Государственная Дума Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Воссоздание в России постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти – одно из самых существенных завоеваний последнего времени, важнейшее условие движения по пути создания демократического общества и правового государства. Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Содержание работы

Введение
Глава1. Государственная Дума РФ: понятие, структура
Глава 2. Взаимодействие Государственной Думы с органами власти
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДУМА.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

Согласно  Положению  о  выборах  депутатов  Совета  Федерации Федерального   Собрания   Российской   Федерации   в   1993   г., утвержденному Указом Президента России от 11  октября 1993  г.  N 1626,  депутаты  Совета  Федерации первого созыва  были избраны гражданами  России  на  основе   всеобщего   равного   и   прямого избирательного   права   при   тайном   голосовании   на   основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам,  образуемым  в рамках  границ  субъектов Российской Федерации.

Выборы  депутатов  первого  созыва  проводились  по смешанной системе,  когда  одна  половина  депутатов  (225)  избиралась  по мажоритарной    системе,   а   другая   -   на   основе   системы  пропорционального  представительства.  В   Российской   Федерации  количество   депутатов,   избранных   12   декабря   1993   г.  в Государственную Думу (444),  оказалось  меньше,  чем предусмотрено Конституцией (450).

Списки  кандидатов в состав Государственной  Думы,  избираемых по    общефедеральному    избирательному    округу,   выдвигаются избирательными объединениями.      Кандидаты в   состав  Государственной  Думы,  избираемые  по одномандатным   избирательным   округам,   выдвигаются   группами избирателей и избирательными объединениями.

Избирательные объединения   это:   общефедеральные   партии, общефедеральные политические движения или блок таких общественных объединений,  создаваемый на период проведения  выборов.  Партия, политическое движение и общественная организация  не могут входить в состав более  чем одного избирательного объединения  и  не  могут выступать в  качестве самостоятельного избирательного объединения.

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной  Думы. Председатель Государственной  Думы избирается из числа депутатов  Государственной Думы тайным голосованием: Для избрания Председателя Государственной  Думы требуется, чтобы за него проголосовало  более половины от общего числа депутатов  Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.

Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель  и заместители Председателя не могут  быть представителями одной фракции, депутатской группы2.

Полномочия Председателя Государственной  Думы схожи с полномочиями Председателя Совета Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной Думы определен  в ст. 11 Регламента Государственной  Думы.

Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган  палаты, созданный для предварительной  подготовки и рассмотрения организационных  вопросов деятельности палаты.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной  Думы, руководители депутатских объединений  с правом решающего голоса. Заместители  Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной  Думы участвуют в работе Совета Государственной  Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета Государственной  Думы входят: формирование проекта  примерной программы законопроектной  работы Государственной Думы на текущую  сессию; формирование проекта календаря  рассмотрения Государственной Думой  вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы Государственной  Думы на очередное заседание.

Ст. 96 Конституции РФ устанавливает  срок полномочий депутатов Государственной  Думы в 4 года, что соответствует  мировой практике, согласно которой общенациональные парламенты избираются, как правило, на 4-5 летний срок. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем, данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический отчет депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна.

Основные полномочия Государственная  Дума осуществляет на пленарных заседаниях во время сессий (весенней — с 12 января по 20 июня и осенней — 1 сентября — 25 декабря). На практике, поскольку  депутаты не успевают завершить рассмотрение законопроектов, сроки сессий часто  продлеваются (например, в 2001 г. — до 14 июля). Заседания палаты открытые, они освещаются средствами массовой информации. Решение о закрытом заседании  принимается большинством голосов  от общего числа. На открытых и закрытых заседаниях могут присутствовать Президент  РФ, полномочный представитель Президента в Государственной Думе, члены  Совета Федерации, члены Правительства и др3. Секретари (заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти), представляющие свои министерства и ведомства, могут присутствовать на открытых заседаниях, а на закрытых — по специальным пропускам. На заседаниях ведутся протоколы и стенограммы, при открытом заседании они публикуются.

Сессия складывается из разных форм деятельности палаты: пленарных заседаний, заседаний Совета Государственной  Думы, заседаний комитетов и комиссий, работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Все эти мероприятия расписаны парламентом по дням недели, существует график работы.

Первоочередному рассмотрению на заседании  подлежат вопросы, включенные в повестку дня, но не рассмотренные на предыдущем заседании; послания Президента; законопроекты, внесенные Президентом или Правительством в качестве срочных; проекты федеральных  законов о бюджете и бюджетной  системе; о доверии Правительству  и др.

Помимо обсуждения законопроектов, на заседаниях Думы осуществляются другие мероприятия, о которых говорилось выше: вопросы и запросы депутатов, парламентские запросы (от имени  палаты), «правительственный час», час  заявлений депутатов, рассматривается  вопрос о доверии и недоверии  Правительству, проводятся парламентские  слушания и др.

