Государственная антимонопольная политика – как элемент развития страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить основные направления государственной антимонопольной политики и выявить меры для её эффективного осуществления.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственная антимонопольная политика.
Предметом исследования курсовой работы являются основные направления деятельности государственной антимонопольной политики, направленные на борьбу с монополизацией рынков.
Задачи курсовой работы:
- изучить основные направления государственной антимонопольной политики;
- провести анализ эффективности функционирования антимонопольной системы;

Содержание работы

Введение
1.Анализ функционирования антимонопольной политики.
1.1.Основные направления государственной антимонопольной политики.
1.2.Институты реализации Федеральной антимонопольной политики.
2.Основные проблемы государственной антимонопольной политики.
2.1.Критерии и показатели оценки монополизации рынков.
2.2.Анализ эффективности функционирования антимонопольной системы.
3.Предложения по улучшению функционирования государственной антимонопольной политики.
3.1.Разработка практических предложений по совершенствованию антимонопольной системы.
3.2.Оценка эффективности разработанных предложений.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 225.90 Кб (Скачать файл)

Выводы: Для выявления  оценки монополизации рынков используют различные критерии и показатели. В установленных товарных и географических границах чаще всего используются коэффициенты Херфиндаля - Хиршмана и концентрации. Но не всегда эти оценки дают точные показания и иногда являются не объективными. Также несоблюдение антимонопольного законодательства государственными органами и его направленность больше на ограничения монополистической деятельности фирм, а не устранение её показывает недостаточную эффективность функционирования антимонопольной системы. Что может повлиять отрицательно на развитие конкуренции и экономики страны в целом.

 

 

3.Предложения по улучшению  функционирования государственной  антимонопольной политики. 

3.1.Разработка практических  предложений по совершенствованию  антимонопольной системы.

      Во-первых, необходимо изменить значение  доминирующего положения хозяйствующего  субъекта. Доминирующее положение  должно выражаться не только  в доли фирмы на рынке определенного  товара, но должны учитываться  и другие факторы. Например, необходимо  соотносить деятельности фирмы  и её конкурентов и их доли  на рынках; наличие возможности  для входа на рынок новых  участников; финансовые ресурсы  компании и её конкурентов;  соотношение доли компании и  долей ее потребителей.

      Во-вторых  необходимо ужесточить меры антимонопольного  законодательства в отношении  организаций нарушающих его. Например, взимать штраф с предприятия  и ликвидировать его либо совсем, либо на определенный период  времени от трёх до пяти  лет (в зависимости от масштабов  нарушения и последствий данных  нарушений). Кроме того, было бы  разумно отбирать у учредителя  организации права на создания  организаций на такой же срок  как при ликвидации предприятий.

     В-третьих,  более тесного взаимодействия  антимонопольных органов с правоохранительными  органами, налоговыми и иными государственными органами, которое будет предусмотрено  законодательством РФ. Данная совместная деятельность приведет к более быстрому выявлению монополий и нарушений ими антимонопольного законодательства. Посредством информационного обмена между государственными органами.

     В-четвертых,  если организация, нарушившая  антимонопольное законодательство  добровольно сообщило о совершенном  нарушении, то она освобождается  от административной ответственности. 

3.2.Оценка  эффективности разработанных предложений.

       Данные предложения улучшат функционирования антимонопольной системы. Так как, к примеру доминирующие положение хозяйствующего субъекта будет рассмотрено более подробно. На различных факторах, а не только доли фирмы на рынке определенного товара. Что позволит выявлять наиболее точно какие организации занимаются монополистической деятельностью и нарушают антимонопольное законодательство. Ужесточения мер антимонопольного законодательства наложение штрафа и ликвидации предприятия будет эффективно с одной стороны. А именно данное действие позволит облегчить деятельность антимонопольных органов и на время ликвидировать организации, занимающиеся монополистической деятельностью, а также их учредителей. Позволит антимонопольным органам не выполнять определённую постоянную работу с данными предприятиями, а переключаться на нарушения других фирм. Но с другой стороны такая мера несет в себе негативные последствия. Отобьёт желание заниматься предпринимательской деятельностью и может погубить предпринимательство и экономическое развитие в этой сфере. Совместное взаимодействие антимонопольного органа с другими государственными органами также имеет и положительные и отрицательные последствия. Положительно то, что такая совместная деятельность ускорит процесс выявление монополистической деятельности со стороны фирм и облегчит работу антимонопольного органа. Негативное то, что другие государственные органы будут загружены большим объёмом работ. Организация, которая нарушила и сообщила о своём нарушение, будет освобождена от административной ответственности. Такая  мера несёт положительный характер, но она должна применяться для данной фирмы один раз. Иначе она будет неэффективной.

