Государственная тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:32, доклад

Описание работы

Институт государственной тайны является одним из важнейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопасность государства и достигается защищенность национальных интересов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопасности институт государственной тайны, прежде всего, правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационными и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется Федеральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определение государственной тайны сформулировано в ст.2 Закона РФ «О государственной тайне» через призму понятия безопасности Российской Федерации.

Содержание работы

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЮ 3
СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ. 6
ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ, ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ И РАССЕКРЕЧИВАНИЕ 8
РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ 13
ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ 17
СЕРТИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ 27

Файлы: 1 файл

гос тайна.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

 

- возникновения иных обстоятельств,  являющихся основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне и влияющих на принятие решения о допуске.

 

При переоформлении допуска в органы безопасности направляются те же документы, что и при оформлении на допуск.

 

Согласно ст.23 Закона РФ «О государственной  тайне», допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

 

- расторжения с ним трудового  договора (контракта), в связи с  проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

 

- однократного нарушения им  взятых на себя и предусмотренных  трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой  государственной тайны; 

 

- возникновения обстоятельств,  являющихся основанием для отказа  должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

 

В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, составляющими  государственную тайну, оформляется  письменное заключение, подготовленное подразделением по защите государственной  тайны и структурным подразделением, в котором гражданин работает.

 

Это заключение подлежит утверждению  руководителем организации. О факте  отстранения письменно сообщается в орган безопасности и делается соответствующая отметка в карточке на допуск.

 

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия в нем предусмотрены. Решение руководителя организации о прекращении допуска гражданина к государственной тайне и расторжение на этом основании трудового договора с ним могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

 

Прекращение допуска к государственной  тайне не освобождает должностное  лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну

 

Заключение органа безопасности о  нецелесообразности дальнейшего допуска  гражданина к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям  является обязательным основание для отстранения этого гражданина от работы с такими сведениями.

 

Особенности допуска к государственной  тайне лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также  лиц и числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов.

 

Порядок допуска данных лиц к государственной тайне определяется Положением о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003.

 

Лица, имеющие двойное гражданство, полученное в установленном порядке, допускаются к государственной  тайне в порядке, определенном для  должностных лиц и граждан  РФ. При этом указанные лица допускаются  к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

 

Лица без гражданства могут  быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании  решения Правительства РФ. К  сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям лица без гражданства, как правило, не допускаются. Предложения по допуску к государственной тайне лиц без гражданства должны исходить от руководителей органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне либо руководителей органов государственной власти субъектов РФ, заинтересованных в подобном допуске.

 

Иностранные граждане допускаются  к государственной тайне на основании  международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну. При этом иностранные граждане допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. № 973. Решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне принимается руководителями органов государственной власти субъектов РФ, организаций, уполномоченных Правительством РФ осуществлять передачу сведений, составляющих государственную тайну, другому государству. Указанное решение согласовывается с Федеральной службой безопасности РФ.

 

Порядок допуска к государственной  тайне лиц из числа эмигрантов и реэмигрантов определяется, исходя из гражданства указанных лиц  на момент возбуждения ходатайства  о допуске их к государственной  тайне.

 

Особый порядок допуска к  государственной тайне. В ряде случаев допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется без проведения стандартных процедур проверочных мероприятий в отношении определенного круга лиц. К этим лицам согласно ст.21 Закона РФ «О государственной тайне» отнесены члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Проверочные мероприятия в отношении названных лиц заменяются на процедуру предупреждения о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с выполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения.

 

В данном случае допуск по установленным степеням секретности не оформляется, но отбирается соответствующая расписка. Гарантия сохранности государственной тайны в этом случае соблюдается путем установления ответственности за государственную измену в форме шпионажа или выдачи государственной тайны, разглашение государственной тайны либо утрату сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с нормами уголовного законодательства и особенностями процедуры привлечения к ответственности указанных лиц. Упрощенная процедура допуска членов Федерального Собрания РФ, судей и адвокатов, участвующих в качестве защитников по отдельным категориям дел, не является основанием их освобождения от возможных ограничений прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, установленных ст.24 Закона «О государственной тайне».

 

Особый порядок допуска к  государственной тайне не распространяется на лиц, являющихся депутатами представительных (законодательных) органов субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

 

Особенности допуска организаций  на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную  тайну. Проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную  тайну, относится к числу лицензируемых видов деятельности. Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими лицензии в порядке установленном Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 (с изм. и доп.).