 

 

Глава 2. Взаимодействие Государственной Думы с органами власти

 

Система органов государственной  власти в субъектах РФ, как и  в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эти положения закреплены в 10 статье Конституции Российской Федерации.

Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным  Собранием, которое состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной  Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта РФ (от представительного  и исполнительного органов государственной  власти).

Государственная Дума и Совет Федерации  проводят заседания раздельно. Они  избирают из своего состава Председателя его заместителей, в обязанности  которых входит проведение заседаний  и установка внутреннего распорядка. Несмотря на то, что Конституция  РФ закрепляет разделение властей, некоторые  рычаги влияния на исполнительную и  судебную власть все же остаются. Законодательная  власть может влиять на высшую судебную власть, Счетную палату, исполнительную власть путем назначения высшего  руководства этих властей или  выражения недоверия и т.д.

Депутаты являются одним из самых  многочисленных звеньев в цепочке  принятия законов. Депутатом может  стать любой гражданин РФ старше 21 года и имеющий право участвовать  в выборах. Члены Госудумы работают на профессиональной постоянной основе, получают жалования и другие преференции, связанные с их работой. Они не могут находиться на госслужбе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и творческой деятельности. Получая статус депутата или члена Совета Федерации, человек приобретает неприкосновенность (право на защиту от уголовного и административного преследования). Лишить депутата или члена Совета Федерации неприкосновенности может только соответствующая палата по представлению Генерального прокурора. Представители региональных, муниципальных парламентов таким правом не обладают.

Государственная Дума и, соответственно, депутаты избираются сроком на 5 лет. До 2008 года этот срок был меньше - 4 года. Также с 2005 года повышен проходной  барьер, который помогает отсеивать  мелкие партии, а с 2008 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе. Таким образом, только активные члены партии могут  быть включены в списки. Самовыдвижение на выборах федерального масштаба отменено4.

В Конституции Российской Федерации  за законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации закреплено право  законодательной инициативы.

В Регламенте Государственной Думы и в Положении о Правовом управлении Аппарата Государственной Думы закреплено, что одной из функций, осуществляемых Правовым управлением, является оказание правового содействия законодательным (представительным) органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  в определении предмета законодательного регулирования законопроектов, подготавливаемых или подготовленных к внесению в  Государственную Думу, и в предварительной  оценке их концептуальных положений, а  также оказание им методической помощи в организации правовой экспертизы подготовленных к внесению в Государственную Думу законопроектов.

В целях оказания правового содействия региональным законодателям и в  связи с необходимостью согласования их правовых позиций по соответствующим  законопроектам в структуре Правового  управления действует отдел правового  содействия субъектам законодательной  деятельности, к функциям которого отнесено оказание правового содействия законодательным (представительным) органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации в определении  предмета законодательного регулирования  законопроектов, готовящихся к внесению в Государственную Думу, предварительной  правовой оценке концептуальных положений  таких законопроектов, а также  оказание им методической помощи в  организации их правовой экспертизы. Такое правовое содействие позволяет  региональным законодателям еще  до внесения законопроектов в Государственную  Думу не только определиться в необходимости  их внесения, но и привести их в точное соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами  и принципами международного права  и международных договоров Российской Федерации, а также с соответствующими федеральными законами.

Необходимо отметить, что активное участие в оказании правового  содействия законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают также профильные комитеты Государственной Думы, которые, наряду с Правовым управлением, тщательно  анализируют законодательные инициативы, поступающие из регионов в рамках «нулевого чтения». По каждому такому обращению аппараты комитетов дают квалифицированные экспертные заключения (причем на многие законопроекты имеются заключения двух и более комитетов), содержащие как правовой анализ представленных проектов, так и их оценку с точки зрения имеющейся правоприменительной практики, возможных перспектив реализации этих законопроектов.

Взаимодействие Государственной  Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в законодательном процессе не ограничивается только рамками проектов соответствующих  федеральных законов. У этих органов  имеется настоятельная потребность  получения экспертных оценок как  по рассматриваемым ими проектам конституций (уставов) и законов  субъектов Российской Федерации, так  и по принятым ими законам, а также  по вопросам, связанным с разъяснением норм соответствующего федерального законодательства. В связи с этим Правовое управление Аппарата Государственной Думы оказывает  научно-методическую, информационную и иную правовую помощь законодательным (представительным) органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  в разных формах. При этом следует  отметить, что ответы на указанные  вопросы предполагают разъяснение  норм соответствующего федерального законодательства, однако полномочиями разъяснять нормы  какого-либо федерального закона Правовое управление не обладает.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года № 17-П официальное, имеющее  силу закона (то есть обязательное для  всех) разъяснение норм любого федерального закона может быть дано только актом  законодательного органа, который должен приниматься, подписываться и обнародоваться в порядке, установленном для  федеральных законов5.

Законодательство о выборах  депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  избираются гражданами Российской Федерации  на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах  является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию  или неучастию в выборах, а  также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной  Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие  за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Информация о работе Государственная Дума Российской Федерации