Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 06:47, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия и сущности государственной власти, её легальности и легитимности. Данная цель будет реализовываться путём решения следующих задач:
- выявление теоретических основ государственной власти, связанных с определением понятий, признаков и критериев государственной власти;
- обоснование социальной и юридической основы государственной власти, путём раскрытия категорий «легитимность» и «легальность» государственной власти и обоснование этих понятий;
- выделение критериев, на основе которых государственная власть признаётся легальной и легитимной;
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Государственная власть………………………………………………..............5
1.1. Понятие и признаки государственной власти……………….............5
1.2. Понятие и роль аппарата государства…………….………………...11
2. Легитимность и легальность государственной власти…………………......17
2.1. Понятие и критерии легитимности и легальности государственной власти……………………………………………...17
2.2. Формы легитимности и легализации государственной власти…...21
2.3. Соотношение легитимности и легальности государственной
власти. Лжелегитимность и лжелегализация……………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………….......
К числу законодательных органов относятся парламенты, законодательные собрания субъектов федерации, политических автономных образований, а иногда и некоторые другие органы (в Испании законы по местным вопросам издают все автономии). Концепция разделения властей и была выдвинута, в том числе для отрицания права законодательствовать за всеми иными органами, кроме парламента.
В России единственным законодательным органом на федеральном уровне является парламент – двухпалатное Федеральное Собрание.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (Новосибирск, 2003. Гл.5. “Федеральное собрание”, Ст.94-109) “Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.“
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (Ст.95, Ч.1.).
Государственная Дума избирается сроком на четыре года (Ст.96, Ч.1.) и состоит из 450 депутатов (Ст.95, Ч.3.).
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (Ст.99, Ч.1.). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (Ст.95, Ч.2.).
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно (Ст.100, Ч.1.), но палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (Ст.100, Ч.3.).
Правом законодательной инициативы обладает и Президент Российской Федерации (Ст.104, Ч.1.)
Исполнительная власть представлена наибольшим количеством различных органов.
По Конституции
Российской Федерации (
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (Ст.110, Ч.2.).
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы (Ст.111, Ч.1.).
Председатель Правительства Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (Ст.113).
Министерства и различные ведомства, не имеющие или имеющие ранг министерства (налоговая служба или ФСБ РФ), являются центральными
органами отраслевого управления. Каждое из них ведает своей сферой деятельности (государственными финансами, сельским хозяйством). На местах министерства могут иметь свои органы – управления, отделы, которые занимаются вопросами, относящимися к общегосударственной компетенции.
В субъектах Российской Федерации государственная исполнительная власть принадлежит назначаемым Президентом Российской Федерации главам администрации (губернаторам).
Судебную власть осуществляют различные суды, создаваемые в соответствии с законом.
Конституция Российской Федерации (Новосибирск, 2003. Гл.7. “Судебная власть“, Ст.117-129) гласит: “Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом” (Ст. 118, Ч.1.). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, административного и уголовного судопроизводства (Ст.118, Ч.2.).
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации (Ст.125.).
Верховный Суды Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным ссудам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики (Ст.126.).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики (Ст.127.).
Разделённая на три ветви государственная власть не перестаёт быть единой и суверенной: у неё единый властеобразующий источник – народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. По Конституции Российской Федерации (Гл. 4. “Президент Российской Федерации“, Ст.80. Ч.1.) главой государства в Российской Федерации является Президент.
Характерной чертой современного государства является широкое распространение различного рода контрольных органов. Конституционный контроль (конституционные суды, конституционные советы), разного рода комиссары (по наблюдению за осуществлением прав человека и т.п.), генеральные аудиторы, другие органы и должностные лица.
Органы государственного
контроля не занимаются исполнительно-
Органы конституционного
контроля устанавливают факты
Особое место в
2. ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Понятие и критерии легитимности и легальности государственной власти
В Конституции Российской Федерации (Новосибирск, 2003. Ст.3, Ч.3.) установлено, что: “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ“. Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчёркивая её легитимность.
В современном понимании легитимность государственной власти
( legitimus potestas) – это состояние не юридическое, а фактическое, не обязательно формальное, а чаще – неформальное. Легитимация государственной власти – это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, её деятельности определённым, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества, народа, людей. Легитимная государственная власть – это власть, соответствующая представлениям общества данной страны о должной государственной власти. Такие представления связаны, прежде всего, не с юридическими нормами, а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни.
