Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:47, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности государственной власти, её легальности и легитимности. Данная цель будет реализовываться путём решения следующих задач:
- выявление теоретических основ государственной власти, связанных с определением понятий, признаков и критериев государственной власти;
- обоснование социальной и юридической основы государственной власти, путём раскрытия категорий «легитимность» и «легальность» государственной власти и обоснование этих понятий;
- выделение критериев, на основе которых государственная власть признаётся легальной и легитимной;
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Государственная власть………………………………………………..............5
1.1. Понятие и признаки государственной власти……………….............5
1.2. Понятие и роль аппарата государства…………….………………...11
2. Легитимность и легальность государственной власти…………………......17
2.1. Понятие и критерии легитимности и легальности государственной власти……………………………………………...17
2.2. Формы легитимности и легализации государственной власти…...21
2.3. Соотношение легитимности и легальности государственной
власти. Лжелегитимность и лжелегализация……………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………….......
ВВЕДЕНИЕ
Важность разработки проблемы государственной власти, её легальности и легитимности в Российской Федерации и в мире в целом, обусловлена целым рядом обстоятельств.
Что касается Российской Федерации, то несколько обстоятельств представляются наиболее значимыми. Во-первых, системный кризис советского общества на рубеже 80-90-х г.г. ХХ в. привёл к демонтажу самого остова советской государственности. Во-вторых, начавшийся в 90-ые годы ХХ в. процесс становления гражданского общества, со всей необходимостью предполагал формирование не только органов власти нового, теперь уже демократического государства, но и самой государственной власти, её легальности и легитимности, т.е. её юридической обоснованности, с одной стороны, и справедливости, признания, поддержке её населением – с другой.
Острота проблемы усугубляется условиями формирования в некоторых сферах номенклатурно-мафиозного капитала, нерасчленённостью в ряде случаев коммерческих, административных, а то и криминальных структур, противодействием местной и федеральной власти, частой некомпетентностью последней.
Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности государственной власти, её легальности и легитимности.
Данная цель будет реализовываться путём решения следующих задач:
- выявление теоретических основ государственной власти, связанных с определением понятий, признаков и критериев государственной власти;
- обоснование социальной и юридической основы государственной власти, путём раскрытия категорий «легитимность» и «легальность» государственной власти и обоснование этих понятий;
- выделение критериев, на основе которых государственная власть признаётся легальной и легитимной;
- выявление соотношения легитимности и легальности государственной власти;
- показать, когда государственная власть может признаваться лжелегитимной и лжелегальной.
В данной работе были использованы научные труды, монографии и статьи авторов разных исторических эпох, начиная от начала ХХ в. и заканчивая современным этапом.
К началу ХХ в. относится работы русского юриста-философа И.А. Ильина “ О сущности правосознания” и “Теория права и государства” и учебник “Энциклопедия права“ преподавателя юридического факультета Петербургских Высших женских курсов Ф.В. Тарановского.
Из работ современных теоретиков были использованы труды, статьи и монографии таких авторов как Э.П.Григонис, В.М.Корельский, Н.И.Матузов, В.В.Маклаков, А.Ф.Черданцев, В.Е.Чиркин.
Из документальных источников была использована Конституция Российской Федерации, а так же Конституции и Основные Законы зарубежных государств.
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
1.1. Понятие и признаки государственной власти
Из всех союзов, создаваемых людьми, наибольшую разносторонность и внешнюю силу имеет государство. Человечество убедилось, что возможно совмещать жизнь в свободных и добровольных союзах с жизнью в едином властвующем и принудительном союзе – государстве.
Государство – это союз людей, непременно союз многих людей, организованный на началах права, объединённый господством над единой территорией и подчинением единой власти.1 То есть, у государства, как союза многих людей, социальное начало и социальная природа.
С возникновением самого человеческого общества, как союза людей, возникает и социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придаёт обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – класса, социальной группы, народа (властвующего субъекта) - подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы.
В основе социальной власти лежат не отношения личной зависимости, а существование определённых общностей, коллективов. Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определённой иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Власть-существенный элемент всякой организации социальной жизни, жизни в коллективе.2
Государственная власть, будучи разновидностью социальной власти, обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в её политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо.
Конструкция новой государственной власти дана была к концу XVI в. Баденом в его знаменитом произведении ''Шесть книг о государстве''.
Отличительным признаком государственной власти Баден считал суверенитет (souverainete) и определял суверенную государственную власть как высшую, постоянную, независимую, несвязанную извне данными ей законами, абсолютную, то есть - внутреннему и внешнему суверенитету.3
Демократические доктрины и политические
документы современности в
И в этой связи важно, что п.1 ст.3 Конституции Российской Федерации гласит: ''Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ''.4
Эта идея заложена в конституциях многих современных государств, где она обычно выражается в словах: «власть принадлежит народу», «народ является источником власти». Первым в истории подобным политическим актом стала Декларация прав человека и гражданина, провозглашённая Учредительным собранием Франции в 1789 г. В ст.3 этого документа сказано: ''Источник суверенной власти заключается исключительно в нации ''. В основе суверенитета государственной власти Декларация видит национальный суверенитет.
