Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить основные направления государственной антимонопольной политики и выявить меры для её эффективного осуществления.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственная антимонопольная политика.
Предметом исследования курсовой работы являются основные направления деятельности государственной антимонопольной политики, направленные на борьбу с монополизацией рынков.
Задачи курсовой работы:
- изучить основные направления государственной антимонопольной политики;
- провести анализ эффективности функционирования антимонопольной системы;
Введение
1.Анализ функционирования антимонопольной политики.
1.1.Основные направления государственной антимонопольной политики.
1.2.Институты реализации Федеральной антимонопольной политики.
2.Основные проблемы государственной антимонопольной политики.
2.1.Критерии и показатели оценки монополизации рынков.
2.2.Анализ эффективности функционирования антимонопольной системы.
3.Предложения по улучшению функционирования государственной антимонопольной политики.
3.1.Разработка практических предложений по совершенствованию антимонопольной системы.
3.2.Оценка эффективности разработанных предложений.
Заключение
Список использованной литературы
1.2.Институты реализации
Федеральной антимонопольной
Институтом реализации Федеральной
антимонопольной политики является
Федеральная антимонопольная
Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004г. Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Структура Федеральной антимонопольной службы РФ
Федеральная антимонопольная
служба в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства
В ведении ФАС России находятся государственные информационные системы:
-реестр недобросовестных
поставщиков. В нём включаются
сведения об участниках
-реестр хозяйствующих
субъектов, имеющих на рынке
определенного товара долю
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
- контроль за соблюдением
антимонопольного
- надзор и контроль
за соблюдением
- надзор и контроль
за соблюдением
- контроль в сфере размещения
заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание
- контроль в сфере размещения
заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание
Основные направления деятельности Федеральной антимонопольной службы.
Для ФАС России стоит такая задача как обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Исходя из данной задачи, определены 3 основные цели:
1.Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
2.Предотвращение и пресечение
антиконкурентного
3.Обеспечение равного
доступа потребителей к
Полномочия и порядок
рассмотрения дел Федеральной
ФАС России наделена следующими основными полномочиями:
- принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат);
- осуществление контроля
за соблюдением коммерческими
и некоммерческими
- осуществление контроля экономи
- проведение исследования
товарных рынков и
- ведение реестра
- рассмотрение ходатайств
иностранных инвесторов о
ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка Российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.
Выводы: Государственная антимонопольная политика направлена на защиту конкуренции и ликвидацию монополий. Данные направления проводятся посредством реализации различных ограничительных мер, таких как запрет на недобросовестную конкуренцию и монополистическую деятельность. Такой контроль со стороны государства регламентируется антимонопольным законодательством. А данную деятельность осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Она выявляет нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, ведёт реестр нарушений и привлекает их к ответственности.
2.Основные проблемы
2.1.Критерии и показатели оценки монополизации рынков.
Монополизация
рынка - ситуация в экономике,
когда один или несколько
Для оценки монополизации
- товарных, представляющих собой перечень взаимозаменяемых
товаров, имеющих целью удовлетворение
конкретной потребности потребителей.
- географических, определяющих географическую зону реализации товара, имеющих равные условия реализации.
Показатели оценки монополизации рынков. Для оценки монополизации рынков в установленных товарных и географических границах чаще всего используются коэффициенты Херфиндаля - Хиршмана и концентрации.
Доля крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Доля хозяйствующего субъекта - продавца на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется, как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к объему рынка.
В соответствии с федеральным законом «О защите конкуренции» установленным Федеральной антимонопольной службой доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара не должна превышать более 35%. Если такое превышение существует фирму можно признать монопольной.
Показатель концентрации. Индекс концентрации измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:
где Yi - размер фирмы (рыночная доля); i=1,2…k
k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.
Чем больше индекс концентрации, тем больше рынок монополизирован. Однако информация, которую дает нам индекс концентрации может быть не достаточна для характеристики рынка. Потому что показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые попали в выборку k. Поэтому присутствует вероятность неточности при его использовании.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (конкуренция существует, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма-монополист производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше доля продавцов на рынке.
По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:
I тип – высоко - концентрированные рынки: при 70% < Ck < 100% ; 1800 < HHI < 10000
II тип – умеренно - концентрированные рынки: при 45% < Сk < 70% ; 1000 < HHI < 1800
III тип – низко - концентрированные рынки: при Ck < 45% ; HHI < 1000
Примером для расчета индекса Херфиндаля – Хиршмана (HHI) послужит 12 фирм продающих товар на рынке. Данные о фирмах приведены в (Таблице 1).
Таблица 1 – Доля фирм на рынке (%).
Фирмы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Доля на рынке(%) |
24 |
15 |
2 |
5 |
10 |
35 |
39 |
25 |
7 |
9 |
11 |
18 |
HHI=242+152+22+52+102+352+392+
Индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI) показывает, что данный рынок высоко – концентрированный и монополизирован.
2.2.Анализ
эффективности
Федеральная
антимонопольная служба своей д
Информация о работе Государственная антимонопольная политика – как элемент развития страны