Государственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является целостно-логическое исследование системы органов государственной безопасности, а так же рассмотрение теоретических основ управления в системе органов, обеспечивающих государственную безопасность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Государственная безопасность………………………………………….5
Совет безопасности………………………………………………………6
Экономическая безопасность в структуре национальной
безопасности………………………………………………………………..14
Субъекты управления экономической безопасностью страны………23
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиографический список…………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Экономическая безопасность.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Рис. 1 Национальная безопасность в различных сферах жизнедеятельности общества

 

 

Распад СССР показал, что для безопасного существования  страны недостаточно иметь мощную армию  и высокотехнологичную оборонную  промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики, развитый сектор потребительских благ и услуг, конкурентность товаров на мировом рынке, отлаженный механизм экономического управления и др.

Устойчивость экономики, динамизм ее развития в значительной мере способствуют стабилизации социальной сферы, сплочению различных социальных групп, слоев, этносов, преодолению  деструктивных конфликтов, увеличению занятости населения, повышению качества жизни, сокращению числа людей, доходы которых ниже прожиточного минимума.

Экономическая составляющая оказывает существенное влияние  на развитие политической системы общества, ее готовность и возможность противостоять действиям деструктивных сил. Без надлежащего экономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических, правовых и силовых структур, способных успешно защищать политические интересы страны.

Наука, образование, культура могут в полной мере раскрывать свои потенции, быть ведущими факторами ускорения гуманистического развития общества только при условии опоры на соответствующий экономический потенциал. Итак, в национальной безопасности экономическая составляющая – это несущая опора, стержень, обеспечивающий функционирование всех элементов системы.

В специальной литературе понятию «экономическая безопасность»  даются различные определения. Так, в солидном монографическом труде  «экономическая безопасность» трактуется как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов».

Фактором, в значительной степени  определяющим экономическую безопасность страны, является производство максимального  количества экономических ресурсов на душу населения. Именно от их величины во многом зависят уровень, качество и продолжительность жизни населения, состояние его здоровья, качество питания, уровень образования, финансовые возможности государства и общества по обеспечению социальной защиты нетрудоспособных, развитие науки и культуры.

К сожалению, темпы экономического роста на душу населения в России в 90-е гг. составили отрицательную  величину (—8 %). Среди 209 стран мира наша страна занимает по этому показателю 196-е место. В начале XXI в. разрыв в  отставании России от наиболее развитых стран мира существенно не уменьшился.

Экономическую безопасность, непосредственно связанную с  задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как  военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период войн и вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение этой сложной задачи зависит от уровня и качества состояния национальной экономики в целом.

Для анализа состояния  экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели (индикаторы), сколько их пороговые  значения, т. е. предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Практически не улучшается положение дел в осуществлении  структурной перестройки народнохозяйственного  комплекса, в разработке и реализации новой инвестиционной и промышленной политики. Содержание понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» может быть рассмотрено в относительно статичном состоянии как комплекс таких важных для национальной экономики элементов, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы.

К сожалению, здоровье населения  России значительно хуже, чем в  индустриально развитых странах  – по этому показателю россияне находятся на 68-м месте в мире[17]. Средняя трудоспособность российского рабочего, если оценивать ее по количеству лет работы, потерям рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем трудоспособность рабочего США.

Значимой личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. На это качество указывал еще Аристотель в своей  работе «Никомахова этика». За годы реформ получили развитие такие отрицательные  черты, как безынициативность, агрессивность, конфликтность, циничное отношение к обществу, государству и человеку, взяточничество, рэкет, коррупция.

В условиях повышения  роли науки в производстве, его  постоянного усложнения человеческие ресурсы, их профессионализм, компетентность и нравственность в значительной мере определяют экономическую безопасность общества.

Большое значение для  обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая, т. е. способность индустрии  страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Данная составляющая тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. В результате значительного импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок (особенно металлообрабатывающего, металлургического и химического оборудования). В случае обострения экономического или развязывания военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.

Однако анализ данных Госкомстата РФ показывает, что высокотехнологичные  отрасли – производство станков, кузнечно-прессовых машин, радиоэлектронной аппаратуры, компьютеров, современных средств связи – в настоящее время составляют чуть более 5 % от уровня 1991 г. Удельный вес машиностроения в общем объеме промышленной продукции сократился втрое.

 

Промышленность России ориентирована преимущественно  на производство промежуточного продукта – топлива и сырья. Отрасли, производящие продукцию конечного потребления, составляют только примерно 2/5 промышленного производства. Основные фонды промышленных предприятий реального сектора экономики изношены более чем на 50 %, а в топливно-энергетическом комплексе – почти на 80 %.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует  в минимально короткие сроки самостоятельную  разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Повышение самообеспеченности России в ключевых технологиях, наращивание технологического потенциала на основе новейших научно-технических достижений, несомненно, укрепит экономическую безопасность страны. Массовое же использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных стран.

В третьем тысячелетии  передовые страны мира – США, страны Европы и Япония – стоят на пороге нового этапа НТП, внедрения новейших технологий XXI в. во все сферы жизни.

Ведущим направлением НТП является гуманизация технического прогресса, усиление жизнеобеспечивающей ветви НТП, смещение приоритетов в сторону биологии, биохимии, биофизики, медицинских наук, информационных услуг, т. е. в сторону тех направлений науки и техники, которые повышают качество жизни людей.

