольной политики.
2.1.Критерии и показатели оценки монополизации рынков.
2.2.Анализ эффективности функционирования антимонопольной системы.
3.Предложения по улучшению функционирования государственной антимонопольной политики.
3.1.Разработка практических предложений по совершенствованию антимонопольной системы.
3.2.Оценка эффективности разработанных предложений.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 225.90 Кб (Скачать файл)

 

Котельники -2013

Р О С С И Й С К А  Я   Ф Е Д Е Р А Ц  И Я

М о с к  о в с к а я   о б  л а с т ь

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования Московской области

Международный университет природы, общества и человека

«Дубна»

Филиал «Котельники»

Кафедра  менеджмента  и социологии управления

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине Основы государственного и муниципального управления 

 

Тема работы Государственная антимонопольная политика – как элемент развития страны

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнил: студентка гр. ГМУ-31

                                                                                        Максенкова Н.С

                                                                                        Проверил:  Старостин А.С

                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

Котельники -2013

Р О С С И Й С К А  Я   Ф Е Д Е Р А Ц  И Я

М о с к  о в с к а я   о б  л а с т ь

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования Московской области

Международный университет природы, общества и человека

«Дубна»

Филиал «Котельники»

                                             

 

 

З а д а н и е

на курсовую работу

 

 

По дисциплине   Основы государственного и муниципального управления

 

Тема Государственная антимонопольная политика – как элемент развития страны

 

 

 


Сроки работы

Дата получения задания «18»  октября 2013 г                 _________________

                                                                                                   (подпись студента)

Дата сдачи законченной работы «19» декабря 2013 г    _________________

                                                                                                   (подпись студента)

Руководитель работы  __________________кандидат технических наук Саростин А.С

                                                                  (подпись)           (ученая степень, звание, фамилия,  инициалы)

 

 

Исполнитель студентка

Группы  ГМУ-31     _______________________           Максенкова Н.С

                                                             (подпись)                                  \

 

 

 

Содержание

Введение

1.Анализ  функционирования антимонопольной  политики.

1.1.Основные  направления государственной антимонопольной  политики.

1.2.Институты  реализации Федеральной антимонопольной  политики.

2.Основные  проблемы государственной антимонопольной  политики.

2.1.Критерии  и показатели оценки монополизации  рынков.

2.2.Анализ  эффективности функционирования  антимонопольной системы.

3.Предложения  по улучшению функционирования  государственной антимонопольной  политики.

3.1.Разработка  практических предложений по  совершенствованию антимонопольной  системы.

3.2.Оценка  эффективности разработанных предложений.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  данной темы заключается в том, что  борьба с монополизацией рынков является очень важной проблемой для экономики  нашей страны. Дело в том, что монополистические  фирмы или группы фирм создают  свое господство на рынке. Они устанавливают  монопольно высокие или низкие цены, не впускают в пределы рынка других продавцов, выпускают определенный товар и ограничивают выпуск продукции, а также приходят к разделу  рынка. Такая деятельность монополий  влечет за собой негативные последствия  для экономики страны в целом. А это такие последствия как: ограниченность производства, завышение  цен, плохое качество товара, отсутствие возможности у покупателя выбора товара и т.д. Это все последствия  приводят к такому негативному факту  как отсутствие конкуренции на рынке. Поэтому необходимо решать существующие проблемы. Осуществления решения  данных проблем в интересах государства. Государство решает данные проблемы путём осуществления антимонопольной  политики и антимонопольного регулирования. Посредством применения  антимонопольного законодательства и его улучшения. Государство разрабатывает законы на основе которых фирмы-монополисты  могут быть наказаны, а также создает  организации, которые следят за развитием  событий на рынках и выявляют случаи их монополизации.

Цель курсовой работы: изучить основные направления  государственной антимонопольной  политики и выявить меры для её эффективного осуществления.

Объектом  исследования данной курсовой работы является государственная антимонопольная  политика.

Предметом исследования курсовой работы являются основные направления  деятельности государственной антимонопольной  политики, направленные на борьбу с  монополизацией рынков.

