Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:47, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности государственной власти, её легальности и легитимности. Данная цель будет реализовываться путём решения следующих задач:
- выявление теоретических основ государственной власти, связанных с определением понятий, признаков и критериев государственной власти;
- обоснование социальной и юридической основы государственной власти, путём раскрытия категорий «легитимность» и «легальность» государственной власти и обоснование этих понятий;
- выделение критериев, на основе которых государственная власть признаётся легальной и легитимной;
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Государственная власть………………………………………………..............5
1.1. Понятие и признаки государственной власти……………….............5
1.2. Понятие и роль аппарата государства…………….………………...11
2. Легитимность и легальность государственной власти…………………......17
2.1. Понятие и критерии легитимности и легальности государственной власти……………………………………………...17
2.2. Формы легитимности и легализации государственной власти…...21
2.3. Соотношение легитимности и легальности государственной
власти. Лжелегитимность и лжелегализация……………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………….......
государственную власть
(правовые акты гитлеровской Германии).
Поэтому, определяя легальность
или нелегальность
Таким образом, государственная власть должна быть законной. Во-первых, должно быть законным само ее происхождение (установление). Узурпация, захват государственной власти не законны, поскольку государственная власть должна вручаться ее органам в соответствии с процедурами конституции. Во-вторых, законной должна быть ее организация. В современном государстве власть не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборы важнейших органов). В третьих, законными должны быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Вмешательство государственной власти в частную жизнь граждан противоречит принципам свободы личности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлинной легальности. Законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами, основанными на признании общечеловеческих ценностей.
2.2. Формы легитимации и легализации государственной власти
Со времен Макса Вебера принято различать три “чистых” типа легитимации власти, которые могут быть применены и к легитимации государственной власти. Это – традиционная, харизматическая и рациональная легитимация.
Традиционная легитимация представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть “выражает дух народа”, соответствует обычаям и традициям, принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения. Традиции имеют огромное значение для укрепления власти монарха в мусульманских странах Персидского залива (Кувейт, Саудовская Аравия). Они определяют вопросы престолонаследия, структуру органов государства. Вместе с религиозными догмами традиции во многом регулируют государственную жизнь в ряде развивающихся стран. Традиции имеют важное значение для легитимации государственной власти в странах, где действует система англосаксонского права. Судебный прецедент – одно из выражений силы традиции. В Великобритании сохранение монархической формы правления (при фактически безвластном монархе во многом связана с особой ролью традиций в Британском обществе).
Харизматическая легитимность (харизма от древнегреческого – “божественный”) – это господство на вере в личные дарования вождя (реже – узко правящей группировки), в исключительную миссию вождя.
Харизматическая легитимация не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств, это сенсерная по своей природе легитимация. Харизма, как правило, индивидуальна. Она создает особый образ. В современных условиях харизматическая власть встречается гораздо реже, чем в прошлом, но она распространена в странах тоталитарного социализма, будучи связанной, с определенной идеологией.
Для укрепления харизмы широко используются специальные обряды: факельные шествия, демонстрации в поддержку власти в особой униформе, коронация монарха.
Рациональная легитимация государственной власти основана на рациональной оценке, связана с формированием убежденности в разумности существующего порядка, законов, правил, принятых в демократическом обществе для управления им. Этот вид легитимации относится к числу основных в современных условиях демократического, правового.
Рациональная легитимация предполагает, что население поддерживает (или отвергает) государственную власть, исходя, прежде всего из собственной оценки действий этой власти. Не лозунги и обещания (они имеют сравнительно кратковременный эффект), не имидж мудрого правителя, часто даже не справедливые законы, а прежде всего практическая деятельность органов государственной власти, должностных лиц, особенно высших, служит основой рациональной оценки.
Что касается легальности государственной власти, то она связана с юридическими процедурами, которые весьма многообразны. Легализация государственной власти, ее органов, их полномочий осуществляется (кроме конституций) и иными правовыми актами: законами (законы о выборах парламента и президента, законы о правительстве, о судебной системе), указами президента, постановлениями правительства, решениями судов.
2.3. Соотношение легитимности и легальности государственной власти. Лжелегитимность и лжелегализация
Что касается соотношения легитимности и легальности
государственной власти, то следует обратиться к точкам зрения В.Е.Чиркина и А.Ф.Черданцева и к их пониманию этого явления.
Для А.Ф.Черданцева легитимная государственная власть, в первую очередь, это власть, установленная в соответствии с процедурой, предусмотренной нормами права, т.е. она легитимируется нормами права. Он рассматривает легитимность с точки зрения нормативной концепции23.
В свою очередь В.Е. Чиркин рассматривает легитимность с социальной, духовно-нравственной точки зрения. Для него легитимная государственная власть это, в первую очередь, представления общества данной страны о должной государственной власти. Такие представления связаны, прежде всего, с материальными, социальными и духовными условиями общественной жизни24. Для него это социальное обоснование власти.
Ни одна из приведенных точек зрения не может быть отвергнута, каждая из них отражает какую-то одну сторону, аспект существования и проявления легитимности государственной власти.
