Государственная Дума Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Воссоздание в России постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти – одно из самых существенных завоеваний последнего времени, важнейшее условие движения по пути создания демократического общества и правового государства. Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Содержание работы

Введение
Глава1. Государственная Дума РФ: понятие, структура
Глава 2. Взаимодействие Государственной Думы с органами власти
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДУМА.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Глава1. Государственная Дума РФ: понятие, структура

Глава 2. Взаимодействие Государственной Думы с органами власти

Заключение

Глоссарий

Список  использованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Провозглашенные Конституцией Российской Федерации 1993 года новые начала организации  современного Российского государства, вытекающие из его определения как  демократического, правового и социального (ст. 4), дали новый виток развитию государственной власти в стране. До недавнего времени вся государственная  власть была сконцентрирована в руках  партийного аппарата. После распада  Советского Союза Россия пошла по пути западной цивилизации, отказавшись  от тоталитарного прошлого и провозгласив создание правового либерального государства. В механизм осуществления государственной  власти вводится система «сдержек и  противовесов».

Первоочередной  задачей правового государства  является создание такого государственного аппарата, который сможет воплотить  принципы правового государства  в жизнь. Конституцией Российской Федерации  закреплены эти принципы, но реально  правовое государство может существовать только тогда, когда они будут  осуществлены на практике. И, прежде всего  это связано с эффективным, целенаправленным и законным осуществлением государственной  власти.

Воссоздание в России постоянно  действующего представительного и  законодательного органа государственной  власти – одно из самых существенных завоеваний последнего времени, важнейшее  условие движения по пути создания демократического общества и правового  государства.

Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Парламент Российской Федерации закреплен  как законодательный орган. Это  означает, что он является федеральным  органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые  обладают высшей юридической силой  по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает  все виды федеральных законов, которые  не могут противоречить федеральной  Конституции и отдельным ее нормам.

Ведущую роль в законотворческой деятельности принадлежит Государственной Думе. Однако Дума осуществляет и иные функции, которые и станут предметом рассмотрения в данной курсовой работе. Также в работе будут рассмотрены основные органы Государственной Думы, порядок их формирования и деятельности, их специфические функции.

Государственная Дума Российской Федерации, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Объектом исследования является система  органов государственной власти.

Т. к. государственный орган –  это составная часть государственного

аппарата, образуемая в установленном  законом порядке и наделенная

государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Система государственных органов состоит из органов законодательной власти; органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Предметом исследования является Государственная  Дума, как высший законодательный  и представительный орган государственной  власти. Характеристика Государственной  Думы, как представительного органа означает, что она в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь  его законным представителем в силу Конституции. О том, что Государственная  Дума РФ является законодательным органом, говорят возложенные на него полномочия издания правовых актов самой  высокой юридической силы, выше которой  только сила самой Конституции и  международных договоров.

Исходя из выше изложенного, можно  определить цель работы, которая состоит  в анализе сущности и роли Государственной  Думы в системе органов государственной  власти РФ на основе действующего законодательства.

Задачами работы является: обоснование  структуры и определение порядка  формирования Государственной Думы РФ и ее полномочий, обоснование  правового статуса депутатов  Государственной Думы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственная Дума РФ: понятие, структура

 

Федеральное Собрание   -   парламент   Российской  Федерации является представительным и  законодательным  органом  Российской Федерации.   Он   состоит   из  двух  палат  Совета  Федерации  и  Государственной  Думы.  Формально  Совет  Федерации  не  является верхней палатой парламента, а  Государственная Дума - нижней ( это  не установлено Конституцией ).

Государственная Дума и Совет Федерации  имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной  Думы,  Регламенте Совета Федерации и действующих  федеральных   законах.    Деятельность    Государственной    Думы основывается    на   принципах   политического   многообразия   и многопартийности,  коллективном,  свободном обсуждении и  решении вопросов. В Государственной  Думе  через  депутатов  представлены  все граждане Российской Федерации  независимо от их  места  проживания на территории России.

