Государственная антимонопольная политика – как элемент развития страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить основные направления государственной антимонопольной политики и выявить меры для её эффективного осуществления.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственная антимонопольная политика.
Предметом исследования курсовой работы являются основные направления деятельности государственной антимонопольной политики, направленные на борьбу с монополизацией рынков.
Задачи курсовой работы:
- изучить основные направления государственной антимонопольной политики;
- провести анализ эффективности функционирования антимонопольной системы;

Содержание работы

Введение
1.Анализ функционирования антимонопольной политики.
1.1.Основные направления государственной антимонопольной политики.
1.2.Институты реализации Федеральной антимонопольной политики.
2.Основные проблемы государственной антимонопольной политики.
2.1.Критерии и показатели оценки монополизации рынков.
2.2.Анализ эффективности функционирования антимонопольной системы.
3.Предложения по улучшению функционирования государственной антимонопольной политики.
3.1.Разработка практических предложений по совершенствованию антимонопольной системы.
3.2.Оценка эффективности разработанных предложений.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 225.90 Кб (Скачать файл)

1.2.Институты реализации  Федеральной антимонопольной политики.

Институтом реализации Федеральной  антимонопольной политики является Федеральная антимонопольная служба. Итак, рассмотрим подробно данный институт.

Федеральная антимонопольная  служба является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  конкуренции на товарных рынках и  на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также  изданию в пределах своей компетенции  нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной  сфере деятельности.

Федеральная антимонопольная  служба создана в соответствии с  Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004г. Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

 

Структура Федеральной антимонопольной  службы РФ

Федеральная антимонопольная  служба в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением ФАС. Положение о Федеральной антимонопольной  службе принято Правительством России 30 июня 2004 г.

В ведении ФАС  России находятся государственные  информационные системы:

-реестр недобросовестных  поставщиков. В нём включаются  сведения об участниках размещения  заказа, уклонившихся от заключения  контракта, а также о поставщиках  (исполнителях, подрядчиках), с которыми  контракты расторгнуты в связи  с существенным нарушением ими  контрактов. Ведение реестра регулируется  Федеральным законом "О размещении  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд".

-реестр хозяйствующих  субъектов, имеющих на рынке  определенного товара долю более  35 процентов. Целью создания реестра  является контроль за экономической  концентрации на рынках товаров  и услуг, который необходим  для предотвращения их монополизации.  Ведение реестра регулируется  Федеральным законом "О защите  конкуренции".

Основными функциями Федеральной  антимонопольной службы являются:

- контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики,  использования земли, недр, водных  и других природных ресурсов;

- надзор и контроль  за соблюдением законодательства  о естественных монополиях;

- надзор и контроль  за соблюдением законодательства  о рекламе;

- контроль в сфере размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для федеральных государственных  нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);

- контроль в сфере размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для нужд субъектов Российской  Федерации и муниципальных нужд  в случаях и порядке, установленных  законодательством Российской Федерации  о размещении заказов.

Основные направления  деятельности Федеральной антимонопольной  службы.

Для ФАС России стоит такая  задача как обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Исходя из данной задачи, определены 3 основные цели:

1.Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.

2.Предотвращение и пресечение  антиконкурентного вмешательства  органов государственной власти  и местного самоуправления в  функционирование рынков, снижение  коррупционных рисков при размещении  государственного и муниципального  заказа.

3.Обеспечение равного  доступа потребителей к товарам,  работам, услугам, реализуемым  субъектами естественных монополий,  и развитие конкуренции в потенциально  конкурентных видах деятельности  субъектов естественных монополий.

Полномочия и порядок  рассмотрения дел Федеральной антимонопольной  службой.

ФАС России наделена следующими основными полномочиями:

- принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат);

- осуществление контроля  за соблюдением коммерческими  и некоммерческими организациями,  физическими лицами (в том числе  индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органами местного  самоуправления законодательства  в установленной сфере, в том  числе рассмотрение дел о нарушениях  законодательства, выдача обязательных  для исполнения предписаний, проведение  плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении  законодательства лиц к административной ответственности;

- осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

- проведение исследования  товарных рынков и установление  наличия доминирующего положения  на них отдельных хозяйствующих  субъектов;

- ведение реестра недобросовестных  поставщиков, в который включаются  сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных  или муниципальных контрактов  по результатам торгов, а также  поставщиках (подрядчиках), контракты  с которыми расторгнуты в судебном  порядке в связи с неисполнением  или ненадлежащим исполнением  ими своих обязательств;

- рассмотрение ходатайств  иностранных инвесторов о согласовании  сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение  для обеспечения обороны страны  и безопасности государства, или  о согласовании установления  контроля над такими обществами.

ФАС России и его территориальные  органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей  компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка Российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.

Выводы: Государственная  антимонопольная политика направлена на защиту конкуренции и ликвидацию монополий. Данные направления проводятся посредством реализации различных  ограничительных мер, таких как запрет на недобросовестную конкуренцию и монополистическую деятельность. Такой контроль со стороны государства регламентируется антимонопольным законодательством. А данную деятельность осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Она выявляет нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, ведёт реестр нарушений и привлекает их к ответственности.

