Государственная гражданская служба федеральной исполнительной власти. Особенности, специфика, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения, именно это делает данную тему актуальной на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие, система и принципы государственной службы……...5
1.1.Особенности федеральной гражданской службы…………………11
Глава 2. Гражданская служба федеральной исполнительной власти…………………………………………………………………………...11
2.1. Особенности государственного управления в федеральной исполнительной власти……………………………………………………………………14
2.2.Функции федеральной гражданской службы……………………....16
2.3.Условия и порядок поступления на федеральную гражданскую службу в федеральный орган исполнительной власти………………………..18
2.4.Квалификационные требования при поступлении на гражданскую службу в Аппарат Правительства………………………………………………21
2.5.Ограничения, связанные с гражданской службой…………...……..22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы федеральной исполнительной власти…………….23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая. Федеральная государственная гражданская служба исполнительной власти.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Статьей 15 Конституции  установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

Подлинной подконтрольности государственных служащих  не может  быть без разрешения гласности, учета  общественного мнения, открытости и  доступности  для контроля, систематического освещения  деятельности органов государственной власти  средствами массовой информации. Ни один работник государственных  органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

  1. Принцип профессионализма  и компетентности   государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее  знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.
  2. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность  как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения  нормальной деятельности  государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

Реализация перечисленных  принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

 

 

1.1.Особенности федеральной гражданской службы

 

Характеристика федеральной  гражданской службы дается в Федеральном  законе «О системе государственной  службы РФ». В статье 5 п. 2 сказано: «Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации».

В целом, это определение вполне согласуется с ранее рассмотренными определениями государственной службы РФ и государственной гражданской службы. Единственное, что в нем не выражено определенно, так это то, что гражданские служащие в соответствующих ситуациях могут не только обеспечивать, но и исполнять полномочия государственных органов. Поэтому здесь вполне целесообразно привести и авторское определение: федеральная гражданская служба - это профессиональная административная (аппаратная) деятельность гражданских служащих по обеспечению исполнения и исполнению полномочий федеральных государственных органов.

 

 

Глава 2. Гражданская служба федеральной исполнительной власти.

Среди центрально-федеральных  подсистем гражданской службы особую значимость, по своей роли, имеет гражданская служба исполнительной власти. Во-первых, она располагает самым большим среди всех ветвей федеральной власти управленческим аппаратом. По численности он составляет 79,3% от всего количества федеральных гражданских служащих.

Во-вторых, это единственная ветвь федеральной гражданской  службы, в которой просматривается субординационный характер. Здесь имеются три, в определенной мере, соподчиненных между собой уровня. Высший уровень составляет гражданская служба президента. Затем, слабо подчиненная ей, гражданская служба Правительства. Нижнюю ступень этой иерархии занимают гражданские службы федеральных министерств и ведомств, которые подчиняются не только гражданской службе Правительства, но и гражданской службе Президента. При этом, федеральная гражданская служба исполнительной власти имеет в субъектах РФ свои представительства в виде территориальных органов управления различных министерств и ведомств. Стало быть, между этими тремя уровнями федеральной гражданской службы действует, хотя и весьма ограниченная и в чем-то несовершенная, вертикаль власти.

 В-третьих, данная ветвь гражданской службы более других обеспечена нормативными актами. Основные процессы здесь достаточно занормированы, хотя многие вопросы еще регулируются старыми аппаратными традициями и волей непосредственных руководителей.

Высшим уровнем гражданской службы федеральной исполнительной власти является гражданская служба, осуществляемая в рамках административных структур Президента. Она имеет достаточно многочисленный и сложный аппарат в структуре федеральной гражданской службы. Это наиболее меняющаяся и, все еще находящаяся в процессе организационного поиска, гражданская служба.

Администрация Президента формируется  на основании пункта «и» ст. 83 Конституции РФ и является структурным подразделением, обеспечивающим деятельность Президента. В соответствии с проведенной в марте 2004 г. Реорганизацией, в ее составе насчитывается 18 управлений. В их числе аппарат Совета безопасности РФ, аппарат полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, аппарат советников, государственно-правовое управление, канцелярия, контрольное управление, реферантура, секретариат руководителя Администрации, управление по внешней  политике, управление по внутренней политике, управление по кадровым вопросам и государственным наградам, управление по вопросам государственной службы, управление по обеспечению конституционных прав граждан, управление информационного и документационного обеспечения, управление по работе с обращениями граждан, управление пресс-службы и информации, протокольно-организационное управление, экспертное управление.

Второй уровень гражданской  службы федеральной исполнительной власти составляет гражданская служба Правительства. Она занимает промежуточное  положение между гражданской  службой Президента и гражданскими службами министерств и ведомств. Вместе с тем, как уже говорилось, это особая подсистема, во-первых, в структуре гражданской службы федеральной исполнительной власти, а во-вторых, в структуре всей федеральной гражданской службы.