Задачи курсовой работы:

- изучить  основные направления государственной  антимонопольной политики;

- провести  анализ эффективности функционирования  антимонопольной системы;

- разработать  меры для эффективного осуществления  государственной антимонопольной  политики и устранению проблем  в данной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Анализ  функционирования антимонопольной  политики.

1.1.Основные  направления государственной антимонопольной  политики.

     Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции.[3, с. 278]. Антимонопольная политика направлена на защиту конкуренции и ликвидацию монополий (фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов), осуществляющих монополистическую деятельность участниками рынка.

Направления антимонопольной  политики осуществляются по средствам  реализации ограничительных мер. Такие  меры как запрет на недобросовестную конкуренцию и монополистическую  деятельность. Они применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, которые могут неблагоприятно влиять на развитии конкуренции. Осуществляются антимонопольным органом и предусмотрены  законом "О защите конкуренции".

Запреты на монополистическую  деятельность разделяются на запреты, когда фирмы злоупотребляют своим  доминирующим положением и запреты, направленные против соглашений между  фирмами, которые ограничивают конкурентоспособность  рынка. Нарушением антимонопольного законодательства наиболее типичными являются запреты  на злоупотребления фирмой своего доминирующего  положения.

Такие нарушения, как созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров; навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования являются наиболее частыми, направленные на ограничение конкуренции.

Закон "О защите конкуренции" запрещает изымать товар из обращения  с тем, чтобы создавать или  поддерживать дефицит или повышать цену, устанавливать монопольно высокие  или монопольно низкие цены, навязывать контрагенту невыгодные условия  договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими предприятиями.

Так же российским антимонопольным  законодательством предусмотрено  запрет на заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию. Таких как:

- отказы от заключения  договоров с определёнными продавцами  или покупателями;

- ценовые соглашения;

- соглашения по разделу  рынка по территориальному принципу  или ассортименту реализуемой  продукции;

- соглашения, препятствующие  входу других предприятий на  рынок.

Со стороны антимонопольного законодательства осуществляется контроль за экономической концентрацией. Он применяется для борьбы с ограничением конкуренции. Превышение экономической концентрации возникает в результате создания или слияния организаций. Такие преобразования  проходят с нарушениями антимонопольного законодательства. Достигнув перенасыщения концентрации на рынке предприятие обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия или уведомить его о них. Такой контроль со стороны государства не мешает предприятию конкурировать с зарубежными фирмами.

Запрет на недобросовестную конкуренцию является также важным для антимонопольной политики.

Для начала разберёмся что  такое недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Речь идет о таких действиях как распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб; введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара и количества товара или в отношении его производителей; а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Требования к торгам, запросу  котировок цен на товары, особенности  заключения договоров с финансовыми  организациями и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества относятся  к мерам антимонопольного законодательства.

При проведении торгов, запроса  котировок цен на товары запрещаются  действия, которые приводят к ограничению  конкуренции: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок и т.д. А заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов.

Нарушение антимонопольного законодательства может быть и со стороны государственных органов. Когда они вмешиваются в деятельность организаций, ограничивают их самостоятельность, предоставляют государственные  или муниципальные преференции. Такие действия ограничивают конкуренцию  и запрещены законом «О защите конкуренции». К примеру, такие как: введение ограничений в отношении создания

хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере  деятельности, а также установление запретов или введение ограничений  в отношении осуществления отдельных  видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению  деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством  Российской Федерации требований к  товарам или к хозяйствующим  субъектам; установление запретов или  введение ограничений в отношении  свободного перемещения товаров  в Российской Федерации, иных ограничений  прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен  товаров; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в  приоритетном порядке и т.д.

В антимонопольной политике используется  реестр как ещё одна мера   антимонопольного контроля. Реестр представляет собой информационную базу и позволяет контролировать долю предприятий на рынке и соблюдение ими антимонопольного законодательства. Доля предприятий на рынке определенного товара не должна превышать. Превышение более чем тридцать пять процентов является административным правонарушением и влечет за собой административную ответственность.

Информация о работе Государственная антимонопольная политика – как элемент развития страны