Конституции зарубежных государств устанавливают, что власть исходит от народа (Ст. 2 Основного закона ФРГ 1949 года), принадлежит народу (Ст. 1 Конституции Бразилии 1988 года), народ осуществляет суверенитет (Ст. 1 Конституции Италии 1947 года). Эти краткие формулировки получают развитие во многих главах и статьях основных законов о государственном суверенитете – о верховенстве государственной власти в данной стране и ее независимости внутри и во вне страны, о системе органов государства и их взаимоотношениях25.
Структура конституционно – правового института государственной власти складывается из различных норм, образующих его элементы. Это:
1. Положения о источнике
государственной власти и ее
социальных носителях,
2. Положения о характере
государственной власти (например
формулировка о диктатуре
Но легитимация находится в противоречии с формальной легализацией, если юридические законы не соответствуют номам справедливости, общедемократическим ценностям, установкам, сложившимся у большинства населения страны. В этом случае легитимация либо отсутствует, либо в ходе революционных событий, национально-освободительных движений происходит легитимация иной, антигосударственной, повстанческой, предгосударственной власти, сложившейся в освобожденных районах, которая становится затем государственной. Так развивались события в Китае, Вьетнаме, Лаосе.
Ложная легитимация возможна, когда под воздействием пропаганды, разжигание националистических настроений, использования личной харизмы и других приемов (в том числе запрещения оппозиции и свободной прессы, в результате чего население не имеет должной информации) значительная часть, а то и большинство населения поддерживает государственную власть, удовлетворяющую его некоторые текущие интересы в ущерб его коренным чаяниям26.
Легитимация обычно связывается с юридическим анализом подготовки и принятия конституции, с изучением решений конституционных судов и других органов конституционного контроля, анализом выборов и референдумов. Меньше внимания уделяется содержанию конституционных актов, характеры деятельности государственной власти, сопоставлению программ политических партий и той политики, которую проводят стоящие у власти. Совсем редким является научный анализ программ в сопоставлении с действиями различных высоких должностных лиц.
В свою очередь, в условиях авторитарных и тоталитарных режимов конституции могут приниматься внешне демократическими способами (Учредительным собранием, Верховным Советом в СССР в 1977 году, референдумом на Кубе в 1976 году), они могут содержать демократические положения, права граждан (в Конституции СССР 1936 года закрепился широкий перечень социально-экономических прав) и так далее.27 Но сами выборы парламента, принимающего конституцию, в условиях тоталитарного режима не свободны, а фразы о демократии служат прикрытием подлинной ситуации. Таким образом, при нарушении демократических процедур принятия конституции, иных актов конституционного значения, при несоответствии таких процедур возможностям народа осуществлять учредительную власть при принятии основного закона, при противоречии законов общегуманным ценностям человечества формальный (юридический) закон не соответствует праву. Юридическая легализация государственной власти в таких условиях будет иллюзорной, то есть лжелегализацией.
Очень сложно определить индикаторы легитимации. В данном случае используются также результаты выборов и референдумов, но в первом случае нередки фальсификации, а вторые не всегда отражают подлинные настроения народа. На референдуме 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР большинство избирателей дали утвердительный ответ, но через несколько месяцев СССР распался при безразличии значительной части тех же избирателей.
Таким образом, формальные оценки, применяемые при легализации, требуют глубокого и всестороннего анализа при определении легитимации государственной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При подведении итогов, мы выяснили, что:
Государственная власть – это разновидность социальной власти. Как ее разновидность она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка, общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной.
Государственная власть
обладает юридическим и почти
всегда фактическим верховенством
в обществе, она суверенна в
своих территориальных
Государственная власть, являясь политической, регулирует отношения социальных групп внутри государства.
Государственная власть формализована,
легализована, закреплена в правовой
форме, она реализовывается
Государственная власть, юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное принуждение и насилие.
Государственная власть – явление социально – политическое. Это основная форма проявления политической власти определённой крупной социальной общности, обладающая специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе.
Государственный аппарат – это
огромная и разветвлённая, целостная
иерархическая система
Государственная власть имеет свое социальное и юридическое обоснование.
Социальное обоснование
– это легитимация
Легитимность может быть традиционной – основанной на традиционном авторитете, обычаях, вере в их преемственность; харизматической – основанной на вере в личные дарования вождя и в его исключительную миссию; рациональной – основанной на рациональной оценке действий государственной власти, с формированием убежденности в разумности существующего порядка, законов, правил.
Легальность государственной власти – это юридическое выражение ее легитимности, юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установление), организации и деятельности. Легализация государственной власти осуществляется, прежде всего, конституциями. Конституцией закрепляют основы общественного и государственного строя, порядок создания и систему органов государства, методы осуществления государственной власти, делая их легальными, т.е. законными.
Легализация государственной власти, ее органов, их полномочий осуществляется (кроме конституций) и иными правовыми актами: законами, указами президента, постановлениями правительства, решениями судов.
Мы выяснили, что легитимность государственной власти можно рассматривать как власть установленную в соответствии с процедурой, предусмотренной нормами права, т.е. она легитимируется нормами права. Это нормативное обоснование легитимности государственной власти.
Так же легитимность государственной власти можно рассматривать с социальной, духовно-нравственной точки зрения. Это представления общества данной страны о должной государственной власти. Такие представления связаны с материальными, социальными и духовными условиями общественной жизни.
Информация о работе Государственная власть: легитимность и легальность