Третий уровень федеральной  гражданской службы исполнительной власти образуют гражданские министерства и ведомства (службы и агентства). Они чрезвычайно разнообразны по своему содержанию и социальному назначению.

Анализ деятельности федеральных  министерств и ведомств показывает на сложившиеся, в основном не вполне рациональные и недостаточно стабильные, гражданские службы. Дело в том, что в данной подсистеме все подразделения управленческих аппаратов напрямую подчинены министрам и руководителям ведомств, которые часто меняются. Со сменой первых руководителей, как правило, меняются их заместители. Последние, в свою очередь, меняют руководителей курируемых им подразделений. А новые руководители подразделений «обновляют» состав своих подчиненных. Подобные, достаточно массовые, «обновления», конечно, негативно сказываются на профессионализме и компетентности гражданских служащих, на эффективности деятельности самих министерств и ведомств.

Решение этой проблемы возможно только за счет повышения правовой и административной стабильности гражданских служб  федеральных министерств и ведомств. Если попытаться опереться на зарубежный отечественный опыт, то во всех федеральных министерствах и ведомствах имело бы смысл учредить должности руководителей аппаратов (что сделано уже довольно последовательно в Администрации Президента, аппаратах Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, в некоторых министерствах и ведомствах). Наделить их статусом высших должностей гражданской службы, замещаемых на постоянной основе. И главное – сделать, замещающих эти должности лиц, ответственными за профессионализм и компетентность подчиненных им управленческих аппаратов. При таком порядке министры и руководители ведомств будут приходить и уходить, а руководители аппаратов оставаться, выполняя свою основную функцию хранителей и поборников управленческой эффективности гражданских служб соответствующих министерств и ведомств.

 

2.1. Особенности  государственного управления в  федеральной исполнительной власти.

 

Власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, что, безусловно, отражается на характере и определении органа исполнительной власти. Выделить их можно путем рассмотрения признаков такого органа, затем сформулировав его определение и кратко охарактеризовав виды органов исполнительной власти.

Признаки органа исполнительной власти

Орган исполнительной власти: 1) составная часть механизма исполнительной власти; 2) действует, исключительно, в сфере исполнительной власти; 3) выступает по поручению и от имени Российского государства; 4) осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; 5) обладает собственной компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

Таким образом, орган  исполнительной власти - составная  часть механизма (системы) исполнительной власти; действует в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства (Российской республики в составе Российской Федерации); осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; обладает собственной компетенцией; имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

В определенном объеме, в самой Конституции, содержится классификация органов исполнительной власти. Это: 1) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 2) правительства, советы министров; министерства, комитеты; службы, главные управления, департаменты, администрации, мэрии, отделы и др. (по организационно-правовым формам). В административно-правовой литературе различают органы общей компетенции (правительства, советы министров); органы отраслевой компетенции (министерства, комитеты и др.), органы межотраслевой компетенции (государственные комитеты по статистике, таможенный; по высшему образованию и др.)

Эти органы, в свою очередь, делят по порядку детальности: на коллегиальные и единоначальные. К коллегиальным относятся правительства, советы министров, государственные комитеты, комитеты, единоначальным — министерства, главные управления, департамент.

В последние годы появилась и получила развитие такая форма как федеральная служба: безопасности, по валютному и экспортному контролю; занятости, миграционная и др.

 

 

 

2.2.Функции федеральной гражданской службы.

 Большая часть государственных  служб федеральных органов государственной власти осуществляет свою деятельность в настоящее время на основе нормативно закрепленных положений или регламентов, в которых данная проблема получила определенное решение. И это, конечно, положительно сказывается на результатах данной деятельности.

Если же исходить из сущности и социальной роли федеральной гражданской  службы как административной деятельности, то ее функции, в основном детерминируются теми государственными органами, в рамках которых действуют. И, в частности, в Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (2004г.) в п. 2 выделяется пять функций:

    1. принятие нормативных актов;
    2. контроль и надзор;
    3. правоприменительные функции;
    4. управление государственным имуществом;
    5. оказание государственных услуг.

Более обстоятельно они  выглядят следующим образом:

1) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на определенный круг лиц;

2) под функциями по контролю и надзору понимаются:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения,

- выдача органами государственной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного  вида деятельности и (или) конкретных  действий юридическим лицам и  гражданам,

- регистрация актов,  документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

3) под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров;

4) под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

5) под функциями  по оказанию государственных услуг, понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Следовательно, федеральные  министерства осуществляют функции  по принятию нормативных правовых актов  для исполнения органами государственной (исполнительной) власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Информация о работе Государственная гражданская служба федеральной исполнительной власти. Особенности, специфика, перспективы развития