В основе легитимации лежит вера людей в то, что их блага (материальные и духовные) зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе, убеждение в том, что такой порядок выражает их интересы. Легитимация прямо связана с интересами людей16. Она создаётся
преданностью людей
определённой личности), который выражает непреложные ценности бытия.
Легитимность государственной власти оценивается обычно с точки зрения ее соответствия интересам большинства населения, его представлениям о власти. То, что является легитимным для одних слоев населения, нелегитимно и противозаконно для других. Поэтому легитимация связана не с одобрением всего общества (это крайне редкий вариант), а с принятием ее большинством населения при уважении и защите прав меньшинства.
Но арифметическое большинство не всегда может служить основой подлинной легитимации государственной власти. Не всякие оценки большинства делают государственную власть подлинно легитимной. Решающим критерием является ее соответствие общечеловеческим ценностям.
Следствием легитимности государственной власти является ее авторитет в обществе. Большинство населения добровольно и сознательно подчиняется ей, законным требованиям ее органов и представителей, что предает ей устойчивость, стабильность, необходимую степень свободы в осуществлении государственной политики. Чем выше уровень легитимации государственной власти, тем шире возможности руководства обществом с минимальными “силовыми” издержками и затратами “управленческой энергии”. Вместе с тем легитимная власть в праве и обязана в интересах общества применять меры принуждения, предусмотренные законом17.
Легитимация государственной власти оценивается не по словам ее представителей (хотя и это имеет значение), не по текстам принятых ею программ и законов (хотя и это важно), а по практической деятельности, по способам решения ею коренных вопросов жизни общества и каждой личности.
В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (стр. 7) фактически перечисляются условия такой легитимации. Чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства – участники проводят свободные выборы с разумной периодичностью, предусмотренной законом; допускают свободную состязательность кандидатов; гарантируют всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании; уважают право граждан добиваться политических или государственных постов, создавать политические партии; обеспечивают проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности. Именно с точки зрения легитимности представительные органы должны рассматриваться как основополагающие, первичные органы, составляющие политическую основу общества. Все другие органы выступают как вторичные, производные, формируемые представительными органами, выражающими суверенитет народа. Очевидно, что легитимными должны быть не только способы учреждения органов государства, но и цели и методы осуществления ими власти18.
Легитимность государственной власти находит свое выражение в ее
поддержке населением. Эта поддержка может быть выражена мыслями,
чувствами, действиями. Она находит свое выражение в результатах голосования на выборах парламента, президента, других органов, в итогах референдума, массовых демонстрациях населения, одобряющих те или иные мероприятия правительства и так далее.
Нелегитимная власть является узурпаторской. Она представляет собой прежде всего захват власти незаконными методами с опорой на грубую силу или нарушение процедуры выборов, использования власти в целях, непредусмотренных законом и методами, противоречащими ему. Следовательно, узурпировать можно и власть, легитимно установленную, если злоупотреблять ею, т.е. использовать в незаконных целях и незаконными методами или грубо нарушать порядок смены носителей власти (игнорирование сроков перевыборов, новых актов легитимации, ведущих к смене носителей власти и т.п.) заметим, что народ имеет право на восстание
против нелегитимной, узурпаторской власти. Это косвенно признается во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН, в преамбуле которой сказано, что охрана законом прав человека необходима для того, чтобы он не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения19. В Конституции Российской Федерации (Новосибирск, 2003, Статья 3. Ч. 4) сказано: “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону”.
Юридическим выражением легитимности государственной власти служит ее легальность. Термин “легализация” происходит от латинского слова “legalis”, что значит законный. Легализация государственной власти – это юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего, конституциями, особенно если они, принимаются на референдуме (Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года). Конституцией закрепляют основы общественного и государственного строя, порядок создания и систему органов государства, методы осуществления государственной власти, делая их легальными, т.е. законными20.
Легализация государственной власти неразрывно связано с содержанием конституции. Реакционные конституции, принятые даже с соблюдением необходимых процедур, на деле могут создать лишь лжелегализацию21.
Легализация государственной власти - понятие юридическое. Обоснование властных полномочий в данном случае коренится в юридических актах, хотя бывают такие конституционные акты, которые легализуют антинародную, антидемократическую, террористическую
Информация о работе Государственная власть: легитимность и легальность