 

 

2.Основные проблемы государственной  антимонопольной политики.

2.1.Критерии и показатели  оценки монополизации рынков.

     Монополизация  рынка - ситуация в экономике,  когда один или несколько крупных  производителей или продавцов  обладают на рынке подавляющим  преимуществом в производстве  и сбыте определенного ассортимента  товаров, что приводит к монополизации  цен и установлению диктата  на рынке.

     Для оценки монополизации рынков  есть различные критерии и  показатели. Критериями монополизации  рынков являются категории границ  рынков: 
- товарных, представляющих собой перечень взаимозаменяемых товаров, имеющих целью удовлетворение конкретной потребности потребителей.

- географических, определяющих географическую зону реализации товара, имеющих равные условия реализации.

Показатели  оценки монополизации рынков. Для оценки монополизации рынков в установленных товарных и географических границах чаще всего используются коэффициенты Херфиндаля - Хиршмана и концентрации.

Доля крупнейших фирм может служить характеристикой  концентрации на рынке. Доля хозяйствующего субъекта - продавца на рассматриваемом  товарном рынке (Di) определяется, как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к объему рынка.

 

В соответствии с федеральным законом «О защите конкуренции» установленным Федеральной  антимонопольной службой доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного  товара не должна превышать более 35%. Если такое превышение существует фирму  можно признать монопольной.

Показатель  концентрации. Индекс концентрации измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

 

где Yi - размер фирмы (рыночная доля); i=1,2…k

k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Чем больше индекс концентрации, тем больше рынок  монополизирован. Однако информация, которую  дает нам индекс концентрации может  быть не достаточна для характеристики рынка. Потому что показатель индекса  концентрации не говорит о том, каков  размер фирм, которые попали в выборку  k. Поэтому присутствует вероятность неточности при его использовании.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов  долей всех фирм, действующих на рынке:

 

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (конкуренция  существует, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых  контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует  только одна фирма-монополист производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать  значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше доля продавцов  на рынке.

По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

I тип –  высоко - концентрированные рынки: при 70% < Ck < 100% ; 1800 < HHI < 10000

II тип –  умеренно - концентрированные рынки: при 45% < Сk < 70% ; 1000 < HHI < 1800

III тип –  низко - концентрированные рынки: при Ck < 45% ; HHI < 1000

Примером для расчета индекса Херфиндаля – Хиршмана (HHI) послужит 12 фирм продающих товар на рынке. Данные о фирмах приведены в (Таблице 1).

Таблица 1 –  Доля фирм на рынке (%).

Фирмы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Доля на рынке(%)

24

15

2

5

10

35

39

25

7

9

11

18


 

HHI=242+152+22+52+102+352+392+252+72+92+112+182=576+225+4+25+100+1225+1521+625+49+81+121+324=4876%

Индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI) показывает, что данный рынок высоко – концентрированный и монополизирован.

2.2.Анализ  эффективности функционирования  антимонопольной системы.

     Федеральная  антимонопольная служба своей деятельностью направлена на развитие конкуренции и поддержание её с помощью проведения различных мер. Несмотря на это, функционирование антимонопольной системы недостаточно эффективно. В первую очередь на что стоит обратить внимание, что со стороны государственных органов осуществляется нарушение антимонопольного законодательства. Хотя государственные органы на всех уровнях власти должны наоборот соблюдать антимонопольное законодательство и помогать реализовать меры по поддержанию конкуренции среди хозяйствующих субъектов и ликвидации монополий. Ведь добросовестная деятельность в их интересах для нормального экономического состояния субъектов Российской Федерации и экономики Российской Федерации в целом. Так же антимонопольное законодательство направлено больше на ограничение противозаконной монопольной деятельности со стороны предприятий на какой-то срок, а не на полную их ликвидацию. Ведь предприятие может получив предписание антимонопольного органа,  устранить все нарушения, но через какое-то время снова начать заниматься монопольной деятельностью. Получается, что антимонопольной орган просто фиксирует случаи нарушения, а не устраняет их. И тем самым обеспечивают себе двойную работу и свою перегруженность. При определение доминирования на рынке группы фирм и превышение их доли на рынке определенного товара. Не всегда эти предприятия могут осуществлять монопольную деятельность совместно. Они могут осуществлять свою монопольную деятельность по отдельности. В данном случае надо ориентироваться не на размер доли, а на конкретную деятельность фирмы. За такие нарушения как установление монопольно высокой или низкой цены, заключения соглашений, неоднократного злоупотребления своим доминирующим положением если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, нарушитель платит штраф, занимается принудительными работами, лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, согласно ст.178 Уголовного кодекса РФ. Однако же на практике чаще всего всё заканчивается уплатой штрафа и продолжением незаконной монополистической деятельности со стороны хозяйствующих субъектов. Всё это показывает неэффективность функционирования антимонопольной системы.

Информация о работе Государственная антимонопольная политика – как элемент развития страны