Государственная тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:32, доклад

Описание работы

Институт государственной тайны является одним из важнейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопасность государства и достигается защищенность национальных интересов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопасности институт государственной тайны, прежде всего, правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационными и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется Федеральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определение государственной тайны сформулировано в ст.2 Закона РФ «О государственной тайне» через призму понятия безопасности Российской Федерации.

Содержание работы

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЮ 3
СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ. 6
ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ И РАССЕКРЕЧИВАНИЕ 8
РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ 13
ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ 17
СЕРТИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ 27

Файлы: 1 файл

гос тайна.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(национальный исследовательский  университет»)

 

 

ИНЖЭНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ  МАИ

КАФЕДРА 506

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛИ СТУДЕНТКИ

ГРУППЫ 50-207Б

ТАБАНИНА Е.С.

ТИТИНКИНА Р.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЮ           3
  2. СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ.                                                                                 6
  3. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ И РАССЕКРЕЧИВАНИЕ                                                          8
  4. РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ                                                                                  13
  5. ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ                                                               17
  6. СЕРТИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ                                       27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЮ

 

 

Понятие государственной тайны  и общие сведения о системе  ее защиты.

Институт государственной тайны  является одним из важнейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопасность государства и достигается  защищенность национальных интересов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопасности институт государственной тайны, прежде всего, правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационными и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется Федеральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определение государственной тайны сформулировано в ст.2 Закона РФ «О государственной тайне» через призму понятия безопасности Российской Федерации. В соответствии с названной статьей под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

 

В целях защиты указанных категорий  сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названными органами и направленных на предотвращение утечки информации и несанкционированного доступа к ней.

 

Согласно ст.20 Закона РФ «О государственной  тайне» к органам защиты государственной  тайны относятся:

 

- Межведомственная комиссия по  защите государственной тайны; 

 

- Федеральная служба безопасности  РФ;

 

- Министерство обороны РФ;

 

- Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ;

 

- Служба внешней разведки РФ;

 

- Государственная техническая  комиссия при Президенте РФ;

 

- Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации  и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

 

Межведомственная комиссия представляет собой коллегиальный орган, основной функцией которого является координация  деятельности органов государственной  власти (федеральных и региональных) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.

 

Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и  ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Указом Президента РФ от 20 января 1996г. №71 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны». Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет центральный аппарат Государственной технической комиссии при Президенте РФ, в котором имеется структурное подразделение для выполнения этих функций.

 

Органы федеральной исполнительной власти (ФСБ РФ, МО РФ, ФАПСИ, СВР РФ) и их органы на местах организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ. Главнейшие из этих функций определены в Федеральном законе «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Государственная техническая комиссия при Президенте РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования и по противодействию техническим средствам разведки на территории РФ, а так же единую государственную научно-техническую политику в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств. Гостехкомиссия РФ организует деятельность государственной системы защиты информации в РФ от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам. Гостехкомиссия РФ действует на основании Положения о Государственной технической комиссии при Президенте РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19 февраля 1999г. № 212.

 

Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную  тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей  компетенции, определенной положениями о них либо уставами. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и в организациях создаются структурные подразделения по защите государственной тайны.

 

Защита государственной тайны  в силу прямого указания Закона (ч.5 ст.20 Закона РФ «О государственной тайне») является видом основной деятельности органа государственной власти или организации.

 

Под средствами защиты информации, являющимися  составной частью системы защиты государственной тайны, понимаются технические, криптографические, программные  и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

 

В качестве носителей сведений, составляющих государственную тайну, действующее законодательство признает материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Указанное понимание носителя сведений исключает применение данного термина к физическим лицам, имеющим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ.

Основополагающим элементом государственной  тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст.5 Закона РФ «О государственной тайне» по важнейшим  направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключительно важное место в процессе конституирования института информации, режим которой определяется как государственная тайна. Поэтому не случайно законодатель посвящает этому перечню специальный раздел Закона РФ «О государственной тайне».

 

Под перечнем сведений, составляющих государственную тайну, понимается совокупность категорий сведений, в  соответствии с которыми сведения относятся  к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Категории сведений связаны с конкретными областями деятельности государства. Так, в состав сведений в военной области (военная тайна) включены, в частности, сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения.

 

К составу сведений в области  экономики, науки и техники, подлежащих нахождению их в режиме государственной  тайны, отнесены, в частности, сведения о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства.

 

К сведениям в области внешней  политики и экономики отнесены, в  частности, сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

 

К сведениям, составляющим государственную  тайну в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в частности, отнесены: сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах этих видов деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной, связи, о шифрах, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

 

Приведенный выше перечень сведений является весьма обобщенным, но он составляет ту основу, на фундаменте которой формируются  более детальные составы сведений, относимых в установленном порядке к информации, находящейся в режиме государственной тайны.

 

На основе базового перечня сведений, составляющих государственную тайну, сформулированного в ст.5 Закона РФ «О государственной тайне», и  в соответствии с п.2. ст.4 названного Закона Президент РФ утверждает подробный Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в котором помимо собственно сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению. Данный Перечень периодически и по мере надобности пересматривается в соответствии с принципами отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.

 

Указанные принципы нашли свое закрепление  в ст.6 Закона РФ «О государственной  тайне». К ним отнесены принципы законности, обоснованности и своевременности.

 

Под законностью отнесения сведений к государственной тайне понимается соответствие засекречиваемых сведений законодательству РФ о государственной  тайне и, в частности, перечню  сведений, составляющих государственную  тайну.

 

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

 

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и  их засекречивания состоит в установлении ограничений на распространение  этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Информация о работе Государственная тайна