Выводы: В  настоящее время антимонопольная  политика нашей страны недостаточна эффективна. Для эффективного функционирования государственной антимонопольной  политики необходимо проводить меры по совершенствованию антимонопольной  системы. Такие меры как: изменение значения доминирующего положения хозяйствующего субъекта; ужесточение мер антимонопольного законодательства в отношении организаций нарушающих его; тесное взаимодействие антимонопольных органов с правоохранительными органами, налоговыми и иными государственными органами, которое будет предусмотрено законодательством РФ; освобождение от административной ответственности организации, если она сообщило о данном нарушении. Применение данных мер в свою очередь могут привести как негативным, так и позитивным последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе изучена тема государственная  антимонопольная политика – как  элемент развития страны. Посредством достижения цели курсовой работы, а именно изучению основных направлений государственной антимонопольной политики и выявлению мер для её эффективного осуществления. С помощью реализации следующих задач: изучению основных направлений государственной антимонопольной политики; проведению анализа эффективности функционирования антимонопольной системы; разработки мер для эффективного осуществления государственной антимонопольной политики и устранение проблем в данной области. Было выявлено, что государственная антимонопольная политика направлена на защиту конкуренции и ликвидацию монополий. Данные направления проводятся посредством реализации различных ограничительных мер, таких как запрет на недобросовестную конкуренцию и пресечение монополистической деятельности. Данный контроль со стороны государства регулируется антимонопольным законодательством. А контроль осуществляется Федеральной антимонопольной службой. Она выявляет нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, ведёт реестр нарушений и привлекает их к ответственности. Так же были изучены критерии и показатели оценки монополизации рынков. Для определения степени монополизации ранка используются коэффициенты Херфиндаля - Хиршмана и концентрации. Но не всегда эти показатели позволяют определить точное состояние на рынке и иногда являются не объективными. Основной проблемой антимонопольной системы является несоблюдение законодательства государственными органами и его направленность больше на ограничения монополистической деятельности фирм, а не устранение её, что может повлиять отрицательно на развитие конкуренции и экономики страны в целом. В настоящее время антимонопольная политика нашей страны недостаточна эффективна. Для эффективного функционирования государственной антимонопольной политики необходимо тщательно разрабатывать и проводить меры по совершенствованию антимонопольной системы страны. Чтобы применение данных мер несло за собой положительный характер, и способствовала улучшению антимонопольной политики страны и эффективному функционированию антимонопольной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Федеральный закон  от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.Статья 178 УК РФ. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

3.Государственное регулирование экономики: Учебное пособие

Автор: под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой Издательство: Издательство МГУ, 2010 г.

4. Официальный сайт ФАС РФ http://www.fas.gov.ru

5.Государственное  и муниципальное управление: Учебник.  — М.:Юристъ,2003.

6.Современная конкуренция. 2010. № 4 (22) Издательство: Маркет ДС Корпорейшн (Синергия ПРИНТ), 2010 г.

7. Государственная экономическая политика: учебное пособие Тупчиенко В.А. Издательство: Юнити-Дана, 2010г.

8. Э. А. Смирнов Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

9. Шаститко А., Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики в России//Вопросы экономики – 2005. – №5. – с. 100-116.

10. Розанова.Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы//Вопросы экономики – 2005. – №5. – с. 117-131

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственная антимонопольная политика – как элемент развития страны