Так что же такое государственная власть и как её охарактеризовать?
Власть – сложное, многостороннее явление, проявляющееся в разных организационных формах, методах и способах её осуществления, системе отношений, целях и т.д.
Ф.В.Тарановский рассматривал власть как господство одних людей над другими, господство принудительное, обязательное, независимое от согласия подвластных и неустранимое по их произволу.5
В советской литературе одни авторы рассматривали власть как определённую функцию, присущую любому коллективу, обществу,6 другие-как волевое властеотношение властвующего и подвластного субъектов,7 третьи – как способность властвующего навязывать свою волю другим лицам.8 Власть понимается также как управление, связанное с принуждением.9
Государственная власть, как власть социальная, является не частной, а публичной.
Особенностью государственной власти является то, что её субъект и объект обычно не совпадают. Властвующий субъект подчиняет себе волю подвластного, направляет (модифицирует) поведение последнего. Как отмечает И.А. Ильин в своей книге ''О сущности правосознания '' (М., 1993.- С.133) власть есть сила, притом сила волевая. На макроуровне в масштабах общества властвующий (управляющий) и подвластный (управляемый) могут совпадать в одном субъекте (народ) или не совпадать (правящая элита и народ). Совпадение в одном субъекте властвующего и подвластного имеет место в демократическом обществе, где народ не только объект, но и субъект власти, источник власти и суверенитета. Каждый гражданин государства лицо не только подвластное, но вправе и должен выступать в качестве частичного (как член общества) первоначального носителя и источника власти. Он должен и вправе принимать участие в формировании институтов власти (участвовать в выборах), контроле за их деятельностью, быть инициатором их реформирования, роспуска, участвовать в принятии решений в рамках институтов непосредственной демократии (референдумы, сходы, собрания). Ни один гражданин не должен выступать как властвующий или только подвластный. То же самое можно сказать и об отдельных институтах власти. Каждый из них в одном отношении выступает как субъект власти, а в другом – как объект власти. Даже орган верховной власти должен иметь над собой высшую власть народа.10
В своих пределах власть каждого государства является верховною. Государство не признаёт на своей территории другой власти.11
В государственно-организованном обществе происходит институционализация власти, создаются её специальные институты (система органов государства).12 Власть государства равна сумме властей всех его органов; полномочие на власть, принадлежащее государству, распределено всегда без остатка между всеми органами, действующими от его лица.13
И.А. Ильин в своей книге “О сущности правосознания “ (Гл.14.М., 1993.) выделяет, так называемые, “аксиомы власти “. Их у него шесть:
1) Государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия. В порядке политической целесообразности этого требует принцип организации покоящейся на разделении функций, на их распределении, на общественном соглашении и признании.
Власть, совсем лишённая правовой санкции не имеет правового измерения. Получить правовую санкцию она должна и от конституционного закона, и от признающего правосознания народа. Власть не уполномоченная
ни конституционною формою, ни приемлющим правосознанием,- может только симулировать законодательство, управление и суд.
2) Государственная власть
в пределах каждого политическо
3) Государственная власть
всегда должна осуществляться
лучшими людьми, удовлетворяющими
этическому и политическому
4) Программа государственной власти должна быть приемлема для зрелого государственного правосознания. В порядке политической целесообразности это определяется тем, что только служение общему интересу превращает государственную власть в действительный, авторитетный центр политического единения.
5) Программа государственной власти может включать в себя только осуществимые меры и реформы.
6) Государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, в своём функционировании она должна ориентироваться на общечеловеческие нравственные ценности и способствовать их утверждению.
Что касается признаков государственной власти, то можно выделить несколько явных и важных:
-Государственная власть обладает юридическим и почти всегда фактическим верховенством в обществе, она суверенна.
-Государственная власть, являясь политической, регулирует отношения социальных групп внутри государства. Государство выступает в роли социального арбитра.
-Государственная власть, юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение и насилие.
-Государственная власть
формализована, легализована, закреплена
в правовой форме, она
Таким образом, государственная власть
– явление социально –
Государственная власть – не только социально-политическое явление. С юридической точки зрения это также институт конституционного права, т.е. система правовых норм, регулирующих социальные явления в обществе.
полномочие, оно совсем не могло бы управляться и разрешать свои задачи. Каждый орган имеет только то полномочие, которое он получил от государства и которое, в сущности, принадлежит самому государству; и обратно: полномочие, которое государство утвердило за собою посредством правовой нормы, оно всегда передаёт для осуществления одному или многим органам. Это означает то, что власть государства делится и распределяется между всеми его органами целиком, она не принадлежит ни одному органу.
Каждый из органов государства имеет, с одной стороны, полномочие действовать от лица государства самостоятельно от высших органов, с другой стороны, обязанность отвечать за правильность своих действий перед высшими органами.14
В соответствии с концепцией разделения властей, принято различать органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.
Информация о работе Государственная власть: легитимность и легальность