Государственная власть: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Ученые выделяют много внимания, но вопросы о государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Между тем знание этих вопросов необходимо студентам как для более глубокого усвоения самой теории государства и права, так и для последующего изучения таких, например, дисциплин, как конституционное и административное право. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что государственная власть необходима в управлении государством, обществом и т.д. и в любой сфере деятельности.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Понятие государственной власти...............................................................4

1.1. Государственная власть как разновидность социальной власти....................4

1.2. Соотношение государственной власти и государства.....................................7

1.3. Методы осуществления государственной власти............................................8

Глава 2. Особенности государственной власти.....................................................14

2.1. Признаки государственной власти...................................................................14

2.2. Структура государственной власти..................................................................20

2.3. Виды государственной власти и их взаимосвязь............................................25

Глава 3. Легализация и легитимация государственной власти.............................32

Глава 4. Единство государственной власти и разделение властей.......................37

Заключение.................................................................................................................41

Список литературы....................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая Теория гос-ва и права.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведении, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям - так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

2) Как метод осуществления государственной административной власти поощрение представляет собой систему способов поощрительного административного воздействия. Систематически вступая в отношения с большим числом граждан и организаций, обладая огромными полномочиями, распоряжаясь колоссальными материальными ресурсами, государственная администрация использует разнообразные средства поощрения, отмечает заслуги многих. 
    Для лучшего понимания того, что поощрение — важный метод административного воздействия, необходимо вспомнить, что главная цель администрации — созидание, организация, совершенствование. Стимулирование хороших дел органично связано с позитивной административной- деятельностью. А разнообразие славных дел очень велико, а значит, и средства их поощрения должны быть многочисленны. 
Все средства позитивного стимулирования по способу их воздействия на поощряемых можно поделить на: 
•моральные; 
•материальные, 
•смешанные; 
•статутные. 
     Очень широко на практике используются такие средства морального поощрения, как объявление благодарности, награждение грамотой. К сожалению, сейчас намного меньше, чем раньше, используется такое поощрение, как занесение на Доску Почета (предприятия, вуза, района, города). К военнослужащим, работникам органов внутренних дел, кроме того, применяются такие средства морального поощрения, как снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания, занесение в Книгу почета, награждение нагрудным знаком, награждение личной фотографией служащего, снятого у развернутого Знамени части (органа внутренних дел).     Специфическим средством поощрения выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования является диплом с отличием, спортсменов — звание (мастер спорта и др.), а организаций — награждение знаменем. 
     Самые распространенные материальные поощрения — премии и ценные подарки. Существует огромное разнообразие премий (в том числе государственные, правительственные, производственные). А ценным подарком может быть почти любой предмет материального мира, имеющий ценность. Правда, сейчас не одаряют земельными угодьями, как в XVIII—XIX вв., но машины, квартиры в качестве наград используются. Кроме того, в вузах и в иных учебных заведениях студентам, учащимся повышаются размеры стипендий, сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие-офицеры награждаются именным оружием. 
Меры поощрения могут быть одновременно и моральными, и материальными. Такой смешанный характер воздействия имеет, например, досрочное присвоение очередного звания или присвоение звания на одну ступень выше, чем предусмотрено по занимаемой должности. Помимо морального эффекта такая мера имеет и материальный эффект — увеличение размера, получаемого оклада. Смешанный характер имеют именные студенческие стипендии, награды победителям конкурсов, олимпиад. 
     Говоря о смешанном характере воздействия, нужно иметь в виду кроме чисто морального и материального поощрения еще и приобретение в связи с этим дополнительных прав: льгот при приеме в вузы, увеличение отпуска и др. Здесь можно упомянуть и досрочное снятие судимости. 
     Администрация исправительного учреждения вправе поощрить осужденного к лишению свободы разрешением на получение дополнительной посылки, дополнительный телефонный разговор, дополнительное свидание, увеличение продолжительности прогулки, переводом со строгого режима отбывания наказания на общий. 
     При строгом подходе статутные средства поощрения можно считать смешанными. Но их основная особенность в том, что они изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в орденоносца, заслуженного артиста (строителя, агронома, учителя, тренера, геолога и т. д.), почетного гражданина города, лауреата Государственной премии. 
     Применяются статутные меры в основном к гражданам. Но когда они используются в отношении организаций, статус последних тоже изменяется. Например, если театр стал академическим.

3) Государственная власть не  может обойтись без особого,  только ей присущего вида принуждения  - государственного принуждения.  Используя его, властвующий субъект  навязывает свою волю подвластным.  Этим государственная власть  отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение- это  психологическое, материальное или  физическое (насильственное) воздействие  полномочных органов и должностных  лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства.

Само по себе государственное принуждение - острое и жестокое средство социального  воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и поэтому способно обеспечить безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между обществом и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное правомерное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и не правовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное  принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами  и которые применяются в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимом суде. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлено тем, в какой мере оно:

а) подчинено общим принципам  данной правовой системы.

б) является правовым по своим основаниям и условиям применения.

в) действует через механизм прав и обязанностей.

в) оснащено развитыми процессуальными  формами.

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия- проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т.д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

В итоге данной главы, нужно отметить следующее, что государственная  власть – это разновидность социальной власти, суть которой состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воле подвластных в целях управления общественными процессами, обеспечения организованности и порядка в обществе. .

В структуре государственной  власти взаимодействуют, переплетаясь, компоненты социально- психологического, нравственного, правового и предметно- материального порядка.

 

 

 

Глава 2. Особенности  государственной власти.

2.1. Признаки государственной власти.

 

В современной отечественной  юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших  место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

Рассматривая признаки государственной власти можно сказать, что всякая власть социальна. Она складывается и проявляется в отношениях между людьми, то есть в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество. Власть имеет волевой характер. Всякая власть - это проявление человеческой воли.

Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в  стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека. Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном случае воля властвующих не может быть реализована.

Власть в обществе бывает различной. Ее можно рассматривать в 
зависимости от областей, в которых она проявляется. По этому основанию 
можно выделить такие разновидности власти, как экономическая власть, 
идейная власть, семейная власть, политическая власть. Государственная власть является разновидностью социальной власти.

В целом, государственной власти присущи те же признаки, что и государству.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда среди основных признаков  государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также  единой системы обороны и внешней  политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н.В. Власенко, проф. В.В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков  государства.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между  различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Информация о работе Государственная власть: понятие и виды