 

Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций  по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным названным выше Постановлением Правительства, установлено, что органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:

 

- по допуску предприятий к  проведению работ, связанных с  использованием сведений, составляющих  государственную тайну, – Федеральная  служба безопасности РФ и ее территориальные органы (на территории РФ), Служба внешней разведки РФ (за рубежом);

 

- на право проведения работ,  связанных с созданием средств  защиты информации, – Гостехкомиссия  РФ, ФАПСИ, СВР, Минобороны РФ, ФСБ РФ (в пределах их компетенции);

 

- на право осуществления мероприятий  и (или) оказания услуг в  области защиты государственной  тайны – ФСБ и ее территориальные  органы, ФАПСИ, Гостехкомиссия РФ, СВР (в пределах их компетенции).

 

Лицензирование деятельности предприятий  ФСБ, Минобороны РФ, ФАПСИ, ФПС РФ, СВР, Гостехкомиссии РФ по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется руководителями министерств и ведомств РФ, которым подчинены данные предприятия.

 

На орган, уполномоченный вести лицензионную деятельность, возлагается ряд обязанностей, в числе которых названы:

 

- организация лицензирования деятельности  предприятия; 

 

- организация и проведение специальных  экспертиз предприятия; 

 

- рассмотрение заявлений предприятий  о выдаче лицензий;

 

- принятие решений о выдаче  или об отказе в выдаче лицензий;

 

- выдача лицензий;

 

- принятие решений о приостановлении  действия лицензии или о ее  аннулировании; 

 

- разработка нормативно-методических  документов по вопросам лицензирования;

 

- привлечение в случае необходимости  представителей министерств и  ведомств РФ для проведения  специальных экспертиз; 

 

- ведение реестра выданных, приостановленных  и аннулированных лицензий.

 

Орган, уполномоченный на ведение  лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 3 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

 

Лицензии выдаются на основании  результатов специальной экспертизы организации и государственной  аттестации их руководителей, ответственных  за защиту сведений, составляющих государственную тайну при выполнении организацией следующих условий:

 

- выполнение требований нормативных  документов, утверждаемых Правительством  РФ, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну,  в процессе выполнения работ,  связанных с использованием указанных сведений;

 

- наличие в их структуре подразделений  по защите государственной тайны  и специально подготовленных  сотрудников для работы по  защите информации, количество и  уровень квалификации которых  достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

 

- наличие у них сертифицированных  средств защиты информации.

 

Срок действия лицензии зависит  от вида деятельности, но не может быть менее трех и более пяти лет.

 

Порядок организации и проведения специальных экспертиз определен Инструкцией о порядке проведения специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной приказом ФСБ России от 23 августа 1995 г. № 28.

 

Специальные экспертизы предприятий  выполняются по направлениям режима секретности, противодействия иностранной  технической разведке, защиты информации от утечки по техническим каналам.

 

Специальные экспертизы организуются и проводятся:

 

- ФСБ РФ и территориальными  органами безопасности, Гостехкомиссией  РФ, ФАПСИ и их органами на  местах, другими министерствами  и ведомствами РФ, руководители  которых наделены полномочиями  по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий;

 

- отраслевыми аттестационными  центрами министерств и ведомств, руководители которых наделены  полномочиями по отнесению сведений  к государственной тайне, для  проведения специальных экспертиз на подведомственных им предприятиях;

 

- региональными аттестационными  центрами ФСБ РФ и территориальных  органов безопасности, Гостехкомиссии  РФ, ФАПСИ и их органов на  местах, а также администрацией  субъектов РФ, для проведения  экспертиз на вневедомственных предприятиях.

 

Проведение специальных экспертиз  осуществляется экспертными комиссиями, которые формируются при ФСБ  РФ и территориальных органах  безопасности, Гостехкомиссии РФ, ФАПСИ  и их органах на местах и в аттестационных центрах.

 

Составы экспертных комиссий утверждаются ФСБ РФ или территориальными органами безопасности по согласованию с подразделениями Гостехкомиссии РФ, ФАПСИ, осуществляющими лицензионную деятельность, или с их органами на местах.

 

Для проведения специальных экспертиз  предприятия обращается в ФСБ РФ или в территориальные органы безопасности, которые дают соответствующее поручение аттестационному центру (в случае проведения экспертизы с участием Гостехкомиссии РФ, ФАПСИ или их органов на местах) либо экспертной комиссии (в случае проведения экспертизы ФСБ РФ или территориальным органом безопасности).

 

Результаты работы экспертной комиссии оформляются актом, утверждаемым ее председателем, в котором дается заключение о готовности (неготовности) предприятия осуществлять работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Акт специальной экспертизы прилагается к заявлению о выдаче лицензии, которое направляется предприятием в ФСБ РФ или территориальный орган безопасности.

 

Специальная экспертиза проводится по договору между предприятием и органом лицензирования или проводящим ее аттестационным центром. Основанием для заключения предприятием договора на проведение специальной экспертизы с ФСБ РФ, территориальным органом безопасности или аттестационным центром является уведомление предприятия ФСБ РФ или территориальным органом безопасности о проведении специальной экспертизы.

Информация о работе Государственная тайна