Второе важное направление  НТП – снижение энергоемкости  и металлоемкости общественного  производства. Развитые страны существенно  продвинулись на этом пути, постепенно переходя к такому типу экономического роста, при котором удовлетворение производственных и личных потребностей людей сможет осуществляться при меньших удельных объемах вовлекаемых в производство ресурсов. Реализация данного направления будет способствовать обеспечению устойчивого развития отдельных стран и глобальной экономики.

Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и  спутниковой связи позволяет  легко преодолевать национальные границы  и придает жизни общества все  более глобальный характер. Освоение комплекса новейших информационных технологий – Интернет – сравнивают с изобретением и распространением книгопечатания.

 

Для нашей страны вызов  глобализации означает необходимость  постепенного перехода от энергосырьевого  экспорта к более сбалансированному участию путем интеграции отечественного научного и технологического потенциала в мировую экономику, экспорта наукоемкой продукции и услуг, подключения к стратегическим альянсам.

Важным элементом системы  экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность – необходимым сельскохозяйственным сырьем.

Сегодня опасность утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Архаичность сельского хозяйства и в целом продовольственного комплекса России резко усугубились в результате избранного варианта проведения аграрной реформы. Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания – все это подрывает базу для самообеспеченности страны продовольствием. Заметно снизилась товарность сельского хозяйства. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, «разбухание» посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным. Доля импортного продовольствия составляет 30 %. По данным Министерства сельского хозяйства России, доля импорта по мясу и мясопродуктам равна 34 %, молоку и молокопродуктам – 18 %, сахару (включая сахар-сырец) – 73 %, растительному маслу – 42 %, рыбе и рыбопродуктам – 50 %. В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, доля многих видов импортных товаров достигает 80 %[19]. Эти и другие данные показывают, что критический порог по продовольствию значительно превышен. Это может привести к диктату цен, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка.

Сложившиеся неблагоприятные  условия создают реальную угрозу потери продовольственной независимости  страны, если органами исполнительской  власти и хозяйствующими субъектами не будут предприняты эффективные меры по ее преодолению.

В системе экономической  безопасности велика роль энергетической составляющей, которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса. Хотя российская экономика приобретает все больше топливно-сырьевой характер, энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического роста. Рост производства вызовет увеличение внутреннего потребления топлива. Между тем топливная промышленность в настоящее время не готова заметно увеличить объемы своей продукции. Практически все крупные и средние месторождения нефти находятся преимущественно в поздней стадии разработки. Приросты разведанных запасов почти по всем видам топливных ресурсов в течение длительного периода не компенсировали добычу. Заслуживает внимания предложение ряда специалистов включить в закон об энергетической безопасности статьи об установлении оптимального соотношения различных видов топлива в топливно-энергетическом балансе страны. Сейчас у нас более 80 % составляют газ и нефть (62 и 21 % соответственно), а доля угля в топливно-энергетическом балансе России равна всего 12,5 % в отличие от ряда индустриально развитых стран: в США доля угля – 56 %, в Германии – 55, Китае – 70, Австрии – 88, даже в Японии, не имеющей своих угольных ресурсов – 20 %. Причем запасов угля в России достаточно – 200 млрд т. По мнению специалистов, в настоящее время топить газом – это все равно, что топить ассигнациями.

Нужна четкая и ясная  для всех структурная политика в этой отрасли, которая определяла бы приоритеты, обеспечивающие экономическую независимость страны.

Глубокий энергетический кризис, поразивший зимой 2002 г. ряд регионов страны, воочию убедил в необходимости  реформирования энергетической системы России. Энергетическая система страны, сложившаяся в период планово-административной экономики, в условиях формирования рыночных, конкурентных отношений нуждается в существенной модернизации и реконструкции. Причем это необходимо делать весьма обдуманно, с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта, в интересах всей национальной экономики.

В структуре экономической  безопасности особое место занимает управленческая составляющая, включающая целый набор разнообразных умений, навыков, необходимых менеджерам для реализации функций управления на макро– и микроуровне. В литературе выделяют две основные группы умений и навыков, которыми должны в совершенстве владеть специалисты в области управления:

1) умение реализовать  весь управленческий цикл, направленный на успешное решение проблемы, определять перспективные цели, рационально планировать работу (свою и подчиненных), четко доводить задания до исполнителей, соблюдать режим, не поддаваться текучке;

2) овладение коммуникативной  функцией, т. е. умение общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур, а также умение слушать собеседника, входить в его положение, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции.

Сейчас судьба экономики  в значительной мере определяется качеством  управленческого потенциала, эффективностью систем управления на макро– и микроуровне. К сожалению, до сих пор на многих предприятиях не преодолено упрощенное представление о проектировании и принципах управления социально-экономическими системами. Порой все сводится к изменению форм собственности и ее переделу, а не к созданию современной системы управления финансами (прежде всего управления затратами), разработке детальных маркетинговых программ продвижения выпускаемой продукции на внутренний или внешний рынок. Не проводится в достаточном объеме работа по реструктуризации предприятий, проектированию эффективных организационных структур, расширению масштабов и повышению роли информационных технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций.

Особое внимание следует  обратить на необходимость обоснованного  и взвешенного использования  механизма банкротств. Подавляющее  большинство российских предприятий  ввиду высокого уровня взаимной задолженности формально имеют признаки банкротства, либо смогут их иметь при относительно небольшом изменении макроэкономических условий.

Информация о работе Государственная безопасность