В отличие от Совета Федерации Конституция  РФ закрепляет численный состав Государственной  Думы – 450 депутатов. А в Совет  Федерации входят по два представителя  от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и  исполнительного органов государственной власти, это указано в статье 95 Конституции РФ. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

        Государственная Дума вправе  создавать комиссии, деятельность  которых ограничена определенным  сроком или конкретной задачей.  По истечении установленного  срока или выполнении порученного  палатой задания комиссия прекращает  свою работу.

        Государственная Дума формирует  комитеты на основе принципа  пропорционального представительства  фракций и групп депутатов.  Численный состав   каждого   комитета   определяется Государственной  Думой, но не может быть менее  25 депутатов палаты.

Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст. 18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают  и предварительно рассматривают  законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений  Конституции Российской Федерации  и федеральных законов; решают вопросы  организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся  к ведению Государственной Думы1.

Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом  и Законом Российской Федерации  о комитетах палат Федерального Собрания.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел, посвященный  вопросам, которые относятся к  исключительному ведению Государственной Думы. В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту России на назначение председателя Правительства в соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации. Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации (ч.2 ст. 137 Регламента).

Согластие на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало  большинство от общего числа депутатов  Государственной Думы  (ч.2 ст 138 Регламента).

В случае отклонения кандидатуры Президент  в течение недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую  кандидатуру. А в случае двукратного  отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства  Российской Федерации Государственной  Думой Президент Российской Федерации  в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить  третью кандидатуру (ст. 140 ч.1 Регламента).

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение  в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным  округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной  Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских  объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в  любое из них с согласия его  членов. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

В настоящее время в Государственной  Думе существуют  следующие  фракции  и  депутатские  группы:   Фракция  аграрной   партии   России,   Фракция   “Выбор  России”,  Фракция демократической партии  России,  Фракция  политического  движения “Женщины  России”,  Фракция  коммунистической  партии  Российской Федерации,  Фракция  либерально-демократической  партии   России, Фракция партии Российского единства и согласия, Фракция “Яблоко”, Депутатская группа  “Новая  региональная  политика”,  Депутатская группа   либерально-демократический  союз  “12  декабря”  (данное перечисление по понятным причинам является достаточно условным).

Условием, сдерживающим свободу Государственной  Думы при определении своей позиции  по кандидатур на должность Председателя Правительства   является положение  ч.4 ст. 111 Конституции, в которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность  Председателя Правительства Президент  без предварительного согласия ГД назначает  Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает  новые выборы.

К  исключительной компетенции  Государственной Думы отнесено решение  вопроса о доверии Правительству (п.»б» ст. 103 Конституции), что является юридической формой ответственности  Правительства перед парламентом. В соответствии со статьями 143 и 144 Регламента, Государственная Дума принимает  постановление о недоверии Правительству  Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о выражении недоверия  Правительству считается отклоненным, если оно не собрало большинства  голосов депутатов.

В случае, если Президент России не согласился с решением Государственной Думы о недоверии Правительству, Государственная  Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование  по вопросу о выражении недоверия  Правительству.

В зависимости о того, кто является инициатором рассмотрения вопроса, в ч.З и 4 ст. 117 устанавливается  различный режим отношений Президента и Государственной Думы в случае принятия последней решения о  недоверии Правительству. Общим  и главным моментом здесь является то, что выражение Государственной  Думой недоверия Правительству  не влечет обязанности Президента принять  решение об отставке Правительства.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности  Уполномоченного по правам человека, который назначается ею на срок, установленный федеральным конституционным  законом об Уполномоченном по правам человека (ст. 147 Регламента). Если кандидатура  на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, фракции и депутатские группы праве предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное  рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения  палатой соответствующего представления  в порядке, установленной главой 19 Регламента.

Ст. 96   Конституции   Российской   Федерации   гласит:  “1. Государственная  Дума избирается сроком на четыре года. 2. Порядок формирования   Совета   Федерации  и  порядок  выборов  депутатов Государственной  Думы  устанавливаются  федеральными   законами.” Однако  в  заключительных  и  переходных  положениях  Конституции  Российской  Федерации  подчеркнуто,  что   Государственная   Дума первого созыва избирается сроком на два года.

Информация о работе Государственная Дума Российской Федерации